Особый отдел судебных приставом может быть в 2024 году

Опубликовано: 17.05.2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности межрайонных структурных подразделений территориальных органов ФССП России, на которые возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц в части организации исполнительного производства (утв. И.о. директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации 19 августа 2015 г.)

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации деятельности межрайонных структурных подразделений территориальных органов ФССП России по исполнению особых исполнительных производств, на которые возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с федеральными законами от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», приказом Минюста России от 21.05.2013 № 74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов».

1.2. Межрайонные отделы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств функционируют в каждом территориальном органе ФССП России, за исключением Отдела ФССП России по Ненецкому автономному округу.

1.3. В Методических рекомендациях применяются следующие понятия: межрайонные отделы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств - межрайонные структурные подразделения территориальных органов ФССП России по исполнению особых исполнительных производств (сокращенное наименование - МОСП по ОИП). Особые исполнительные производства - сложные с точки зрения процедуры принудительного исполнения или отличающиеся особой экономической, социальной или общественно-политической значимостью для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также иные категории, требующие для качественного исполнения централизованной организации работы.

2. Цели и задачи создания межрайонных отделов судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств

2.1. Целью создания межрайонных отделов судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств является повышение качества принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов и должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов).

2.2. Создание межрайонных отделов судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств способствует реализации следующих задач:

исполнению особых исполнительных производств наиболее квалифицированными работниками территориальных органов ФССП России и усилению контроля со стороны аппарата управления территориального органа ФССП России, в том числе в целях снижения коррупционных рисков;

централизации исполнения отдельных категорий исполнительных производств.

По решению руководителей территориальных органов ФССП России - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации могут создаваться иные межрайонные структурные подразделения территориальных органов ФССП России по предметному или территориальному принципу (по взысканию налоговых платежей, административных штрафов, административному выдворению, исполнению исполнительных производств неимущественного характера и т.д.).

3. Основные функции межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств

3.1. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России исполнения судебных актов и актов других органов, применения мер принудительного исполнения на основании соответствующего исполнительного документа.

3.2. Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России производства по делам об административных правонарушениях.

3.3. Организация в соответствии с законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Минюста России, ФССП России и территориального органа ФССП России проведения оценки и учета арестованного и изъятого имущества, хранения и принудительной реализации арестованного и изъятого имущества.

3.4. Формирование и ведение банков данных, содержащих сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов.

3.5. Обеспечение в пределах компетенции защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

3.6. Организация приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок.

3.7. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МОСП по ОИП, организация делопроизводства.

3.8. Представление интересов территориального органа ФССП России в судебных процессах, при необходимости - обеспечения участия в них работников МОСП по ОИП.

3.9. Обобщение и анализ статистических и иных информационных материалов о деятельности МОСП по ОИП.

3.10. Составление статистической отчетности, представление ее в установленные сроки в аппарат территориального органа ФССП России.

3.11. Осуществление иных функций в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, правовыми актами ФССП России и территориального органа ФССП России.

4. Территория осуществления деятельности

МОСП по ОИП осуществляет свою деятельность на всей территории субъекта Российской Федерации.

5. Осуществление старшим судебным приставом межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам полномочий руководителя группы принудительного исполнения

В соответствии с постановлением главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или вынесенным старшим судебным приставом МОСП по ОИП постановлением о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения, старший судебный пристав МОСП по ОИП, при котором создается группа принудительного исполнения, осуществляет установленные Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» полномочия старшего судебного пристава (руководителя группы принудительного исполнения) в отношении судебных приставов-исполнителей, включенных в состав группы принудительного исполнения.

6. Служебная нагрузка судебных приставов-исполнителей

Условная степень служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей МОСП по ОИП рассчитывается в соответствии с приказом ФССП России от 04.08.2011 № 340 «О паспорте нагрузки территориальных органов ФССП России».

Небольшие отклонения от оптимального значения могут зависеть от преобладания каких-либо категорий исполнительных производств. Например, если основную часть находящихся на исполнении в МОСП по ОИП составляют исполнительные производства о взыскании значительных сумм, в том числе по сводным исполнительным производствам, возможно отклонение от оптимального значения условной степени служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей в меньшую сторону, а если преобладают исполнительные производства, не требующие больших временных затрат на их исполнение и переданные в МОСП по ОИП в целях централизованной активизации работы, возможно отклонение от оптимального значения условной степени служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей в большую сторону.

При этом, оценивая служебную нагрузку судебных приставов-исполнителей МОСП по ОИП, рекомендуется учитывать наличие сводных исполнительных производств (как одно исполнительное производство, независимо от количества исполнительных производств, входящих в сводное).

7. Определение категорий исполнительных документов, рекомендуемых к исполнению в межрайонных отделах судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств

7.1. В настоящее время по решению руководства территориальных органов ФССП России категории исполнительных документов и исполнительных производств, подлежащих исполнению в межрайонном отделе закреплены в положении о МОСП по ОИП и (или) приказом (распоряжением) руководителя территориального органа ФССП России.

Наиболее целесообразным представляется закрепление в положении о МОСП по ОИП категорий исполнительных документов и исполнительных производств, которые подлежат исполнению в данном отделе постоянно, и распоряжением руководителя территориального органа ФССП России - дополнительных категорий исполнительных документов и исполнительных производств, передача которых актуальна в текущем периоде и перечень которых может быть пересмотрен в зависимости от складывающейся ситуации.

7.2. В положении о МОСП по ОИП предлагается закреплять перечень исполнительных документов и исполнительных производств, подлежащих исполнению работниками МОСП по ОИП, по следующим критериям:

7.2.1. Исполнительные производства в отношении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице их центральных аппаратов.

7.2.2. Исполнительные производства в отношении стратегического предприятия либо стратегического акционерного общества, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 и в Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р.

7.2.3. Исполнительные производства о взыскании таможенных платежей.

7.2.4. Исполнительные производства о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за преступления, находящиеся на исполнении в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России, расположенных в республиканских, краевых и областных центрах.

7.2.5. Исполнительные производства о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за преступления и правонарушение коррупционной направленности.

7.2.6. Исполнительные производства о возмещении ущерба, причиненного преступлением коррупционной направленности.

7.2.7. Исполнительные производства об исполнении требований судебных актов, вынесенных судами по искам прокуроров или заместителей

прокуроров субъектов Российской Федерации либо постановлениям прокуроров или заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации о возбуждении дел об административных правонарушениях.

7.2.8. Исполнительные производства о взыскании административных штрафов по постановлениям уполномоченных органов, у которых отсутствуют территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченных органов, в том числе региональных органов власти, у которых отсутствуют структурные подразделения на территории субъекта Российской Федерации.

7.2.9. Исполнительные производства о взыскании в пользу предприятий топливно-энергетического комплекса задолженности за электроэнергию, газ и теплоэнергию, сторонами которых (должник и взыскатель) выступают юридические лица.

7.2.10. Исполнительные производства неимущественного характера в интересах участников Великой отечественной войны (приравненных к ним лиц).

7.2.11. Исполнительные производства о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

7.2.12. Исполнительные производства об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации (за исключением территориальных органов ФССП России, в которых созданы специализированные отделы по выдворению, а также территориальных органов ФССП России, в которых в силу территориальной расположенности специализированных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства целесообразно исполнение указанной категории исполнительных производств в близлежащем структурном подразделении территориального органа ФССП России).

7.2.13. Исполнительные производства, в рамках которых объявлен исполнительный розыск ребенка.

7.2.14. Исполнительное производство, по которому руководителю территориального органа ФССП России направлено поручение главного судебного пристава Российской Федерации либо его заместителя о передаче для дальнейшего исполнения в МОСП по ОИП.

7.2.15. Исполнительные производства о взыскании задолженности в рамках государственных оборонных заказов.

7.2.16. Исполнительные производства, взыскателем по которым выступает Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

7.3. Руководители территориальных органов ФССП России - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации также определяют дополнительные категории исполнительных производств, подлежащие обязательному исполнению в МОСП по ОИП, имеющие широкий общественный резонанс и социальную значимость с учетом особенностей территориального органа ФССП России.

8. Порядок передачи в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств исполнительных документов и исполнительных производств

8.1. Информация о категориях исполнительных производств, подлежащих исполнению в МОСП по ОИП, размещается на Интернет-сайте территориального органа ФССП России.

8.2. В случае поступления исполнительного документа, подлежащего исполнению в МОСП по ОИП, в аппарат управления территориального органа ФССП России, он не позднее следующего рабочего дня передается в МОСП по ОИП.

8.3. В случае поступления исполнительного документа, подлежащего исполнению в МОСП по ОИП, в другое структурное подразделение территориального органа ФССП России, начальник этого структурного подразделения обеспечивает своевременное возбуждение исполнительного производства в установленный законодательством об исполнительном производстве срок и незамедлительно (не позднее следующего рабочего дня) направляет соответствующую служебную записку в отдел организации исполнительного производства территориального органа ФССП России.

8.4. В случае необходимости передачи в МОСП по ОИП возбужденного исполнительного производства, начальник этого структурного подразделения незамедлительно (не позднее следующего рабочего дня) направляет соответствующую служебную записку в отдел организации исполнительного производства территориального органа ФССП России.

Отдел организации исполнительного производства территориального органа ФССП России готовит проект постановления главного судебного пристава субъекта Российской Федерации о передаче исполнительного документа или исполнительного производства в МОСП по ОИП в соответствии с ч. 9 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и не позднее следующего рабочего дня представляет его руководителю территориального органа ФССП России для принятия решения.

Постановление главного судебного пристава субъекта Российской Федерации о передаче исполнительного производства в МОСП по ОИП не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется старшим судебным приставам передающего и принимающего подразделения.

Старший судебный пристав передающего подразделения, получив указанное постановление, не позднее дня, следующего за днем его получения, организует передачу исполнительного производства в МОСП по ОИП в порядке, предусмотренном ч.ч. 7.1, 7.2 и 9 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

8.5. В порядке, указанном в пунктах 8.2 и 8.3 методических рекомендаций передаются в МОСП по ОИП, исполнительные производства, подлежащие присоединению к сводным (объединению в сводные) исполнительным производствам, находящимся на исполнении в МОСП по ОИП.

9. Заключительные положения

Методические указания ФССП России по формированию и организации деятельности межрайонных структурных подразделений территориальных органов ФССП России, на которые возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц в части организации исполнительного производства от 12.05.2014 № 0001/11 с изменениями от 30.05.2014 № 0001/12, внесенными в методические указания по формированию и организации деятельности межрайонных структурных подразделений территориальных органов ФССП России, на которые возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц в части организации исполнительного производства от 12.05.2014 № 0001/11 считать утратившими силу.

И.о. директора
Федеральной службы судебных
приставов - главного судебного
пристава Российской Федерации
С.В. Сазанов

Управление организации
исполнительного производства

Обзор документа

Разработан новый порядок организации межрайонных отделов судебных приставов территориальных органов ФССП России по исполнению особых исполнительных производств (МОСП по ОИП). Как и прежде, определено, что особые исполнительные производства - это сложные по процедуре исполнения или отличающиеся особой экономической, социальной или общественно-политической значимостью, а также иные категории, требующие централизованной организации работы. МОСП по ОИП осуществляет свою деятельность на всей территории субъекта Федерации.

Нововведения содержатся в списке критериев, по которым в положении о МОСП по ОИП предлагается закреплять перечень документов и производств, подлежащих исполнению. Из прежнего списка исключены исполнительные производства, поставленные под контроль по решению главного судебного пристава России о взыскании с юрлиц денежных средств. Добавлены два новых критерия. Это взыскание задолженности в рамках гособоронзаказов и производства, взыскателем по которым выступает Госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов". В остальном порядок остался без изменений.

Прежний порядок формирования и организации межрайонных структурных подразделений ФССП России признан утратившими силу.

Основными задачами Управления организации обеспечения установленного порядка деятельности судов являются:

Организация деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов и территориальных органов ФССП России по обеспечению безопасности исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов, выявлению и пресечению административных правонарушений, а также организация их специальной подготовки.

Организация деятельности специализированных отделов оперативного дежурства территориальных органов ФССП России.

Обеспечение организационного и методического руководства деятельностью Управления по исполнению особо важных исполнительных производств и территориальных органов ФССП России по вопросам обеспечения безопасности исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов, административной практики судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Развитие служебно-прикладных видов спорта в Федеральной службе судебных приставов.

Разработка мер, направленных на выявление и пресечение административных правонарушений судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления по исполнению особо важных исполнительных производств и территориальных органах ФССП России.

Обеспечение в пределах компетенции сохранности
и конфиденциальности персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Управление осуществляет следующие полномочия:

Запрашивает и получает в установленном порядке необходимые для реализации своей деятельности материалы от структурных подразделений центрального аппарата ФССП России и ее территориальных органов.

Привлекает в установленном порядке структурные подразделения центрального аппарата ФССП России и ее территориальные органы к решению вопросов, отнесенных к компетенции Управления.

Вносит на рассмотрение руководства ФССП России предложения по повышению эффективности деятельности ФССП России,
а также иные предложения и вопросы.

Созывает в установленном порядке совещания с участием представителей структурных подразделений центрального аппарата
ФССП России для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

Участвует в подготовке материалов для рассмотрения
на совещаниях у руководства ФССП России по вопросам, отнесенным
к компетенции Управления;

Ведет в установленном порядке переписку по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

Привлекает с согласия руководителей структурных подразделений центрального аппарата ФССП России работников этих подразделений для осуществления мероприятий, проводимых Управлением в соответствии с возложенными на него функциями.

В пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета
по вопросам, относящимся к сфере деятельности ФССП России.

Осуществляет рассмотрение обращений граждан и писем организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

Организует работу ФССП России по обеспечению исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов
и осуществлению административной практики судебными приставами
по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориальных органов ФССП России в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Взаимодействует в сфере обеспечения исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов и административной практики судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориальных органов ФССП России с Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, МЧС России, правоохранительными органами.

Осуществляет сбор, обобщение, анализ и оценку информации
о практике применения законодательства Российской Федерации
по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и вносит руководству ФССП России предложения по его совершенствованию.

Разрабатывает методические рекомендации, осуществляет подготовку аналитических, информационных и иных материалов
по вопросам обеспечения исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов и административной практики судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления по исполнению особо важных исполнительных производств
и территориальных органов ФССП России, оказывает методическую помощь Управлению по исполнению особо важных исполнительных производств
и территориальным органам ФССП России.

Организует специальную подготовку работников ФССП России в пределах компетенции Управления.

Осуществляет контроль за деятельностью специализированных отделов оперативного дежурства территориальных органов ФССП России.

Осуществляет в пределах своей компетенции сбор, учет, обобщение и контроль поступающих из Управления по исполнению особо важных исполнительных производств и территориальных органов
ФССП России специальных донесений и информационных сообщений
о чрезвычайных происшествиях и преступлениях.

Организует проведение спортивных мероприятий ФССП России.

В пределах своей компетенции вносит предложения
по наполнению официального интернет-сайта ФССП России.

Проводит анализ статистических показателей по направлению деятельности Управления.

Осуществляет контроль за организацией работы по обеспечению исполнительных действий и осуществлению административной практики судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления по исполнению особо важных исполнительных производств.

Организует и контролирует деятельность судебных приставов
по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления
по исполнению особо важных исполнительных производств
и территориальных органов ФССП России по охране зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов.

Судебный пристав – это должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС);

судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Деятельность судебных приставов - государственных гражданских служащих Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах».

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела - старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

соблюдать Конституцию РФ и законы,

защищать права граждан и государства,

достойно переносить трудности профессии,

соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также

по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Полномочия судебных приставов

Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

- обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

- применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

- формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

- осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Обязанности судебных приставов

Обязанности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

Обеспечивать безопасность всех участников судебного процесса и доставки материалов в суд;

Поддерживать общественный порядок в суде.

Охранять здания суда;

Осуществлять привод лиц, которые не ходят добровольно посетить судебное заседание;

Проходить специальную подготовку и проверку на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.

Главная обязанность пристава-исполнителя - принять все меры для исполнения решения суда.

Ответственность судебных приставов

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки.

Законодательство устанавливает следующий перечень дисциплинарных взысканий:

предупреждение о неполном служебном соответствии,

При этом применение других взысканий не допускается.

Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица.

До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Исполнительное производство — это юридические действия по исполнению решений судов, иных органов и должностных лиц. Данную функцию осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Расскажем о сложных с точки зрения процедуры — особых исполнительных производствах.

  1. Когда возбуждаются
  2. Наличие значительной материальной либо имущественной составляющей
  3. Исполнение требований неимущественного характера
  4. Юридическая или экономическая значимость
  5. В чём отличие
  6. Субъективный состав и специфика производства

Когда возбуждаются

Особые исполнительные производства возбуждаются в отношении дел повышенной категории сложности. Полномочия по их исполнению возложены на специальные подразделения Министерства юстиции — территориальные отделы по особым исполнительным производствам.

Повышенную категорию сложности представляют дела, которые:

  • имеют высокую материальную либо имущественную составляющую;
  • предполагают исполнение требований неимущественного характера, связанных с отдельными категориями граждан и установлением определенных фактов;
  • имеют особенную юридическую либо экономическую значимость.

Каждый субъект РФ определяет свои критерии отнесения исполнительных производств к категории «особые». Они зависят от уровня жизни людей в конкретном регионе, закрепляются соответствующим правовым актом, утверждаются руководителем территориального органа ФССП. Например, в Москве под категорию «особые» попадают действия по исполнению судебных решений о взыскании сумм свыше 50 млн. рублей, тогда как в Самарской области пороговое значение долга составляет 10 млн. рублей.

Перечень дел, в отношении которых возбуждается особое исполнительное производство, можно представить в нижеследующем виде.

Особые исполнительные производства

Наличие значительной материальной либо имущественной составляющей

Особое исполнительное производство возбуждается по делам о взыскании крупных денежных сумм, штрафов; сносе многоквартирных жилых домов, розничных торговых рынков, объектов социального назначения; взыскании таможенных платежей, задолженностей по заработной плате сотрудникам, задолженностей юридическими лицами платы за электроэнергию, теплоэнергию, газ; о признании права муниципальной собственности на бесхозную недвижимую вещь.

Исполнение требований неимущественного характера

Особого исполнительного производства требуют дела связанные с обеспечением дополнительной защиты фигурантов дела. К ним относятся ограничение или восстановление дееспособности, восстановление нарушенных прав несовершеннолетних детей, установление ошибок в актах гражданских состояний, дела о нарушении прав большого количества граждан (преступления в области экологии, транспорта, связи и др.). Дела о признании граждан в качестве безвестно отсутствующих либо умерших, об усыновлении (удочерении) и другие.

Юридическая или экономическая значимость

В особом производстве нуждаются дела в отношении крупных организаций и стратегических предприятий — таких, как компания «Юкос», Мосэнерго, завод АЗЛК, группа компаний «Северсталь». Дела, возбужденные в отношении государственных органов, структур, а также вызвавшие общественный резонанс — например, связанные с коррупционными действиями высокопоставленных лиц.

Стадии исполнительного производства

В чём отличие

Главный признак, отличающий особое производство — отсутствие спора о праве. Это означает, что между субъектами права отсутствуют разногласия. Предмет рассмотрения — законный интерес, не вызывающий противоречий между фигурантами дела. Цель процесса состоит в защите определенного интереса — установление конкретного факта либо состояния.

Порядок особого производства исключает ведение споров о правоотношениях сторон по делу. Иными словами — право есть, а спора нет. Например, некая компания путём нецелевого использования федеральных денежных средств нанесла ущерб государству. Факт установлен законом. В целях защиты интересов государства возбуждается особое исполнительное производство по взысканию долга с должника. Другой пример: необходимо исправить ошибочную запись в акте гражданского состояния. Налицо факт ошибки, нарушающий права некого лица. Возбуждение особого исполнительного производства призвано восстановить нарушенное право такого лица. В обоих примерах спор между правовыми субъектами отсутствует, так как имеется установленный законом факт нарушения права.

Видео по теме: Возбуждение исполнительного производства

Субъективный состав и специфика производства

Имеет особенность и субъективный состав исполнения дел особого характера, исключая использование исковых институтов. В качестве средства защиты нарушенного права выступает заявление участника права о нарушении. Такой участник именуется заявителем, а все остальные — заинтересованными лицами. Особое производство исключает наличие в деле истца, ответчика, третьих лиц.

Специфическим признаком особого производства является то, что все вопросы, подтверждающие те или иные субъективные возможности заявителя, находятся вне пределов рассмотрения.

Таким образом, особое исполнительное производство не затрагивает права сторон относительно друг друга либо лиц, интересы которых подлежат защите. Единственное мерило процесса — это законный интерес.

Пока все обсуждают Закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» продолжим говорить о незаслуженно обделенных вниманием судебных приставах по ОУПДС.

Одной из основных задач, стоящих перед судебными приставами по охране установленного прядка деятельности судов является охрана участников судебного процесса.

Как отметил в одном из интервью Директор ФССП Дмитрий Аристов: «Основными трудностями, с которыми приходится сталкиваться судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) при несении службы, являются нарушение порядка в залах судебных заседаний, а также в зданиях (помещениях) судов, в том числе: отсутствие адекватной реакции на законные требования судьи, судебного пристава по ОУПДС со стороны посетителей, грубость и хамство в открытой форме, попытки применения физической силы в отношении судебных приставов по ОУПДС. Кроме того, имеют место попытки проноса запрещенных предметов в здания (помещения) судов.»

Часто в адрес судебных приставов летят обидные сравнения с ЧОПовцами, ехидные комментарии по владению оружием. Бурное негодование вызвала статья про Зеленый берет – символ доблести судебного пристава по ОУПДС.

Думаю, что данные высказывания позволяют себе люди далекие от Службы, не понимающие и не знающие задач, стоящих пред ней. Очень много провокаций со стороны должников.

Давайте поговорим об охране судов предметно.

Все с интересом читают о громких расследованиях и задержаниях членов преступных сообществ, бандформирований, убийц, насильников, воров и других преступников переступивших Закон. Никто не сомневается в доблести и отваге сотрудников ФСБ, ОМОН, СОБР и других силовых подразделений проводящих операции по задержанию и обезвреживанию негодяев разного сорта.

Но все эти негодяи и подонки, если их не ликвидировали при задержании, окажутся где?

Правильно, в суде.

Взаимодействие с ФСБ в суде.

Редко когда преступник после задержания сразу перевоспитывается, и конечно, если он скажет «Мамой клянусь – больше не буду грабить, убивать, насиловать» никто ему не поверит.

Для принятия решения о его дальнейшей судьбе проводятся судебные заседания в зале суда.

И не важно, какой тяжести рассматриваются дела в суде, судебный пристав должен быть всегда в полной боевой готовности и быть готов к самым экстремальным событиям.

Такая специфика работы обязывает судебных приставов по ОУПДС проходить специальную подготовку, а также систематическую проверку (не реже одного-двух раз в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Силами судебных приставов по ОУПДС предотвращено много преступлений, сорвано множество покушений на судей и участников судебного процесса.

И хотя всем известно, что запрещенные предметы в суд проносить нельзя, многие пытаются нарушить запрет.

Запрещенка

Часто, в суд пытаются пронести запрещенные предметы, выявить преступника помогают не только стационарные рамки металлодектора, но и профессионализм судебных приставов.

Изъятые предметы

Маленькая армия ФССП. Охрана судов.

Колюще – режущие предметы пытаются пронести в пряжках ремней, в тростях, в виде кольев из древесины и т.п.

Именно поэтому регулярные тренировки с привлечением все возможных служб, постоянные силовые упражнения, тренинги, стрельбы, сдачи нормативов и т.д. не погоня за «статусом». Это «статус» в скором времени «узаконит» деятельность ФССП как одну из силовых структур, со своими задачами, выполняемыми и сейчас на высшем уровне.

В Перми, в один день участники сразу двух судебных заседаний прибавили к рассматриваемым в суде делам еще и по одному уголовному, по статье «Применение насилия в отношении представителя власти», им грозит от одного года до пяти лет лишения свободы.

Один, будучи фигурантом уголовного дела о причинении легкого вреда здоровью с применением оружия, подкрепившись для смелости горячительным, хотел силой заставить судью отказаться от переноса рассмотрения дела, на которое опоздал, второй решил силой убедить судью не взыскивать с него ущерб. Слаженные и грамотные действия судебных приставов ОУПДС уберегли от беды, но не уберегли стационарный металодетектор, который во втором случае, при попытке бегства от судебных приставов по ОУПДС, свалил драчливый гражданин.

Есть среди судебных приставов по ОУПДС и герои, которые рискуя своей жизнью, спасают людей. Со дня образования Федеральной службы судебных приставов за мужество, отвагу и самоотверженность орденом Мужества награждены 8 человек (в том числе 3 посмертно), медалью "За отвагу" 5 человек (в том числе 1 посмертно). За смелость и решительность, проявленные при исполнении служебного долга, а также за совершение гражданских поступков в условиях, сопряженных с риском для жизни, медалью Федеральной службы судебных приставов "За доблесть" награждены 22 человека.

01 ноября 2013 года, в профессиональный праздник День Судебного Пристава в небольшом двухэтажном здании мирового суда в поселке Заозерный на окраине Кургана прогремели два взрыва. В 13.50 в суд пришел обвиняемый по ст. 116 УК (умышленное причинение легкого вреда здоровью). через 10 минут должно было слушаться его дело, кабинеты суда находятся на втором этаже: чтобы туда попасть, необходимо было пройти досмотр у судебных приставов на первом этаже, проигнорировав требование судебных приставов о досмотре, обвиняемый попытался пройти мимо них и уже стал подниматься по лестнице, когда два пристава остановили его и попытались вывести из здания. В этот момент мужчина взорвал гранаты, судебный пристав по ОУПДС Михаил Малинников от взрыва погиб на месте, его напарник Александр Шаройко не пострадал (на обоих сотрудниках были бронежилеты).

Погибшему судебному приставу по ОУПДС Михаилу Малинникову было 28 лет, 25 ноября он должен был отметить день рождения. Награжден Орденом мужества посмертно.

Олег Колокольцев, судебный пристав по ОУПДС Губкинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Белгородской области, предотвратил подрыв боевой гранаты и гибель людей у помещения Сбербанка. Задержал злоумышленника. Награжден орденом Мужества в марте 2015 г.

И это далеко не все герои .

Каждый гражданин, участвуя в судебном процессе по защите своих нарушенных прав и свобод, должен рассчитывать на справедливое правосудие. На то, что обидчик не сможет запугать судью, либо участников процесса.

«Оп, и нарушитель на полу с помощью приемов рукопашного боя»

Поэтому боятся сильных судебных приставов могут только нарушители закона. Чем сильнее и профессиональнее будут судебные приставы, чем выше будет престиж службы в ФССП, тем больше выиграет рядовой гражданин.

Читайте также: