Могут приставы наложить административную ответственность в 2024 году

Опубликовано: 13.06.2024

В ряде случаев судебные приставы имеют право взимать исполнительский сбор, а также привлекать граждан к административной и уголовной ответственности. Прежде, чем чинить препятствия ФССП, необходимо четко представлять: какие юридические последствия будут нести такие действия.

Юристы «Юридического центра Сиан» имеют большой опыт работы в судах Санкт-Петербурга и Лен. области, поэтому мы рады предложить Вам ответы на самые распространенные вопросы о работе ФССП.

Что будет за неподчинение ФССП?

Действуя в исполнение решения суда, судебные приставы подчиняются Закону «Об исполнительном производстве» и ряду других нормативных актов. Если лицо чинит препятствия работе судебного пристава, он вправе наложить на него штраф. Размеры и порядок уплаты штрафа изложены в КоАП.

Судебный пристав должностное лицо, состоящее на госслужбе. Соответственно, чиня препятствия его работе, Вы тем самым пытаетесь влиять на исполнительное производство, за что предусмотрена уголовная ответственность (гл. 30 и 31 УК РФ). После того, как ответчик за 24 часа добровольно не исполнит обязательное к исполнению решение суда, либо в течение иного, указанного в документе срока, тогда на него в порядке ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» будет наложено взыскание в виде исполнительского сбора.

Судебные приставы имеют право в соответствии с КоАП РФ привлекать участников исполнительного производства к административной ответственности. Неисполнение требований судебного пристава влечет наложение штрафа в сумме 1-2,5 тыс. рублей, а также штраф может быть выписан и за иные нарушения (несообщение об увольнении с работы, сокрытии важной для исполнительного производства информации и т.д.) по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.

Примечательно, что оказаться привлеченными к административной ответственности в виде штрафа на сумму в 1-2,5 тыс. рублей могут даже лица, не являющиеся должниками. Штраф могут выписать за отказ принять конфискованное приставами имущество, за неисполнение решения суда и т.д. Привлекают граждан к ответственности руководители территориальных подразделений ФССП, а также их замы.

Штраф и сбор взимаются с нарушителя в различном порядке. Сбор взимает пристав, ведущий исполнительное производство, на основании постановления, подписанного старшим судебным приставом. Если же имеются основания для привлечения гражданина к административной ответственности в виде штрафа, тогда после составления протокола об административном нарушении выносится Постановление о привлечении к административной ответственности.

Как можно оспорить незаконные сборы и штрафы?

Административный штраф можно обжаловать. Для этого надо подать жалобу на вынесенное ранее ФССП Постановление о привлечении к административной ответственности. Чтобы оспорить исполнительский сбор, не позднее 10 дней следует подать заявление в суд, выдавший исполнительный лист. Иск подается в порядке ст. 441 ГПК РФ без уплаты госпошлины.

Если того требуют сложившиеся обстоятельства, должник может просить суд об отсрочке или о рассрочке наложенного взыскания. Также можно подать иск об уменьшении размера исполнительского сбора или о его отмене. По решению суда размер сбора может быть сокращен на 25%. Если суд признает недостаточными основания для взыскания исполнительского сбора, то должник может быть от него освобожден.

Чтобы оспорить Постановление о взыскании исполнительского сбора должнику придется указать на любое из нарушений:

  • ФССП не уведомила своевременно должника о возбуждении исполнительного производства;
  • Постановление вынесли уже после добровольного исполнения решения суда;
  • Нет предусмотренных законом оснований для вынесения Постановления.

Когда в отношении Вас вынесено Постановление о наложении штрафа или взыскании исполнительского сбора, самым правильным решением будет визит к опытному юристу. Представьте ему все необходимые документы, и Вы сможете получить следующие услуги:

  • Юрист оценит законность действий ФССП;
  • Подготовит жалобу на действия или бездействие приставов;
  • Подаст заявление в суд об отсрочке, рассрочке или уменьшении исполнительского сбора, либо об освобождении от него.

Поскольку в своей работе приставы подчиняются положениям целого ряда законодательных актов, без поддержки опытного юриста оспорить действия ФССП, не обладая достаточными юридическими познаниями, невозможно. Кроме того, очень важно своевременно обжаловать их действия, не упуская указанных в законе сроков.

Одной из возможных санкций по административному делу может быть штраф в денежной форме. Размер штрафа определяется судом, иным уполномоченным органом или должностным лицом в постановлении, исходя из условий статьи КоАП РФ, характера проступка, смягчающих и отягчающих факторов. В этой статье разберем все нюансы оплаты административных штрафов, в том числе добровольный и принудительный порядок исполнения.

Общие условия для назначения штрафа

В КоАП РФ содержится почти 100 статей, предусматривающих наказание за совершение противоправных действий и нарушение закона. Практически по каждому составу административных проступков может быть назначена санкция в виде штрафа. Применение такого вида наказания происходит по следующим правилам:

  • в зависимости от вида проступка и условий статьи КоАП РФ, дело будет рассматриваться судом, либо иным ведомством или должностным лицом;
  • при подтверждении вины нарушителя, уполномоченный орган назначает наказание;
  • штраф может быть назначен, если указан в перечне санкций статьи КоАП РФ;
  • по отдельным видам проступков, связанных с ведением частного предпринимательства, штраф может заменяться предупреждением (при первом нарушении);
  • возможен вариант, когда штраф будет назначен лицу, к которому нельзя применить другие административные санкции (например, если нарушителем является несовершеннолетний или беременная женщина, им нельзя назначить арест).

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано нарушителем. На это дается 10 дней, а подавать жалобу нужно в вышестоящий суд или иное ведомство (в зависимости от того, кто назначал наказание). Обязанность по выплате штрафа возникает по истечении 10 дней с момента вручения копии постановления нарушителю или получения документа по почте. Если же нарушитель подал жалобу, постановление вступит в силу сразу после рассмотрения дела в вышестоящей инстанции.

Отсрочка и рассрочка

Если нарушитель понимает, что выплата штрафа для него будет затруднительной, он может сразу подать ходатайство о предоставлении рассрочки или отсрочки. При отсрочке, нарушителю будет предоставлено дополнительное время для добровольной выплаты штрафа. Соответственно, пока период отсрочки не истечет, принудительные меры взыскания не будут применяться.

Рассрочка заключается в распределении общей суммы штрафа на равные периодические платежи. Например, при наложении штрафа в 30 тыс. руб., суд или иной орган может дать рассрочку на 6 месяцев. В этом случае нарушитель обязан платить ежемесячно по 5 тыс. руб. Пока такой график будет соблюдаться, принудительное исполнение не проводится.

Для предоставления отсрочки или рассрочки нужно доказать наличие уважительных обстоятельств, тяжелое материальное состояние, факт длительной болезни или нетрудоспособности, иные факторы. Суд будет самостоятельно оценивать представленные доказательства, поэтому гарантировать предоставление рассрочки или отсрочки по штрафу невозможно.

Правила добровольной оплаты штрафов

Положения о порядке выплаты административных штрафов регламентированы в ст. 32.2 КоАП РФ. В зависимости от категории дела, виновному лицу нужно оплатить взысканную сумму в следующие сроки:

  • в течение 60 дней после вступления в силу постановления;
  • если нарушителем является иностранец или лицо без гражданства, а кроме штрафа было применено принудительное выдворение за пределы РФ, оплатить санкцию нужно не позднее 1 дня после вступления в силу постановления;
  • специальный срок оплаты установлен для статьи 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юрлица) – не позднее 7 дней после вступления в силу постановления.

Таким образом, за большинство нарушений для оплаты штрафа дается 60 дней. В течение этого периода к нарушителю не будут применяться меры принудительного воздействия или какие-либо ограничения. Контролировать исполнение сроков оплаты будет орган, выносивший постановление. Если по истечении 60 дней, либо иного регламентированного срока, деньги не будут перечислены, постановление направляется приставам для принудительного удержания.

Закон предоставляет льготу для добросовестных нарушителей, оплачивающих штраф в течение первых 20 дней. В этом случае размер санкции уменьшается в 2 раза, т.е. должник сэкономит половину взысканной суммы. Льгота не распространяется на отдельные виды нарушений, перечисленных в ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ (как правило, это связано с повторностью проступка или повышенной опасностью деяния). Также нельзя рассчитывать на скидку по штрафу, если виновник воспользовался отсрочкой или рассрочкой по исполнению. Если нарушитель не принимал участие в рассмотрении дела и получил постановление по истечении 20 дней, этот срок может быть восстановлен по его заявлению.

Для добровольной оплаты штрафа можно воспользоваться способами, перечисленными в ст. 32.2 КоАП РФ:

  • через банковские и кредитные организации;
  • через отделения почтовой связи;
  • через иных платежных агентов, имеющих соответствующую лицензию или другой разрешительный документ.

Закон запрещает оплачивать штраф в наличной форме, даже если решение о наказание может приниматься должностным лицом или уполномоченным органов на месте нарушения. Например, попытка передать деньги сотруднику ГИБДД при наложении штрафа за превышение скорости, может рассматриваться как взятка со всеми вытекающими последствиями.

При оплате нужно внимательно проверить реквизиты, по которым будет переводиться сумма штрафа. Как правило, реквизиты для зачисления средств в бюджет указываются прямо в постановлении суда или иного ведомства. Учтите, что обязанность считается исполненной только после фактического зачисления средств в бюджет. Поэтому, при ошибочных реквизитах или нарушении сроков перевода, можно столкнуться с принудительным удержанием или утратой права на льготу 50%.

В зависимости от выбранного способа оплаты, подтверждающими документами могут являться:

  • квитанция о почтовом переводе со штемпелем отделения и датой внесения средств;
  • платежное поручение, квитанция, чек или иной документ, выданный банком или кредитной организацией;
  • электронная копия платежного документа, если штраф погашался через онлайн-сервисы, кошельки и иные системы.

Квитанцию или иной платежный документ нужно сохранить. Дело в том, что при отсутствии доказательств оплаты, можно столкнуться с предъявлением претензий и наложением дополнительных санкций. При возникновении таких проблем, доказывать свою правоту предстоит должнику. При отсутствии подтверждающего документа, можно стать фигурантом нового административного дела и получить дополнительное наказание (об этом расскажем ниже).

Перечислить штраф может сам нарушитель, либо любое иное лицо по его поручению. Если штраф взыскан с несовершеннолетнего ребенка, не имеющего место работы и источников дохода, вся сумма будет взыскана с его родителей или иных законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.). При заполнении и проверке реквизитов нужно убедиться, что правильно указан номер постановления, КБК получателя, сведения о плательщике.

Принудительное взыскание

Чтобы подтвердить оплату штрафа, нарушитель должен представить соответствующий платежный документ в суд, либо иное ведомство, выносившее постановление. Также сведения о поступивших платежах будут проверяться через единую федеральную информационную систему. Если сведения об оплате отсутствуют, а платежный документ не представлен, наступают следующие последствия:

  • по истечении срока для добровольной оплаты, изготавливается второй экземпляр постановления;
  • в течение 10 дней документ направляется в службу ФССП по адресу должника;
  • приставы возбуждают исполнительное производство, направляют копию постановления должнику, дают срок до 5 дней для погашения штрафа;
  • по истечении 5 дней, сотрудник ФССП вправе использовать меры принудительного взыскания, а также обязан удержать с должника исполнительский сбор.

Естественно, если нарушителю была предоставлена отсрочка или рассрочка, постановление не будет направлено приставам.

Порядок проведения производства в ФССП будет зависеть от суммы штрафа. Если она не превышает 10 тыс. руб., пристав не может ввести ограничение на выезд за пределы РФ, либо временно лишить должника права управления транспортом. При сумме долга менее 10 тыс. руб., документы будут направлены для удержания на работу, по месту учебы или в иное учреждение, где должник получает постоянный доход. Допускается удерживать штрафы за счет стипендий, пенсий и иных выплат, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

Если должником является предприятие, для взыскания штрафа будут направлены документы на арест банковских счетов. При отсутствии средств на счетах и операций, может накладываться арест на имущество для последующей реализации. Взыскание штрафов, взысканных с руководителя или иных должностных лиц предприятия, происходит в общем порядке, т.е. за счет их зарплаты или имущества, путем списания со счетов.

Если сумма штрафа превышает 10 тыс. руб., пристав сможет использовать все меры принудительного удержания и ограничения, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:

  • выявление, розыск, арест и реализация имущественных активов;
  • арест и списание со счетов в банковских и кредитных учреждениях;
  • ограничительные меры по запрету на выезд за границу и временному лишению права управления транспортом;
  • направление документов на удержание с зарплаты, если у должника отсутствует имущество и деньги на счетах.

Если должник скрывает свое место жительство, уклоняется от получения документов из ФССП, может объявляться исполнительный розыск.

Исполнительное производство будет прекращено только после полной оплаты штрафа. Если же нарушитель не погасил долг в течение 5 дней, предоставленных приставом, ему придется платить и исполнительский сбор. Размер такого сбора для частных лиц или ИП составит 7% от суммы штрафа, но не менее 1 тыс. руб. Для предприятий размер сбора составляет 10 тыс. руб.

Что грозит на неоплату административного штрафа

Помимо мер принудительного взыскания и удержания исполнительского сбора, неоплата штрафа может привести к дополнительным административным санкциям. Для этого применяется ст. 20.25 КоАП РФ, которая предусматривает следующие правила:

  • при нарушении срока на добровольную оплату без уважительных причин, будет составлен протокол по ст. 20.25 КоАП РФ;
  • наказанием за указанный проступок может быть штраф в двойном размере от суммы первоначальной санкции (но не менее 1 тыс. руб.), административный арест или работы обязательного характера;
  • вновь назначенный штраф будет взыскиваться по общим правилам, и независимо от первого наказания;
  • новое наказание не освобождает от обязанности оплатить первый штраф.

Например, если гражданин получил штраф за нарушение ПДД в сумме 30 тыс. руб., за факт просрочки по оплате свыше 60 дней, он будет наказан на сумму 60 тыс. руб. Если же штраф за незначительный проступок составил всего 500 руб., новое наказание не может быть менее 1 тыс. руб.

Избежать наложения нового штрафа можно, если доказать уважительность причин для несвоевременной оплаты. Например, можно указать на неполучение копии постановления, на длительный отъезд на пределы страны, на нахождение долгое время в больнице, на потерю работы. Оценивать эти факторы будет суд, который и примет окончательное решение.

Указанная дополнительная санкция является не единственной мерой ответственности для должника. При попытке воспрепятствовать работе приставов, при продаже или передаче арестованного имущества, либо при выявлении иных нарушений со стороны должника, могут возбуждаться административные и уголовные дела по иным статьям КоАП РФ и УК РФ.

Практикующий юрист:
Шарапов Дмитрий Васильевич

Выписки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с полномочиями Федеральной службы судебных приставов России в области административного права (по состоянию на декабрь 2012 г.).

Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместители;

2) руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;

3) руководители структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

Раздел II Особенная часть

Нарушение оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Незаконное использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний

влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей

1. Нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

1. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

14) судебными приставами при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), — в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

10) судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении

  1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
  2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье:

77) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 5.35, статьями 17.3 — 17.6, 17.8, 17.9, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 4 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

Раздел II Особенная часть

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов,

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи,

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

1. Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила,

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Неисполнение законного распоряжения судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила,

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Непредставление информации, необходимой районной, городской, краевой или областной администрации для составления списков присяжных заседателей, а равно представление заведомо неверной информации лицом, на которое возложена обязанность представлять такую информацию,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава, находящегося при исполнении служебных обязанностей,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника

влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

2.1. Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику,

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной трети стоимости эмиссионных ценных бумаг, подлежащих взысканию, но не более одной второй стоимости таких ценных бумаг.

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.8 настоящего Кодекса,

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

4. Уклонение от отбывания обязательных работ

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Могут приставы наложить административную ответственность?».

Административная ответственность за уклонение от уплаты алиментов

Основной проблемой алиментных правоотношений является неуплата алиментов на содержание ребенка одним из родителей и, как следствие — образование алиментной задолженности. Чтобы обеспечивать исполнение итогового исполнительного документа о взыскании алиментов (решения суда или нотариального алиментного соглашения), судебный пристав имеет право привлечения неплательщика к административной ответственности.

Административная ответственность за неуплату алиментов — это ряд предусмотренных законодательством административных мер, применяемых к должнику при образовании задолженности по выплатам в случае наличия вины неплательщика.

Поскольку количество должников по алиментам год от года растет, законодателями неоднократно отмечалась низкая эффективность существующих административных рычагов воздействия на неплательщиков. Поэтому, чтобы выстроить более действенную систему побуждения «уклонистов» к уплате предусмотренных законом средств на содержание детей, меры административного воздействия на должников в последние годы значительно расширились и ужесточились.

Виды административной ответственности за долг по алиментам

Весь спектр административных мер, возможных к применению в отношении должников, регламентирован федеральным законом РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», а также отдельными статьями Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Самыми распространенными и действующими в 2018 году мерами побуждения неплательщиков к уплате алиментного долга являются:

  1. Ограничение действия водительского удостоверения (запрет «пользования специальным правом») на основании ст. 67.1 закона № 229-ФЗ. Такой вид ограничения применяется к неплательщикам при соблюдении следующих условий:
    • при сумме задолженности по алиментам свыше 10 000 руб.;
    • по инициативе самого судебного пристава-исполнителя или ходатайства взыскателя;
    • оформляется одноименным постановлением должностного лица, которое направляется в ГИБДД для его реализации;
    • действует до полного погашения задолженности или оспаривания (отмены) постановления.
  2. Запрет выезда за пределы РФ (ст. 67 закона № 229-ФЗ) при наличии долга свыше 10000 руб. Подобная мера ответственности оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и направляется в органы пограничного контроля. Снять с себя ограничение должник в силе, лишь заранее и полностью погасив алиментную задолженность — сделать это непосредственно при пересечении границы не удастся и запланированную поездку придется отложить до момента погашения долга.
  3. Объявление в исполнительный розыск неплательщика и (или) принадлежащего ему имущества выполняется по инициативе пристава или взыскателя в соответствии с положениями ст. 65 вышеуказанного закона при задолженности, также превышающей в сумме 10000 руб.
  4. Привлечение к материальной ответственности (штрафу) в рамках ст. 17.14 КоАП РФ в случае неисполнения требований исполнительного документа возможно даже при единичных случаях пропуска алиментных платежей, при этом:
    • уклонист наказывается штрафом от 1000 до 2500 руб.;
    • соответствующее постановление выносится судебным приставом самостоятельно.
  5. Доставление (ст. 27.2 КоАП РФ) — принудительное препровождение должника в место составления административного протокола. В силу изменения в данную статью, внесенного законом от 5 декабря 2017 года, доставление может совершать самостоятельно судебный пристав-исполнитель без привлечения сотрудников ОВД.
  6. Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ) — краткосрочное ограничение свободы лица-должника для применения к нему необходимых административных мер (например, составление протокола и т.п. ).

Аналогично с 5 декабря 2017 года задержание также вошло в перечень должностных полномочий приставов-исполнителей.

Необходимо учитывать, что применять весь комплекс мер воздействия на «уклониста» судебный пристав-исполнитель сразу после образования долга не имеет права: сначала применяются более распространенные и действенные санкции (такие, как ограничение водительского удостоверения, запрет на выезд должника за границу и т.п.).

Дополнительные меры административного наказания за уклонение от уплаты алиментов

С середины 2016 года, благодаря введению в КоАП РФ новой статьи 5.35.1, в дополнение к основному комплексу мер административных наказаний предусматриваются следующие меры к должникам по алиментам на содержание детей (а также нетрудоспособных родителей):

  1. Обязательные работы на срок до 150 часов.
  2. Административный арест от 10 до 15 суток — как более серьезная мера воздействия на должника при отсутствии его реагирования на предшествующие виды административного наказания.
  3. Крупный административный штраф в размере 20000 руб., который применяется вместо обязательных работ и ареста в отношении:
    • беременных женщин или имеющих ребенка до 14 лет;
    • лиц, не достигших совершеннолетия;
    • инвалидов 1 и 2 групп;
    • военнослужащих или служащих следственных органов.

Более серьезные административные наказания — исправительные работы и административный арест — являются крайними мерами к должнику и требуют от судебного пристава-исполнителя предварительного предупреждения неплательщика об ответственности, а также взятия с последнего двукратных объяснений о причинах образования долга и сроках его планируемого погашения.

В случае, когда исчерпывающие административные меры не приносят результата и задолженность все равно остается непогашенной, к должнику применяется уголовная ответственность за уклонение от уплаты алиментов.

Неисполнение требований судебных приставов. Ответственность

При выполнении требований судебного пристава помните, что выполнять вам необходимо только законные требования, требования предусмотренные законом направлены на предотвращение возможных злоупотреблений своими полномочиями судебных приставов.

Но при этом помните, что все законные требования судебного пристава исполнителя, которые направлены на правильное и своевременное исполнение судебных и прочих актов, предполагают беспрекословное выполнение лицами в чей адрес направлены требования и подлежат выполнению на всей территории РФ, так что если требования пристава вполне законны, то лучше их выполнить, ведь любая попытка с вашей стороны помешать работе должностного лица, будет иметь для вас очень неприятные последствия, а какие именно рассказано ниже.

Последствия неисполнения законных требований судебного пристава

Если вы отказываетесь выполнять законное требование судебного пристава исполнителя, то он со своей стороны имеет полное право наложить на вас административный штраф (согласно Кодексу Об Административных Правонарушениях, в размере который предусмотрен кодексом), это касается физических лиц, должностных и юридических лиц. Если требования приставов не выполняет банк, или прочая кредитная организация, то судебный пристав имеет полное право обратиться в арбитражный суд с заявлением с требованием привлечь виновное лицо к административной ответственности. Данный вид наказания предусмотрен статьями 113 и 114 ФЗ Об Исполнительном Производстве.

Также вы понесете ответственность за воспрепятствование законной деятельности судебных приставов, данную ответственность предусматривает Кодекс Об Административных Правонарушениях.

Если вы препятствуете законной деятельности судебного пристава при исполнении им служебных обязанностей, то вы понесете ответственность по статье 17.8 КОАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей на физических лиц и от 2000 до 3000 рублей на должностных лиц.

Если должник нарушил законодательство об исполнительном производстве и сообщил судебному приставу недостоверные сведения о правах на имущество, также не сообщил об увольнении с работы или о смене места работы, учебы, о смене места получения пенсии или прочих доходов, также если не сообщил о новом месте жительства, то данные действия считаются нарушениями и ответственность возлагается по части 1 статьи 17.14 КОАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 1000 до 2500 рублей на физических лиц, от 10000 до 20000 рублей на должностных лиц и от 30000 до 100000 рублей на юридических лиц.

Если должник не выполняет требований неимущественного характера содержащихся в исполнительном документе в срок который устанавливает судебный пристав, после того как пристав вынес постановление о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КОАП в размере от 1000 до 2500 рублей на физических лиц, от 10000 до 20000 рублей на должностных лиц и от 30000 до 100000 рублей на юридических лиц.

Если судебный пристав наложил на вас административный штраф за невыполнение его законных требований и установил новый срок для их выполнения тех же законных требований и вы вновь их не исполнили в срок, то данное нарушение наказывается административным штрафом по части 2 статьи 17.15 КОАП РФ в размере от 2000 до 2500 рублей для физических лиц, от 15000 до 20000 рублей для должностных лиц и от 50000 до 70000 рублей для юридических лиц.

Если исполнение судебного акта возложено на представителя власти или государственного служащего, либо муниципального служащего также на служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или другой организации, то судебный пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства имеет право предупредить указанных лиц о привлечении их к уголовной ответственности, которая предусмотрена статьей 315 УК РФ, а именно за воспрепятствование его исполнению, согласно пункту 18 статьи 30 ФЗ Об Исполнительном Производстве.

Если должник злостно уклоняется от уплаты средств (наложенной на него по решению суда) для содержания детей не достигших совершеннолетия и достигших возраста 18 лет но нетрудоспособных, то он привлекается к ответственности по части 1 статьи 157 УК РФ которая влечет наказание в виде исправительных работ на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 1 года, арестом на срок до 3 месяцев, также могут лишить свободы на срок до 1 года. Также если взрослые трудоспособные дети уклоняются от наложенных на них по решению суда выплат на содержание нетрудоспособных родителей несет то же самое наказание по части 2 статьи 157 УК РФ.

Если осужденному в качестве основной меры наказания был назначен штраф и он уклоняется от его оплаты, то судебный пристав имеет полное право по истечении 10 дней и не позднее 30 дней с даты истечения последнего срока уплаты штрафа, имеет полное право направить в суд представление с требованием заменить вид наказания по части 5 статьи 46 УК РФ, наказание в таком случае не может быть заменено на условное.

Выполнять или нет требования судебных приставов это право каждого, но теперь когда вы знаете какая ответственность на вас ляжет можно задуматься и сделать выводы, конечно редко когда доходит до уголовной ответственности, но на грех и вилы стреляют, поэтому от закона лучше не бегать, да и далеко все равно не убежишь, поэтому соблюдайте и знайте законы и ваши права. А я желаю вам удачи.

Привлечение к административной ответственность за неуплату алиментов

Выплата содержания на детей исправно осуществляется далеко не всеми родителями. Причиной такого поведения является не только сложное материальное положение плательщика, но и конфликты между бывшими супругами. Государство гарантирует защиту интересов детей. Недобросовестного должника ждет привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов.

Давайте разберемся в особенностях применения наказаний за эти правонарушения.

Условия для административного взыскания

Привлечь должника к административной ответственности можно лишь при наличии ряда условий, предусмотренных ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

  1. Наличие документа, устанавливающего алименты. Содержание должно быть установлено соглашением родителей или судебным решением. В первом случае речь идет о документе, оформленном нотариально, а во втором – о вступившем в силу акте. Если эти условия не соблюдены, привлечь родителя к ответственности не удастся.
  2. Обязательное инициирование исполнительного производства. Судебная практика исходит из необходимости обязательного информирования плательщика. В качестве такового выступает вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства и направление его должнику. Если документ о взыскании предъявлен получателем средств по месту работы родителя, но оплата не производится, то привлечение гражданина к административной ответственности невозможно.
  3. С момента начала исполнительного производства должно пройти более 2-х месяцев. Считается, что плательщик в состоянии решить возникшие с доходами проблемы в течение этого периода.
  4. На протяжении 2-месячного срока от должника не поступает никаких сумм. Судебная практика не рассматривает в качестве нарушения осуществление частичных выплат.
  5. Действия родителя не содержат признаки преступления. Статья 157 УК РФ предусматривает наказание за повторное нарушение ст. 5.35.1 КоАП РФ. Речь идет о 2-й неуплате, состоявшейся на протяжении года после административного взыскания.
  6. Отсутствие уважительных причин, оправдывающих бездействие гражданина.

Если будут установлены все перечисленные условия, то родитель понесет наказание.

Что грозит неплательщику

Ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает 2 основных вида взысканий:

  • обязательные работы, продолжительность которых может составлять до 150-ти часов;
  • помещение под административный арест, срок которого находится в пределах 10 – 15 суток.

На это взыскание могут рассчитывать лишь должники, к которым не могут применяться перечисленные выше наказания:

  • женщины в период беременности;
  • несовершеннолетние граждане;
  • инвалиды 1 и 2 групп;
  • женщины, воспитывающие ребенка до 14-ти лет;
  • военнослужащие;
  • обладающие специальными званиями сотрудники силовых структур.

Как происходит привлечение к ответственности

Каждое исполнительное производство в отношении должника, не уплачивающего алименты, находится на особом контроле у судебных приставов. Им не составит труда зафиксировать отсутствие поступлений на протяжении 2-х месяцев. Обнаружив это, пристав составляет протокол и направляет материалы в суд.

Такой порядок связан с набором предусмотренных взысканий. Все нарушения, за совершение которых предусматривается административный арест, подлежат разбирательству в суде. По итогам рассмотрения дела мировой судья выносит постановление о привлечении к административной ответственности, либо аналогичный документ об отказе в этом.

Несмотря на обязанность приставов фиксировать нарушение, получателю средств рекомендуется напоминать им о такой необходимости. Если должностные лица бездействуют и не составляют протокол, то взыскатель вправе обратиться в вышестоящее подразделение ФССП или в суд с требованиями о понуждении оформить этот документ.

Основания для освобождения от ответственности

В ряде случаев ответственность за невыплату алиментов не применяется. Речь идет об упомянутых уважительных причинах образования долга. Судебная практика предусматривает целый ряд таковых:

  • утрата трудоспособности;
  • болезнь, требующая дорогостоящего лечения;
  • внезапная потеря работы, являющейся единственным источником дохода.

Этот перечень не является исчерпывающим. К уважительным причинам относятся любые события, которые привели к крайне тяжелому материальному положению родителя, вне зависимости от его воли. К таковым нельзя отнести ситуацию, когда должник уволился по своему желанию и не стремится устроиться на новое место.

Несмотря на наличие презумпции невиновности, судебная практика строится на необходимости предоставления доказательств самим лицом, в отношении которого ведется разбирательство. Чтобы не получить взыскание, необходимо предоставить:

  • справку об инвалидности;
  • заключение МСЭК о нетрудоспособности;
  • справку из службы занятости о нахождении на учете;
  • медицинские документы (историю болезни, выписки из карты и другое).

Дополнительные проблемы нарушителя

Уклонение от уплаты алиментов приводит к ряду негативных последствий.

  • Отбытие наказания не освободит родителя от необходимости погашения долга. При этом законом предусматривается неустойка. Размер пени составляет 0,5 % от суммы долга за каждый день просрочки.
  • Пристав может привлечь гражданина к ответственности по ст. 17.14 КоАП РФ. Это произойдет, если будет установлено, что он уклонялся от содержания детей, скрывая место работы или иные доходы. Штраф составит от 1 до 2,5 тыс. рублей.
  • Значительные неудобства составят обеспечительные меры, используемые приставом. Он вправе ограничить выезд из страны и приостановить действие водительского удостоверения должника. Оба действия возможны, если долг превышает 10 тыс. рублей.
  • Невыплата содержания может стать основанием для лишения родительских прав.

Случай из судебной практики

Строгость наказания зависит от наличия смягчающих вину обстоятельств. Имеющаяся судебная практика характеризуется учетом ст. 4.2. КоАП РФ, в которой они перечислены.

Для привлечения к административной ответственности за невыплату содержания детям необходимо одновременное совпадение множества условий. Если все они установлены, нарушителя ожидает не только арест или обязательные работы, но и множество иных негативных последствий.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Могут приставы наложить административную ответственность» в комментариях.

Работа судебных приставов может вызывать недовольство с двух сторон. Должники сетуют на незаконные методы работы и повсеместное нарушение их прав. Со стороны взыскателя нередко кажется, что приставы работают слишком медленно или вовсе бездействуют.

  • 💡 Законодательство, регулирующее работу судебных приставов
  • 👇 Причины бездействия судебных приставов
  • ❗ Что же делать взыскателю
    • Подача жалобы в досудебном порядке
    • Содержание жалобы
    • Почему жалобы не всегда рассматриваются в пользу заявителя
    • Передача жалобы в прокуратуру
    • Обжалование бездействия пристава в суде
  • 🔔 Ответственность судебных приставов за бездействие
  • ⭐ Краткая памятка для взыскателя
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

💡 Законодательство, регулирующее работу судебных приставов

Права и ответственность судебных приставов-исполнителей опирается на несколько ФЗ, в числе которых:

  • ФЗ-118 от 1997 года «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»;
  • ФЗ-229 от 2007 года «Об исполнительном производстве».

В ст. 12 ФЗ-118 устанавливаются права и обязанности приставов-исполнителей, в ст. 13 указывается на необходимость недопущения ущемления прав и интересов граждан.

В ФЗ «Об исполнительном производстве» обязательства пристава конкретизированы. Для законного и своевременного совершения ряда действий по возврату долга пристав принимает определенные исполнительные шаги и меры принудительного взыскания. По ч. 1 ст. 36 требования исполнительного документа подлежат исполнению в двухмесячный срок после возбуждения исполнительного производства. Непринятие ряда мер может являться основанием для выводов о допущенном приставом бездействии и подлежит обжалованию.

Обжалование действий или бездействия судебных приставов в досудебном порядке опирается на положения Главы 18 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» (до этого жалобы на приставов рассматривались по ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращений…» от 2006 года).

Процедура подачи жалобы в досудебном порядке (в частности, сроки совершения определенных действий, форма и содержание жалобы, сроки рассмотрения и порядок передачи) опирается на п. 1 ст. 36, 123, 124, 126 ФЗ-229.

👇 Причины бездействия судебных приставов

Результативность ФССП в части взыскания задолженности составляет всего около 15%, несмотря на доступный приставам комплекс законных инструментов для воздействия на должников. Одна из причин – халатное отношение к своим обязанностям в рамках исполнительного производства и бездействие.

В числе фактов, указывающих на бездействие судебного пристава, можно отнести:

  • игнорирование своих должностных обязанностей;
  • необоснованное отклонение просьбы заявителя о предъявлении документов о ходе исполнительного производства;
  • применение мер, которые дискриминируют интересы и права граждан;
  • нарушение установленных сроков по взиманию долга;
  • наложение ареста на собственность дебитора вопреки желанию добровольно погасить долг.

Судебные приставы зачастую не справляются должным образом со своей работой по ряду причин, среди которых:

  1. Неукомплектованность штата, недостаток персонала: на одного сотрудника приходится слишком много исполнительных производств, выполнить возложенный объем работы нереально (в среднем – 3700 дел на каждого пристава).
  2. Высокая текучка кадров. Часто случается, что исполнительное производство начинает один пристав, через месяц оно передается второму и так далее.
  3. Низкая квалификация приставов. Высококвалифицированные кадры не соглашаются работать с повышенной ответственностью из-за низкой зарплаты.
  4. Низкая оплата, отсутствие стимулов качественно исполнять работу. Должники уплачивают исполнительский сбор за взыскание долга ФССП, но это не премиальные приставам: все деньги уходят в федеральный бюджет.

Указанные причины не являются уважительными и не снимают с пристава ответственности за бездействие.

❗ Что же делать взыскателю

На основании ст. 50 ФЗ-229 граждане вправе обжаловать бездействие приставов в отношении взыскания долгов, в том числе задолженности по алиментам. Для этого предусмотрены судебный и досудебный механизмы. Обжалованию со стороны заинтересованного лица могут подлежать:

  1. Бездействие приставов: непринятие мер по взысканию задолженности, неиспользование имеющихся в арсенале механизмов по взысканию долга.
  2. Беспричинное затягивание должностными лицами исполнительного производства.

Перед подачей жалобы стоит записаться на прием к приставу-исполнителю и попросить предоставить информацию о ходе исполнительного производства. Пристав обязан предоставить полный отчет взыскателю: какие меры ФССП уже приняла, и каков результат. Это позволит понять, какие нарушения допустил пристав и можно ли обжаловать халатное отношение к должностным обязанностям.

Так, судебный пристав в течение двух месяцев должен предпринять ряд мер в рамках исполнительного производства для взыскания задолженности:

  1. Направить официальные запросы о наличии счетов должника и при их обнаружении – передать постановление об аресте счета для взыскания долга.
  2. Передать запросы в контролирующие инстанции (в частности, Росреестр, ПФР, ИФНС и пр.) для поиска места работы должника, источника его дохода, имеющегося в собственности имущества и пр.
  3. Нанести личный визит должнику для описи его имущества.

В распоряжении пристава также дополнительные механизмы для принуждения должника к погашению долга: это запрет на выезд за пределы РФ, изъятие транспортного средства и пр.

Отсутствие мер по взысканию долгов можно рассматривать, как бездействие. Стоит учесть, что если пристав использовал комплекс мер воздействия на должника, но взыскать ничего не вышло из-за отсутствия у того имущества для взыскания, то данный факт нельзя рассматривать, как бездействие.

А если пристав мог совершить определенные действия, но в силу разных обстоятельств их не совершил, то за это ему грозит наказание. Например, пристав наложил взыскание на зарплату должника, но не предпринял действия для выявления имущества.

Подача жалобы в досудебном порядке

На основании Главы 18 ФЗ-229 жалоба на бездействие службы судебных приставов подается в течение 10 дней после непринятия соответствующего решения или определенных мер либо установления факта бездействия.

Пропущенные 10-дневные сроки для передачи жалобы могут быть восстановлены при условии подачи соответствующего ходатайства заявителем и последующего признания причин для пропуска уважительными (болезнь, командировка и пр.).

Служба судебных приставов имеет свою иерархию, которую нельзя не учитывать. Жалоба в досудебном порядке передается в порядке подведомственности:

  1. Жалоба на бездействие судебного пристава передается старшему приставу.
  2. На старшего пристава – главному приставу субъекта РФ.
  3. На заместителя или главного пристава в регионе – главному приставу РФ.

Также пожаловаться можно по телефону горячей линии ФССП. Вплоть до принятия решения о жалобе лицо может ее отозвать.

Содержание жалобы

Жалоба на бездействие судебных приставов передается в письменном виде. Она не может быть анонимной и подписывается лицом, обратившимся с жалобой, либо его представителем. К жалобе прилагается доверенность или прочий документ, указывающий на полномочия представителя. Документ оформляется в официально-деловом стиле и не должен содержать оскорбления и угрозы.

Жалоба в обязательном порядке содержит следующие сведения:

  1. Должность, фамилия и инициалы должностного лица ФССП, бездействие которого обжалуется.
  2. ФИО лица или наименование организации, которые передают жалобу, контактные сведения и адрес.
  3. Основания подачи жалобы: бездействие пристава в рамках исполнительного производства.
  4. Требования лица, передающего жалобу (например, заменить пристава, провести проверку, устранить нарушения, уволить и пр.).

В заявлении нужно указать на конкретные факты в работе приставов, с которыми не согласен взыскатель. Это, например:

  • необоснованный отказ в удовлетворении жалобы;
  • неналожение ареста на машину или взыскания на доходы или пенсию;
  • неосуществление личного визита пристава по месту жительства;
  • ненаправление постановления о возбуждении исполнительного производства;
  • неисполнение всех предусмотренных для взыскания долга мер;
  • ненадлежащий контроль за приставом со стороны вышестоящих инстанций;
  • ненаправление запросов в банки ПФР, ГИБДД.

Жалоба в адрес старшего пристава может быть передана в канцелярию ФССП одним из выбранных способов:

  • лично;
  • через представителя;
  • по почте;
  • онлайн на сайте ФССП через пункт «Обращения» – «Интернет-приемная».

При подаче документа в канцелярию передается два экземпляра, один из которых с отметкой о принятии и датой получения следует оставить у себя.

По регламенту лицо, которое обратилось с жалобой, вправе не прилагать никаких подтверждающих документов, если это не препятствует рассмотрению дела по существу. Но если какие-либо дополнительные данные окажутся обязательными, ФССП вправе их запросить. Тогда сроки рассмотрения жалобы продлят на период ожидания запрошенных сведений.

Жалоба рассматривается вышестоящей инстанцией в течение 10 дней. Плюсом для взыскателя станет то, что старший или главный приставы возьмут исполнительное производство под личный контроль. По результатам рассмотрения жалобы пристава могут привлечь к дисциплинарной ответственности и прописать в постановлении ряд мер, направленных на устранение нарушений в рамках ведения дела.

Почему жалобы не всегда рассматриваются в пользу заявителя

Основаниями для отказа в рассмотрении или удовлетворении требований могут стать:

  1. Несоблюдение установленных сроков, если лицо, передающее жалобу, не направило одновременно ходатайство об их восстановлении.
  2. Несоответствие формы или содержания жалобы.
  3. Принятие решения по жалобе с аналогичным содержанием.
  4. Указание в качестве пристава-исполнителя лица, которое не входит в штат ФССП.

Копию решения об отказе в рассмотрении жалобы передают заявителю не позднее следующего дня. Его допускается обжаловать в вышестоящей инстанции или через суд.

Передача жалобы в прокуратуру

Надзорные функции за деятельностью ФССП принадлежат прокуратуре.

Жалобы, поступившие прокурору, рассматриваются в течение 30 дней. По результатам рассмотрения должностное лицо вправе отменить вынесенное приставами решение или предоставить требование об устранении нарушений.

Если предписание прокурора не будет исполнено, то он может возбудить дело об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях или стать инициатором судебного разбирательства.

С образцом жалобы на бездействие приставов можно ознакомиться по ссылке.

При игнорировании жалобы прокурором или при неудовлетворенности поступившим ответом заявитель сам вправе обратиться в судебную инстанцию.

Обжалование бездействия пристава в суде

Бездействие судебных приставов в процессе взыскания задолженности можно оспорить через арбитражный суд или в суде общей юрисдикции. Подать заявление в суд можно без предварительного прохождения досудебного порядка обжалования.

Преимуществом обращения в суд является возможность взыскания фактического и морального ущерба, который был причинен бездействием пристава. В исковом заявлении необходимо прописать следующие моменты:

  • адрес и наименование судебной инстанции;
  • персональные сведения о заявителе: ФИО, контакты;
  • данные о должнике;
  • реквизиты исполнительного производства;
  • сведения о судебном приставе;
  • перечень требований к суду;
  • опись прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • копия исполнительного листа;
  • копия заявления для ФССП;
  • копия паспорта;
  • копия официального ответа от прокуратуры или старшего пристава и пр.

Исковое заявление подлежит рассмотрению в десятидневные сроки. Для этого назначается судебное заседание, куда приглашают истца и ответчика. По результатам суд может признать бездействие пристава и обязать выплатить причиненный ущерб из государственных денег.

Для взыскания ущерба со стороны государства суд должен установить несколько фактов:

  1. Причинение вреда взыскателю.
  2. Вину пристава.
  3. Наличие причинно-следственной связи между бездействием пристава и неполучением истцом долга.

С образцом искового заявления можно ознакомиться по ссылке.

Сам по себе факт невозврата должником денежных средств не является основанием для возмещения ущерба. Суду необходимы веские доказательства того, что долг можно было получить, если бы не халатное отношение пристава к своим обязанностям. Например, если пристав не принял меры по обеспечению сохранности имущества, и должник продал его, то это является веским поводом для компенсации ущерба взыскателю из бюджетных средств.

Читайте также: