Налоговые органы судебному приставу могут предоставить в 2024 году

Опубликовано: 07.05.2024

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Налоговые органы судебному приставу могут предоставить?».

Приставы могут запросить справку у налоговой

Приставы могут запросить справку у налоговой

Напишите жалобу в пракурату на действия (бездействия) пристава. Евгения, также судебный пристав может вынести постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направить по месту работы должника. Главный бухгалтер обязан перечислить на депозит службы судебных приставов денежные средства работника-должника в размере 25%( по алиментным обязательствам) от зарплаты за вычетом налогов.

Налоговая поможет взыскать долги с контрагентов

Для предъявления исполнительного листа в банк требуется как минимум знать наименование банка, где открыт счет должника, а еще лучше – и реквизиты счета должника.

Для получения таких сведений взыскателю достаточно предъявить в налоговую инспекцию запрос о получении информации о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению (п.

5 письма ФНС России от 11.06.2009 № МН-22-6/[email protected])

Налоговики не предоставляют судебным приставам-исполнителям сведения о доходах должника по форме 2-НДФЛ

Налоговики не предоставляют судебным приставам-исполнителям сведения о доходах должника по форме 2-НДФЛ

При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать и получать необходимую информацию, объяснения и справки. Это следует из законов о судебных приставах и об исполнительном производстве.

В то же время право на информацию об имущественном положении должника ограничено, в частности, необходимостью соблюдения налоговой тайны.

Сведения о доходах должника по форме 2-НДФЛ отсутствуют в перечнях информации:

Кроме того, сведения о доходах по форме 2-НДФЛ не являются информацией об имуществе или денежных средствах должника, которая необходима судебному приставу-исполнителю для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, а также на которые может быть обращено взыскание.

Документ включен в СПС «Консультант Плюс»

© Журнал «Время Бухгалтера» 2004 — 2019 | РУНА консалтинговая группа

Заказ справки из ФССП в Москве

Заказ справки из ФССП в Москве

У юридического лица в Москве искомую бумагу может затребовать ряд организаций. Заказать справку об отсутствии задолженностей из ФССП придется в следующих случаях:

  • участия в аукционах, конкурсах и тендерах;
  • получение лицензии (в некоторых случаях);
  • оформления кредита и т.д.

Сам факт наличия задолженности легко проверить, воспользовавшись сайтом федеральной службы судебных приставов.

Для этого необходимо перейти с главной страницы в раздел «Банк данных исполнительных производств», выбрать нужную вкладку (ФЛ, ЮЛ, ИП) и ввести требуемые данные.

Как и зачем заказывать услуги в компании «Ваш бизнес»?

Заказывая услуги по получению документов в нашей компании, вы сокращаете сроки до 1-3 дней. Это очень удобно в случаях, когда выжидать установленные законодательством сроки нет никакой возможности.

Задать все интересующие вопросы можно по телефону +7 (495) 778-68-36.

Мы будем рады увидеть вас в нашей компании!

Конференция ЮрКлуба

1-2-12 Суд. пристав-исполнитель имеет право «получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;» «Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.»

Порядок предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей и взыскателей

В обоих случаях в соответствии с п.

2 ст. 6 Закона «Об исполнительном производстве» банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя выполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Об истребовании судебными приставами-исполнителями у налоговых органов сведений о доходах физических лиц — должников

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 10.04.2017 г. № БС-4-11/6668

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо об истребовании судебными приставами-исполнителями у налоговых органов сведений о доходах физических лиц — должников, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Федеральный закон № 118-ФЗ) судебный пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки.Указанной норме корреспондирует пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон № 229-ФЗ), которым установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.

При этом право на получение информации об имущественном положении должника не является абсолютным, его реализация имеет ряд ограничений, связанных, в частности, с необходимостью соблюдения права на налоговую тайну, предоставленного статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Так, пунктом 1 статьи 102 НК РФ установлено, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя-налогоплательщика (плательщика страховых взносов).За разглашение налоговой тайны лица, получившие доступ к ней, несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Кроме того, Соглашением ФССП России от 04.04.2014 № 0001/7 и ФНС России от 14.04.2014 № ММВ-23-8/3@ «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов», установлен перечень информации, представляемый налоговыми органами судебным приставам-исполнителям для исполнения последним исполнительных документов. Сведения о доходах должника по форме 2-НДФЛ в указанном перечне отсутствует.

Также частью 9 статьи 69 Федерального закона № 229-ФЗ установлен ограниченный перечень сведений, которые могут быть запрошены судебным приставом-исполнителем у налоговых органов, который также не содержит сведения о доходах должника по форме 2-НДФЛ.

Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.Указанная позиция отражена в решении Арбитражного суда Забайкальского края от 14.08.2013 по делу № А78-4835/2013, оставленном без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013, оставленных без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.02.2014, а также в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 № ВАС-7001/14 об отказе в передаче дела № А78-4835/2013 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.

Кроме того, сведения о доходах по форме 2-НДФЛ не являются информацией об имуществе или денежных средствах должника, которые необходимы судебному приставу — исполнителю для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, а также на которые может быть обращено взыскание, предусмотренное Федеральным законом № 229-ФЗ.

Ссылка ФССП России на решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.09.2010 по делу № А03-8751/2010, оставленного без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2010 и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.02.2011, как подтверждающие законность действий судебных приставов-исполнителей по получению у налоговых органов сведений о доходах должника по форме 2-НДФЛ, по мнению ФНС России, является безосновательной, так как предметом указанного спора явилось непредставление налоговым органом информации о наличии и сумме налога на добавленную стоимость, причитающейся возврату из бюджета должнику.

Учитывая изложенное, представление налоговыми органами сведений о доходах должника по форме 2-НДФЛ, являющихся налоговой тайной, по запросу судебного пристава-исполнителя законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве не установлено.

Одновременно, сообщается, что настоящие разъяснения об отсутствии правовых оснований в предоставлении налоговыми органами по запросу судебного пристава-исполнителя сведений о доходах должника по форме 2-НДФЛ не распространяются на случаи, когда указанные сведения являются общедоступными вследствие предоставления налогоплательщиком соответствующего согласия на основании подпункта 1 пункта 1 стати 102 НК РФ.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса

Налоговые органы судебному приставу могут предоставить

Введите ваш e-mail:

Налоговая инспекция должна предоставлять информацию об имуществе должников

Главное финансовое ведомство страны обратило внимание участников исполнительного производства на то, что помимо службы судебных приставов, обращаться в налоговый орган за информацией об имуществе должника могут, в том числе взыскатели – граждане или юридические лица, в пользу или в интересах, которых выдан исполнительный документ с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

«Аксином»: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в письме № 03-02-07/2-207 от 26.11.08 г. даны разъяснения по вопросу представления налоговыми органами информации об имуществе должников с учетом требований ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 102 НК РФ.

Минфин РФ считает, что в силу положений п. 8 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении необходимых сведений.

Согласно п. 9 ст. 69 указанного Федерального закона у налоговых органов могут быть запрошены сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

В соответствии с п.3 ст. 49 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах, которых выдан исполнительный документ.

Таким образом, главное финансовое ведомство страны обратило внимание участников исполнительного производства на то, что помимо службы судебных приставов, обращаться в налоговый орган за информацией об имуществе должника могут, в том числе взыскатели – граждане или юридические лица, в пользу или в интересах, которых выдан исполнительный документ с неистекшим сроком предъявления к исполнению.

Однако, на практике, может возникнуть ситуация, когда налоговый орган, ссылаясь на невозможность раскрытия налоговой тайны, не выполнит законное требование взыскателя и не предоставит необходимую информацию.

В этой ситуации, вышеуказанным письмом Минфин РФ обращает внимание именно налоговых органов на то, что действительно, сведения об имуществе налогоплательщика (должника), а также сведения о его счетах в банках, согласно п.1 ст. 102 НК РФ являются налоговой тайной, однако в случаях, предусмотренных федеральным законом, информация, составляющая налоговую тайну, может быть раскрыта налоговым органом (п. 2 ст. 102 Кодекса).

Учитывая, что Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ предусмотрена обязанность налоговых органов представлять сведения о наличии у должника имущества судебному приставу-исполнителю, а также взыскателю при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению, по мнению Минфина, налоговым органам при представлении таких сведений указанным лицам следует руководствоваться нормами п. п. 8 и 9 ст. 69 данного Федерального закона.

Следовательно, отказ в предоставлении информации об имуществе должника со ссылкой на налоговую тайну, при обращении взыскателя (гражданина или юридического лица) с соблюдением необходимых условий (наличия исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению), будет являться неправомерным.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Налоговые органы судебному приставу могут предоставить» в комментариях.


Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

  • из денежных средств на банковском счете налогоплательщика;
  • за счет его имущества.
Взыскание посредством списания средств с банковского счета

Из положений ст. 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Сначала налоговый орган выносит решение о взыскании. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Иными словами, срок равен двум месяцам с момента истечения времени, отведенного налоговым законодательством для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. На основании п. 3 ст. 46 НК РФ в случае невозможности вручения налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Затем на основании данного документа налоговики направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение на перечисление сумм налога в бюджет. Оно должно содержать указание на те банковские счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание налога может осуществляться как с рублевых расчетных (текущих), так и с валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых).

По установленным правилам поручение на перечисление налога банк исполняет не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов).

Если в день получения банком поручения на счете недостаточно денежных средств или они отсутствуют, то поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счет.

К сведению: поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению кредитной организацией в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует: очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются они в добровольном или принудительном порядке. Так, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика (в добровольном порядке), – в пятую. Данный вывод основан на правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960, и поддержан контролирующими органами – письма ФНС России от 11.07.2016 № ГД-4-8/12408, Минфина России от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207.

Как указал Пленум ВАС (п. 54 Постановления от 30.07.2013 № 57), вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Для получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов инспекция вправе на основании п. 2 ст. 76 НК РФ вынести решения о приостановлении операций по известным ей счетам (но не ранее вынесения решения о взыскании налога). Получив данное решение, банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.

Если поручения на перечисление суммы налога в бюджет предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

Взыскание за счет имущества налогоплательщика

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Взыскание в судебном порядке

Обратите внимание: названные сроки может восстановить суд, если арбитры сочтут причины, по которым они были пропущены, объективными.

Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.
В первом из указанных случаев заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Во втором – в течение двух лет после истечения срока его исполнения.

На основании изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства и имеет конкретные сроки, по истечении которых налоговая инспекция утрачивает право на взыскание налоговой задолженности.

Утрата права на взыскание недоимки

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

К сведению: в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию (п. 2.4 Порядка списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию).

Судебный акт после вступления в законную силу является основанием для исключения инспекцией соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов (как и пеней, штрафов) в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Оно может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговики пропустят данный срок, то есть время для судебного взыскания недоимки: шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика. А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

У меня ИП закрыто 24 мая 2017 года. 13 ноября 2018 годя на сайте госуслуг я в личном кабинете обнаружила судебную задолженность на сумму 148034 рублей. Никаких долгов по ИП у меня не оставалось, никаких требований от налоговой мне не приходило. В процессе выяснения делалий удалось узнать, что сумму налоговой передал ПФР: 1. Штраф 8МРОТ за непредоставленную налоговую декларацию за 2016 год 2. Страховые взносы с пени и штрафами за 2016 год Декларация, конечно, в налоговую сдана (есть подписанный лист из налоговой) и взносы уплачены (есть чеки, есть сверка по расчетам с налоговой, в ней нет информации, что какие-то взносы не уплачены). Планирую написать жалобу на налоговую, так как никаких требований по уплате у меня от них нет, а судебные приставы уже отправлены. И не смотря на то, что уже удалось разобраться со штрафом за отсутствие налоговой декларации (ПФР нашел у себя ошибку и направил в налоговую исправленную выгрузку, налоговая эту выгрузку загрузила и в задолженности остались только взносы), вопрос со взносами никак не удается решить (налоговая ответила, что не знают что делать, у них все учтено, что взносы уплачены, но в ПФР нет этих денег, соответственно они свое требование по взносам не отзывают), и галоговая судебных приставов не отзывает причем на общую сумму в 148034 рублей, так как пока сумма задолженности не будет равна 0, приставов не отзовут. Прошу подсказать (нужно для жалобы): 1. Каким законом регулируются отношения налоговой и приставов? При каких условиях налоговая имеет право без информирования предполагаемого должника отправлять за ним судебных приставов 2. По какому закону налоговая обязана была меня проинформировать о наличии задолженности? Каким способом она могла это сделать? Личного кабинета ИП на сайте налог ру у меня нет, так как ИП уже полтора года как закрыто, в личном кабинете физ лица нет никаких задолженностей, а на почту по месту регистрации никаких уведомлений не приходило 3. В каком законе написано, что информацию о сданных декларациях в ПФР должна предоставлять налоговая? Ведь ИП не сдает декларацию в ПФР - только в налоговую. Заранее большое спасибо за ответы

В консультации юристов мне не понравилось то, что юрист не ответил на мои вопросы, которые я задавала, а написал общую информацию из законодательства, которую видимо смог найти в интернете. То есть формально конечно юрист ответил на мой вопрос, то есть написал текст в ответ на мой запрос. Но суть не являлась ответом. И в том , что юрист написал, была ложная информация.
Юрист написал " этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога". Эта информация неверна в части того, что налоговая уже давно не обращается в суд, а передает сразу дело судебным приставам, без всяких судов.
Также общая информация про то, что 01.1.2017 функции по администрированию страховых взносов перешли к налоговой она общеизвестна, я про это не спрашивала. В моем вопросе была информация, что сами страховые взносы, которые я уплатила в налоговую, так и не поступили в ПФР. Администрирование и присвоение денежных средств это разные вещи.
Юрист неграмотный , по крайней мере в вопросах ИП. Ответ был бесполезным и не имел прямого отношения к моим вопросам. Но заплатить этому юристу за такой ответ нужно было обязательно. Понятно что немного, но сайт вроде претендует на какие-то знания в области права, а по факту получается, что "юристы" могут писать все, что найдут в интернете и это будет считаться грамотным ответом. С таким же успехом "юрист" мог мне написать как он провел лето и мне пришлось бы ему за этот ответ заплатить

26 Января 2019 12:02

Ответы юристов ( 1 )

В связи со вступлением в законную силу с 01.01.2017 года Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование перешли к налоговым органам.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.Таким образом, из положений Закона № 212-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, установленный для предъявления заявления о взыскании в суд равен 6 месяцам, которые начинают течь с момента истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения требования.

Таким образом налоговая должна предоставить Вам следующее:

1. Доказательства направления Вам требования об уплате взносов.

2. Доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания задолженности, предусмотренного ст.ст. 46, 47 НК РФ. (Например: решение о взыскании задолженности за счет денежных средств и постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика)

3. Ссылка на дело в котором ифнс допустила нарушение сроков: http://sudact.ru/regular/doc/n.

4. п.3 ст.46 нк рф Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причинесрок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Если спросить у бухгалтера, что собой представляет понятие “налоговая тайна“, боимся, что далеко не каждый сможет ответить подробно. И, несмотря на то что этому посвящена статья Налогового кодекса, возникают вопросы.

Права судебных приставов

Не так давно Минфин России отвечал на такой запрос: составляют ли сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также сведения о наличии у должника имущества налоговую тайну? В силу пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса - да. А если такие сведения запрашивает судебный пристав-исполнитель или взыскатель

при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению? По мнению чиновников, налоговики обязаны предоставить эти сведения в соответствии с пунктами 8-10 статьи 69 Закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (далее - Закон). Нарушения налоговой тайны в таком случае нет (письмо Минфина России от 26 ноября 2008 г. N 03-02-07/2-207).

Это подтверждает и арбитражная практика. Например, постановление ФАС Московского округа от 31 января 2008 г. по делу N А40-29632/07-149-226. Судьи встали на сторону судебного пристава-исполнителя, который запросил в налоговой инспекции бухгалтерскую отчетность организации за последние три года. Это было необходимо для выяснения платежеспособности данной организации, финансового состояния и определения рыночной стоимости ее обязательств. Организация была дебитором должника, в отношении которого велось дело.

Однако налоговики отказались выдать соответствующие сведения. Они сослались на то, что такая информация может быть затребована только в отношении налогоплательщика-должника и не должна выдаваться на руки лицам, не имеющим доступа к налоговой тайне (по их мнению, именно такие люди были указаны в запросе). В итоге на руководителя инспекции был наложен штраф.

Приложение N 43
к Приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25.06.2008 N 126

Обратите внимание, что к запросам судебных приставов предъявляется ряд требований:

согласно пункту 8 статьи 69 Закона судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава в письменной форме;

в соответствии с пунктом 9 статьи 69 Закона судебный пристав-исполнитель вправе требовать предоставления сведений только о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях;

право требования информации, являющейся банковской тайной, возникает у судебного пристава-исполнителя только в рамках возбужденного исполнительного производства; запрос судебного пристава-исполнителя должен соответствовать форме запроса, содержащейся в Приложении 43 к Инструкции по делопроизводству в федеральной службе судебных приставов“, утвержденной приказом Минюста России от 25 июня 2008 г. N 126 (далее -

Инструкция N 126).

Согласно вышеперечисленным требованиям судебный пристав-исполнитель в запросе указывает:

наименование, номер, дату выдачи исполнительного документа, орган (лицо), выдавший исполнительный документ;

полное наименование и адрес должника;

содержание запрашиваемой информации и иные сведения.

Налоговики предоставляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса. Но при обращении взыскателя с заявлением о предоставлении информации они имеют право запросить у него подтверждение наличия исполнительного листа с не истекшим сроком предъявления к исполнению. Это делается для соблюдения налоговой тайны и возможности ее разглашения в установленном федеральным законом случае.

Неправильный запрос

Арбитражный суд Волгоградской области решением от 17 марта 2008 г. N А12-3352/08-с6 признал постановление судебного пристава-исполнителя о привлечении банка к административной ответственности незаконным, установив, что запрос не соответствовал требованиям статьи 69.

В банк поступил запрос судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений по счетам и вкладам должников, не содержащий письменного разрешения старшего судебного пристава. Помимо этого запрос не соответствовал требованиям Приложения 43 к Инструкции N 126. В документе отсутствовали сведения, позволяющие определить наличие возбужденного исполнительного производства: номер исполнительного производства и дата его возбуждения, наименование исполнительного документа и другие.

Банк оставил запрос без исполнения, за что был привлечен судебным приставом-исполнителем к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей. Не согласившись с наказанием, банк обратился в суд и выиграл его.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Исключение составляют сведения:

1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за

4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Вопрос в тему

Организация обратилась в налоговую инспекцию с запросом: имеется ли у ее контрагентов задолженность по налоговым обязательствам? Инспекторы отказались сообщить эту информацию. Правы ли они?
Обратимся к законодательству. В подпункте 8 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса говорится, что инспекторы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение. При этом пункт 2 данной статьи устанавливает, что налоговики также несут другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В письме МНС России от 5 марта 2002 г. N ШС-6-14/252 чиновники поясняют, что неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну. А вот судьи по данному вопросу высказываются по-разному. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2007 г. N Ф04-8404/2007(40773-А67-32) суд встал на сторону налогоплательщика.

Арбитры признали отказ налоговиков предоставить сведения о задолженности его контрагентов по налогам и сборам незаконным. По мнению судей, статья 102 Налогового кодекса содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне. Согласно ему сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Другой пример. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3620 судьи приняли противоположное решение. Они отметили, что налогоплательщики имеют право (подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговики обязаны предоставить бесплатно информацию только в объеме, установленном в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса. Информация о нарушении законодательства о налогах и сборах к ней не относится. Дело в том, что в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, которые обязывают предоставить запрашиваемые сведения. Отказ в их предоставлении не нарушает права и обязанности налогоплательщика, который действует на свой страх и риск при заключении договоров с контрагентами. Информацию об исполнение ими требований налогового законодательства налогоплательщик должен узнать самостоятельно, не перелагая это бремя на инспекцию.

Еще одна ситуация. Получив отказ налоговой инспекции на свой запрос о предоставлении сведений по исполнительному листу, организация обратилась в суд. Налоговая инспекция, не согласившись с решением суда, подала кассационную жалобу. Налоговики мотивировали свой отказ тем, что взыскатель приложил к заявлению копию исполнительного листа, заверенную, по их мнению, ненадлежащим образом. Суд оставил жалобу налоговиков без удовлетворения. Цепочки рассуждений были следующими. На основании пункта 8 статьи 69 Закона и Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного приказом ФНС России от 23 января 2003 г. N

БГ-3-28/23, сведения о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях могут быть предоставлены налоговым органом взыскателю по его заявлению с приложением копии исполнительного листа, заверенной в установленном порядке. Если законодательством не предусмотрено представление копий документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке, верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации (Указ президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-Х). Единственным основанием, позволяющим налоговому органу отказать взыскателю в предоставлении запрашиваемой информации, является истечение срока давности исполнительного листа (п. 8 ст. 69 Закона) (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2008 г. N Ф09-6266/08-С1).

"Налоговый вестник", N 5, 2000

Нередко в ходе предпринимательской деятельности субъекты правоотношений вынуждены разрешать спорные ситуации в рамках арбитражного процесса. Истцу, в пользу которого вынесено решение арбитражного суда, следует помнить, что удовлетворение судом исковых требований - только половина дела, так как до фактического исполнения решения суда может пройти много времени. Поэтому заключительной стадии судебного разрешения спорных ситуаций - исполнению вступивших в силу судебных решений - следует уделять пристальное внимание начиная с подготовки к судебному процессу.

Часто по судебному решению ответчик должен выплатить истцу (взыскателю) определенную денежную сумму. Если ответчик по каким-то причинам не исполняет решение суда добровольно, истец в соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве") имеет возможность выбрать один из вариантов осуществления принудительного взыскания: самостоятельно принять меры ко взысканию задолженности либо обратиться к судебному приставу - исполнителю.

В первом случае, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся у должника счетах в банках или иных кредитных организациях и о наличии на них денежных средств, он вправе направить непосредственно этим организациям исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов о взыскании денежных средств.

В другом случае взыскатель направляет этот исполнительный документ судебному приставу - исполнителю, который обязан возбудить исполнительное производство и принять меры к принудительному исполнению судебных актов в порядке, предусмотренном Законом "Об исполнительном производстве".

В обоих случаях в соответствии с п.2 ст.6 Закона "Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава - исполнителя выполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Однако возможна ситуация, когда взыскатель или судебный пристав - исполнитель не имеет сведений о наличии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. В этом случае согласно п.3 ст.46 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав - исполнитель либо взыскатель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны предоставить судебному приставу - исполнителю необходимую информацию в трехдневный срок. Взыскателю эта информация может быть предоставлена в порядке, определяемом МНС России, при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности. Рассмотрим этот порядок.

Прежде всего отметим, что налоговые органы и их должностные лица, предоставляя информацию о налогоплательщике, в соответствии с пп.6 п.1 ст.32 и п.2 ст.102 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) должны соблюдать налоговую тайну, которую составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением следующих данных:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Соблюдение налоговой тайны предполагает неразглашение составляющих ее сведений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Одним из исключений как раз является упомянутая норма ст.46 Закона "Об исполнительном производстве".

Порядок предоставления информации налоговыми органами взыскателям определен Письмом Госналогслужбы России от 17.06.1998 N КВ-6-24/356 "О предоставлении информации по запросам сторонних организаций" (с изменениями и дополнениями, внесенными Письмами МНС России от 25.01.1999 N ШС-6-18/71@ и от 21.06.1999 N ШС-6-18/494). Так, согласно п.2.5 этого Письма взыскателям в трехдневный срок после получения письменного заявления с приложенной копией исполнительного листа с неистекшим сроком давности представляются сведения о наличии или об отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. При наличии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.

Как видно из этой нормы, под сведениями о наличии или отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях понимается информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении. При этом Письмом не предусмотрено разглашение номеров счетов должника и других банковских реквизитов.

Указанный порядок предоставления информации налоговыми органами распространялся и на запросы судебных приставов - исполнителей, однако впоследствии он был изменен совместным Приказом Минюста России и МНС России от 22.03.1999 N ГБ-3-18/58 "О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов - исполнителей". В связи с принятием этого Приказа п.2.5 Письма Госналогслужбы России "О предоставлении информации по запросам сторонних организаций" не распространяется на случаи запросов судебных приставов - исполнителей (Письмо МНС России от 21.06.1999 N ШС-6-18/494 "О порядке предоставления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов - исполнителей"). С введением нового порядка предоставления информации полномочия судебного пристава - исполнителя существенно расширились. Действующий порядок позволяет ему в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике - юридическом лице направлять мотивированный письменный запрос в налоговый орган об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово - хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. А в случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе юридическому адресу судебный исполнитель вправе запрашивать у налогового органа информацию о его новом местонахождении. Письменный запрос должен заверяться печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса.

При этом необходимо учитывать, что сведений о местонахождении и наименовании кредитного учреждения недостаточно для осуществления списания денежных средств с расчетного счета должника в бесспорном порядке. Порядок бесспорного списания средств со счетов налогоплательщика установлен гл.10 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденных Госбанком СССР 30.09.1987 N 2. Согласно п.280 данных Правил списание средств со счетов в бесспорном порядке производится на основании распоряжений взыскателей, представляемых на бланке платежного требования. При этом согласно п.289 Правил списание средств по исполнительным листам производится с того счета плательщика, который указан в документе. При отсутствии такого указания, а также соответствующего счета документ возвращается взыскателю. Стоит добавить, что согласно п.1 ст.857 ГК РФ и ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация не вправе предоставлять информацию о счетах, сведения о своих клиентах и корреспондентах. Таким образом, взыскатель, получив от налоговых органов информацию о наименовании и местонахождении кредитной организации, не сможет самостоятельно взыскать денежные средства с расчетного счета должника.

Сравнивая порядок предоставления информации взыскателям и судебным приставам - исполнителям, следует отметить, что судебный пристав - исполнитель имеет право получить значительно больше информации о должнике, чем сам взыскатель, что может повлиять на осуществление исполнительного производства и собственно на его результат.

Читайте также: