Каком закон вышел о задолженности через приставов в 2024 году

Опубликовано: 02.07.2024

С 2020 года введен новый порядок удержания долгов со счетов и карт в банках. Изменения распространяются на удержания по постановлению пристава или по документам, представленным взыскателем. Основная суть поправок заключается в точном определении видов дохода, на который можно или нельзя обратить взыскание. Если банк нарушит порядок расчета и удержания, его привлекут к ответственности, а должник сможет вернуть деньги. В статье расскажем, как работает на практике новый алгоритм удержаний, что может сделать должник для защиты своих прав.

Изменения в правилах удержания долгов со счетов и карт

Удержания средств со счетов, вкладов и карт допускается на основании постановления пристава или по исполнительным документам, представленным взыскателем. Цель удержания понятна – нужно исполнить решение суда, взыскать деньги в пользу гражданина или организации, либо в доход бюджета. Вот общие правила удержания, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:

  • на основании постановления пристава банк обязан наложить арест на счет (карту) или вклад должника, списать имеющиеся средства и удерживать деньги с каждого поступления;
  • в постановлении пристава указывается размер удержаний, который должен соответствовать Закону № 229-ФЗ (50% по большинству видов требований, 70% по алиментам, возмещению вреда здоровью, ущерба от преступлений);
  • взыскатель может сам направить исполнительный документ в банк, если знает, что там открыты счета и вклады должника;
  • удержание будет продолжаться до полного погашения долга, до отзыва исполнительного документа, до отмены постановления пристава.

Это общий порядок, который обязаны применять все банки, работающие на территории России. На практике возникает множество проблем с определением вида дохода или зачисления, расчетом размера удержаний. Например, исполняя постановление пристава, банк может удержать всю поступившую зарплату. Должник может об этом узнать уже после фактического списания, если пристав несвоевременно направил ему копию постановления. Нередко сотрудники ФССП вообще не проверяют реальный адрес должника, зато сразу передают документы на удержание в банк.

Чтобы защитить интересы граждан, выступающих должниками в исполнительном производстве, государство разработало изменения в Закон № 229-ФЗ. Поправки вступили в силу с 1 июня 2020 года, заключаются в следующем:

  • введена обязательная идентификация всех видов платежей, поступающий на любой счет гражданина – для этого используется система кодов под каждый вид поступлений (например, специальные коды введены для зарплаты, пенсий, социальных пособий);
  • введен механизм отдельного учета всех поступлений – он заключается в условном "окрашивании" всех доходов и зачислений в системе банковского мониторинга;
  • на банк возлагается обязанность самостоятельно рассчитать сумму средств на счете должника, на которую можно наложить арест или обратить взыскание – чтобы исключить злоупотребления со стороны банков, порядок расчета средств регламентирован Приказом Минюста РФ № 330.

Простыми словами, теперь банк будет сам проверять целевое назначение и вид каждого платежа, поступившего на счет гражданина. Если на этот счет ранее был наложен арест, банк обязан сам рассчитать сумму удержаний, перевести деньги на депозит ФССП или непосредственно взыскателю. Также обязанностью банка является определение доходов, на которые запрещено обращать взыскание.

Порядок удержания с банковских счетов и карт в 2021 году

На данный момент новый механизм удержаний со счетов и карт только начал применяться, поэтому количество нарушений при списании более чем достаточно, о чем свидетельствуют многочисленные обращения и жалобы должников в ФССП. Но ситуация обязательно изменится, т.к. приставы уже начали массово привлекать банки к ответственности по пункту 3 статьи 17.14 КоАП. Она предусматривает наказание за неправомерное списание денег должника, если это не предусмотрено законом.

Алгоритм ареста и удержания со счетов будет отличаться при подаче документов банку взыскателем или приставом. Ниже подробнее рассмотрим оба этих варианта, расскажем о способах защиты должника.

Если взыскатель подал документы напрямую в банк

Взыскатель может не обращаться в ФССП для возбуждения исполнительного производства, а самостоятельно направить документы для удержания в банк. Например, это актуально, если взыскатель точно знает о наличии счетов и вкладов в определенном банке или получил информацию о крупном переводе. В кредитное учреждение можно подать исполнительный лист или судебный приказ. В этих документах содержится следующая информация:

  • личные данные взыскателя и должника;
  • ссылка на судебный акт, которым взыскана задолженность;
  • размер долга (с учетом штрафных санкций, судебных расходов и т.д.);
  • вид требования, так как это будет важно для размера удержания (например, задолженность по алиментам, компенсация морального вреда, долг по зарплате и т.д.).

Комментарий юриста. В исполнительном листе и судебном приказе обычно не пишется размер удержаний с должника. Исключением является только взыскание алиментов в процентах от зарплаты, но обязанность рассчитывать процент от зарплаты возлагается не на банк, а на работодателя. По всем остальным видам требований с 2020 года банк должен сам определить размер удержания.

После получения документов от взыскателя банк обязан выполнить следующие действия:

  • проверить наличие счетов и вкладов, открытых на имя должника (данные о должнике берутся из исполнительного документа, заявления взыскателя);
  • при наличии денежных средств на счете, вкладе или карте, банк осуществляет их списание, но не более суммы долга;
  • если списанных средств оказалось недостаточно для полного погашения задолженности, банк вводит арест счет (карты);
  • с каждого поступления на счет будут осуществляться удержания в пользу взыскателя, а их размер обязан определить банк (не более 50% или 70% в зависимости от вида требования);
  • для принятия решения об удержании банк обязан учесть нормы статей 99 и 101 Закона № 229-ФЗ, где указан перечень доходов, не подлежащих взысканию;
  • не позже 3 дней со дня удержания банк обязан проинформировать об этом взыскателя (по почте, через системы онлайн - банкинга).

Чтобы банк мог правильно определить вид дохода, он проверяет код зачисления. Эти коды должны указывать в расчетных документах организации, ИП или физлица, выплачивающие должнику зарплату или иные доходы, на которые нельзя обратить взыскание. Если в расчетных документах не будет указан код либо его проставят с ошибками, банк вправе удержать всю сумму и перевести ее взыскателю.

Таким образом, правильность удержаний зависит от взаимодействия банка и организаций, переводящих деньги должнику. Банк не будет отвечать за неправильно проставленные коды, даже если деньги будут списаны со счета с нарушением Закона № 229-ФЗ.

По постановлению пристава

Чаще всего удержания по долгам осуществляются на основании постановления пристава. В этом случае применяется схожий алгоритм наложения ареста и удержания по счетам. Но есть ряд отличий:

  • в постановлении пристав обязан указать точный размер удержаний, который будет соблюдать банк (например, ввиду имущественного положения должника пристав или суд могут установить размер удержаний менее 50%);
  • пристав имеет право направить постановление сразу во все банки, где открыты счета должника (взыскатель такой возможности практически лишен);
  • в постановлении пристав указывает характер требований, что будет важно для расчета суммы удержания;
  • на основании постановления пристава банк обязан списать остатки по счетам, наложить арест и определять размер удержания после каждого поступления денег;
  • информация о каждом удержании направляется приставу в течение 3 дней.

Пристав имеет право привлечь банк к ответственности за нарушение порядка удержаний, поэтому взыскателю удобнее подавать документы не напрямую в кредитное учреждение, а в ФССП. Впоследствии можно запрашивать информацию о ходе производства, проверять правильность расчетов и удержаний, сделанных банком.

Что делать если незаконно списали деньги с карты или счета

Большинство организаций давно перешли на выплату зарплаты в безналичной форме (на счета работника, на карты зарплатного проекта и т.д.). Если взыскатель или пристав подали документы на удержание работодателю по 50% или 70% будет удерживаться с каждой выплаты зарплаты. Оставшиеся средства перечисляются на счет работника – должника.

Но если банк уже наложил арест на счет, он сможет списать поступившие деньги в соответствии с Законом № 229-ФЗ. Это приводит к тому, что с должника осуществляется двойное удержание, после чего он может вообще остаться без зарплаты и средств к существованию. С учетом новых поправок добиться защиты интересов в указанной ситуации будет проще.

Как и куда подать жалобу

Если с вашего счета незаконно удержали деньги, можно подать жалобу в следующие инстанции:

  • в ФССП – на незаконные действия сотрудников банка, нарушивших порядок расчета и удержания;
  • в Центробанк РФ – по аналогичным основаниям, особенно если в действиях банка есть нарушения Приказа Минюста № 330;
  • финансовому уполномоченному (омбудсмену) – если при удержании по долгам был нарушен оказания финансовых услуг банком;
  • вышестоящему приставу или в суд – если нарушения допущены приставом, ведущим производство.

Если работодатель неправильно указал код дохода в расчетных документах, на него можно подать жалобу в ФССП или прокуратуру, но это поможет лишь избежать ошибок при удержании в будущем и не вернет уже взысканные деньги. О том, как это сделать, читайте ниже.

Можно ли вернуть деньги после удержания с зарплатной карты

Вы можете вернуть деньги, удержанные с зарплатной карты в следующих случаях:

  • если банк неправильно определил код дохода и сделал неверный расчет удержания, в результате чего у вас списали более 50% от зарплаты;
  • если банк или пристав допустили двойное удержание с зарплаты (при расчете работодателем, а затем при списании в банке);
  • если с вас удержали денег больше, чем была сумма долга.

Для возврата незаконно удержанных средств нужно обращаться в подразделение ФССП, на чей депозит перечислялись деньги. В заявлении опишите ситуацию, приложите документ, подтверждающий незаконность списания, представьте свои реквизиты для возврата денег. На возврат средств после переплаты дается не более 30 дней.

Рекомендации должникам

Если вы проиграли суд и обязаны выплачивать задолженность, можно заранее предпринять ряд мер и устранить незаконные удержания со счета (карты). Вот несколько рекомендаций:

  • сразу после возбуждения исполнительного производства возьмите справку с места работы и выписку из банка, чтобы подтвердить, на какой именно счет вам перечисляется зарплата (то же самое можно сделать для пенсий, социальных пособий и иных мер поддержки);
  • если документы направлены на работу для удержания периодических платежей, требуйте от пристава снять арест с банковских счетов и карт (это позволит избежать двойного удержания);
  • после получения каждой части зарплаты на карту сразу снимайте деньги, т.к. при следующей выплате от работодателя с вас могут законно списать весь остаток.

Отдельно расскажем про последний пункт из этого перечня. Ограничения на удержания в 50% распространяется только на последнюю сумму, полученную от работодателя. Если деньги не снять и оставить на карте, после зачисления следующей части зарплаты их могут полностью списать в погашение долга. Остаток на карте автоматически перестает считаться зарплатой, как только на нее поступит следующая выплата от работодателя. Вернуть деньги после списания в такой ситуации будет невозможно.

Если вы столкнулись с незаконным списанием зарплаты, пенсии, социальных пособий или других видов доходов, проконсультируйтесь у наших юристов. Мы окажем помощь даже в самых сложных ситуациях!

Практикующий юрист:
Шарапов Дмитрий Васильевич

20 июля 2020 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ, АКТОВ ДРУГИХ ОРГАНОВ

И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, А ТАКЖЕ ВОЗВРАТА ПРОСРОЧЕННОЙ

ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ

КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

7 июля 2020 года

15 июля 2020 года

Статья 1

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, за исключением должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, к которым в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, а также на отдельные категории должников - физических лиц, определенные частями 3 и 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

3. Факт осуществления деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определяется по основному виду деятельности (классифицируемому на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

5. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления о предоставлении рассрочки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляет копию указанного постановления взыскателю. Постановление может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. Рассрочка предоставляется однократно на условиях поэтапного погашения задолженности в виде ежемесячных платежей в равных долях на срок рассрочки с начала календарного месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о ее предоставлении. При нарушении должником графика погашения задолженности постановление о предоставлении рассрочки подлежит отмене, после чего исполнительное производство осуществляется в общем порядке без учета требований настоящего Федерального закона. Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение срока рассрочки не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники - юридические лица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками).

Статья 2

1. На основании заявления (с приложенным графиком погашения задолженности) должника - юридического лица или должника - индивидуального предпринимателя судебный пристав-исполнитель обязан предоставить таким должникам рассрочку исполнения требований исполнительных документов в рамках возбужденных в отношении указанных лиц исполнительных производств имущественного характера, за исключением требований по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, о компенсации морального вреда, по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, без обращения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Рассрочка предоставляется на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года. Сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой должник - юридическое лицо или должник - индивидуальный предприниматель вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 15 миллионов рублей.

2. В отношении должников, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, в течение срока рассрочки не применяются меры принудительного исполнения, за исключением наложения ареста на имущество должника, находящееся у должника или третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества. В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника - юридического лица или должника - индивидуального предпринимателя могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. При этом сохраняют свое действие ранее наложенные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, открытых в банках и иных кредитных организациях.

3. Рассрочка исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения), если совокупный размер пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца должника-гражданина составляет менее двух минимальных размеров оплаты труда, предоставляется на основании заявлений таких должников. Рассрочка предоставляется без обращения в суд, выдавший исполнительный документ, на срок, указанный в заявлении (с приложенным графиком погашения задолженности), но не более чем на двадцать четыре месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года. Сумма задолженности по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения), в отношении которой указанные должники-граждане вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 1 миллион рублей.

4. На срок предоставления рассрочки юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", не вправе осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности, в отношении которой должнику в рамках исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлена рассрочка.

5. В отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств (автомобильных транспортных средств, мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин). В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника-гражданина могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Положения настоящей части не распространяются на исполнение судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника.

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" применяются с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В связи с распространением коронавируса, с 1 июня 2020 года список имущества, на которое можно накладывать взыскание, временно, но ощутимо сократился. При этом было решено приостановить взыскание долгов в связи с коронавирусом еще с 25 марта для:

  • субъектов среднего и малого предпринимательства;
  • предпринимателей в сфере авиаперевозок и туризма;
  • субъектов сферы искусства, кинематографа, культуры, спорта и физической культуры;
  • прочих сфер, которые существенно пострадали из-за пандемии.

Перечисленным налогоплательщикам не нужно подавать соответствующее заявление, необходимые меры ФНС принимает самостоятельно.

Действующие правила

Правила взыскания долгов судебными приставами во время карантина гласят, что исполнители обязаны отслеживать назначения всех платежей, которые приходят на счет должника. Более того, они вправе запретить пользоваться деньгами, на которые может быть наложено взыскание, а также могут получить любую информацию об имуществе ответчика, сделав запрос в ФНС.

Когда у должников имеется собственность или денежные средства, которые в данный период времени запрещено изымать, в ФССП нужно подать документы, подтверждающие наличие такого имущества, чтобы взыскания приостановили.

Еще одно действующее сейчас правило касается работодателей. Теперь, зачисляя заработную плату, следует указывать код вида доходов для идентификации платежа и сумму, которую работодатель взыскал по исполнительному документу. Делается это чтобы защитить должника от неправомерных взысканий и видеть, реально ли удержать с него необходимую сумму.

В целом была принята новая, многоуровневая система защиты платежей, а также усилен контроль за денежными операциями. Сделано это для того, чтобы нельзя было взыскивать никакую социальную выплату в пользу кредиторов.

Изменения в связи с продлением карантина

Учитывая продление сроков карантина, во время его действия по некоторым исполнительным документам теперь предоставляется однократная рассрочка на оплату долгов. Поскольку взыскание судебными приставами сейчас доступно не во всех случаях, это наиболее приемлемый вариант решить проблему. Чтобы получить такую рассрочку, требуется обратиться к приставу с заявлением и составленным графиком, как должник будет погашать задолженность. Предоставляется право на рассрочку юридическим лицам и ИП малого и среднего бизнеса, а также пенсионерам, у которых нет зарегистрированных прав собственности на ценное имущество.

Принятые положения будут применимы к исполнительным документам, которые были предъявлены до 1 октября 2020 года.

Могут ли арестовать имущество

Приставы не будут взыскивать долги с физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей через арест и изъятие собственности должников, которая находится по месту их проживания. В качестве исключения выступают все транспортные средства.

Мораторий на такое взыскание долгов сотрудниками ФССП действует до 1 октября 2020 года, если правительством РФ не будут установлены другие сроки. При этом должник не сможет полноценно распоряжаться своим имуществом, например, продать его, сдать в аренду, подарить, обменять или совершить иное действие, связанное с государственной регистрацией собственнических прав.

Что сейчас не могут взыскать

Собственность, которую приставы временно не будут взыскивать за долги, это:

  • денежные средства, полученные за причинение вреда здоровью (в том числе за производственные травмы);
  • денежные компенсации, связанные со смертью единственного кормильца;
  • помощь по уходу за нетрудоспособными гражданами;
  • целевые переводы на оплату медикаментов и проезда;
  • алименты;
  • материнский капитал и прочие детские пособия;
  • компенсации затрат во время командировки;
  • компенсации за рождение детей, регистрации брака, смерть родственников;
  • выплаты по социальной страховке;
  • деньги, уплаченные в связи со смертью члена семьи при теракте, а также гуманитарная помощь;
  • деньги, выделенные в качестве помощи пострадавшим при чрезвычайном происшествии или катастрофе;
  • компенсации путевок, лечения в санатории, включая проезд;
  • социальное пособие, связанное с погребением.

С 1 июля 2020 года приставы не смогут применять принудительные взыскания для оплаты долга относительно выплат должникам, которые утратили имущество первой необходимости в результате чрезвычайного происшествия.

Взыскания с пенсионеров

Ссылаясь на закон №229-ФЗ, статью 101, часть 1, пункт 9, ФССП могут накладывать взыскание принудительно на пенсионные выплаты по инвалидности, старости, временной утрате трудоспособности, а также срочную и накопительную пенсию. Однако, ссылаясь на тот же закон (ст. 101 ч. 11 п. 10), судебные приставы не вправе инициировать взыскания с пенсии, выплачиваемой в связи с потерей кормильца.

С целью погашения долга приставы могут обратить принудительные взыскания на личную собственность пенсионеров, включая зарплату, если пенсионер продолжает официально работать. При этом нет никаких льгот, даже если человек получает пенсию ниже прожиточного минимума.

Выводы

Подводя итог, следует отметить, что все дела, связанные с погашением задолженности через изъятие имущества должника, рассматриваются строго в соответствии с законом Федеральный закон от 21.02.2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» №12-ФЗ от 21 февраля 2019 года. По факту этот закон не потерпел никаких существенных изменений. Но он был расширен, включая внесение порядка приостановки взыскания долгов судебными приставами по причинам, связанным с чрезвычайной ситуацией, которой является пандемия в 2020 году.

Автор: Виктор Сухов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 21 января 2020. Время чтения 5 мин.


С 2020 года «письма счастья» за долги будут приходить также через сервис «Госуслуги» и посредством СМС. После получения у должника есть 5 дней на выплату задолженности без 7% исполнительного сбора. Приставам будет запрещено арестовывать пенсии и социальные пособия.

С начала нового года в силу вступают поправки в 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Законодатели внесли три важнейших изменения в текст правового акта, о которых стоит знать каждому должнику с исполнительным листом. Нововведения призваны упростить процедуру взыскания долгов с 1 января 2020 года, защитить права и интересы физических лиц.

Общение с приставами новыми способами связи

До 2020 г. вынесение постановлений и направление уведомлений в адрес субъекта исполнительного производства происходило в письменной или электронной форме. Извещения доносились до физического лица:

  • почтовым отправлением;
  • электронным письмом;
  • телеграммой;
  • по телефону;
  • лично.

Изменения в НПА вводят два новых вида связи с должником:

  • с помощью сервиса «Госуслуг», отправкой в личный кабинет;
  • СМС-сообщением.

1

Портал не требует согласия владельца личного кабинета на получение «писем счастья» о долге. Постановление отправляется в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной ЭЦП (электронно-цифровой подписью) пристава. Для отправки текстового сообщения на телефонный номер пристав должен заручиться предварительным согласием гражданина.

После получения уведомления о начале исполнительного производства у виновника событий есть пять дней на мирное урегулирование вопроса. В этот срок можно гасить долг без исполнительного сбора (7% от суммы задолженности).

Фактом направления сообщения считается получение извещения или отчета приставом о доставке уведомления или публикации данных в реестре производств на сайте ФССП.

В случае несогласия с действиями пристава и при наличии претензий о нарушении прав, гражданин может обжаловать манипуляции должностного лица. Ранее процедура требовала составления письменного обращения, визита в управление органа власти или затрат на отправку корреспонденции. Теперь все стало намного проще, и претензия может быть подана через портал «Госуслуг».

Очевидно, что закон расширил способы общения должника с приставами, добавив онлайн-ресурсы и короткие быстрые сообщения. Это значительно упрощает всю процедуру уведомления и переписки сторон.

Пенсии вне взысканий

Приставы не имеют права арестовывать или взыскивать суммы с пенсий или социальных выплат. Это правило начнет действовать с 1 июня 2020 года. До принятия поправки судебные приставы могли взыскать у пенсионеров до 50% от ежемесячной выплаты.

2

Кстати, законом не предусмотрено, что после подобных вычетов у гражданина должны оставаться средства к существованию хотя бы в размере прожиточного минимума. Впрочем, судебная практика придерживается этого справедливого мнения.

Поскольку банки не видят в документах работодателей, к какой именно категории платежей относятся денежные начисления, оставался риск наложения взыскания на социальные компенсации. Чтобы избежать подобных недоразумений, работодатель будет обязан ставить особую отметку, сигнализирующую об исключительном статусе начисления.

Взыскание долгов по зарплате в упрощенном порядке

Чтобы получить причитающуюся оплату труда от руководства, сотруднику не обязательно обращаться в судебные инстанции. Теперь это можно сделать через процедуру написания жалобы в Государственную инспекцию труда.

3

Такой вариант возможен, когда работодатель начислил зарплату и сформировал соответствующие документы. Если же средства нигде не зафиксированы, суда не избежать.

Обратившись в ГИТ, работник вправе рассчитывать на проведение проверки и вынесение предписания в адрес компании о погашении текущей задолженности. Сделать это работодатель обязан в течение 30 дней после получения решения инспекторов. Если погашения не происходит, тот же инспектор формирует исполнительный лист и направляет его сотрудникам ФССП.

Какие изменения ожидаются в будущем?

В конце 2019 года Минюст внес на рассмотрение законопроект о существенных изменениях в процедуру взыскания задолженностей. Прежде всего, предполагается введение стадии досудебного решения вопроса.

До обращения в суд взыскатель должен будет уведомить должника о наличии долга и потребовать его возврата в виде претензии. Если физическое лицо не сделает этого в течение 30 дней, организация вправе обратиться в суд. В настоящее время финансисты могут делать это с первого дня возникновения долга.

4

Еще одно предложение Минюста касается внесения в реестр ФССП не только коллекторских контор, но и всех кредитных фирм, которые, так или иначе, самостоятельно взыскивают задолженности. Только после включения в список они смогут встречаться, звонить должнику, пользоваться помощью «робота-коллектора». До этого гражданину можно только отправлять письменные требования.

У участников реестра появятся еще и дополнительные обязательства:

  • ведение аудиозаписей разговоров с гражданином и их хранение в течение двух лет;
  • оформлять страховку собственной ответственности за возможное причинение убытков должнику, при этом годовое покрытие составляет не менее 10 млн руб.

Планируется, что законопроект будет принят до января 2021 года. Он придет на смену 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».

С 1 июня 2020 года изменится порядок взыскания по исполнительным листам. В частности, будет изменен и расширен перечень денежных средств, на которые не допускается накладывать взыскание судебными приставами. По изменившимся правилам взыскание не допускается обратить на денежные выплаты социального характера. На какие именно выплаты распространяются новые положения законодательства? Правда ли, что Президент подписал закон о неприкосновенности пенсии, и как осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия теперь под защитой?

  • Сущность изменений в порядке взыскания задолженности с июня 2020 года
  • Какие выплаты будут освобождены от взыскания
  • Могут ли наложить взыскание на пенсию
    • А если пенсия ниже прожиточного минимума?
  • Как приставы узнают о том, что доход является социальным
  • Выводы

Сущность изменений в порядке взыскания задолженности с июня 2020 года

Изменения в законодательство об исполнительном производстве внес Федеральный закон от 21.02.2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Согласно ему, выплаты в пользу граждан социального характера будут освобождены от вероятного взыскания со стороны судебных приставов. Закон подписан в феврале 2019 года, но предусматривает отложенную дату для вступления изменений: они вступят в силу не ранее 1 июня 2020 года.

Многие СМИ, описывая сущность нового закона, указывают на то, что он защищает пенсии и другие социальные выплаты от взыскания по исполнительному производству. На самом деле это неверно. Нынешний ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит обширный перечень выплат, на которые не допускается наложить взыскание, и новый закон изменяет этот перечень совсем незначительно. То есть социальные выплаты, на которые не накладывается взыскание, есть и сегодня. Также стоит понимать, что пенсия по-прежнему может быть взыскана в рамках исполнительного производства, хотя и с определенными нюансами.

Таким образом, новый закон о введении запрета представляет поправки к ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», который содержит нормы принудительного взыскания ФССП. Изменения будут внесены в ст. 101 229-ФЗ, где перечислены выплаты, на которые не накладывается взыскание по исполнительному производству.

Какие выплаты будут освобождены от взыскания

В нынешней версии ч. 1 ст. 101 229-ФЗ приводится перечисление доходов, на которые недопустимо накладывать взыскание. Указанная статья приводит следующие выплаты:

  1. Деньги, которые выплачиваются в счет возмещения вреда, причиненного здоровью.
  2. Компенсация вреда из-за смерти кормильца.
  3. Денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья, ранения и травмы при исполнении служебных обязанностей.
  4. Компенсации из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по уходу за нетрудоспособными лицами.
  5. Денежные компенсации, которые перечисляются гражданам на определенные цели, в частности, компенсации стоимости проезда и покупки лекарств.
  6. Алименты.
  7. Компенсации, указанные в трудовом законодательстве: в связи со служебными командировками, переводом или направлением в другую местность; связанные с изнашиванием инструмента работника; компенсации на случай рождения ребенка, смерти родных и регистрации брака.
  8. Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию.
  9. Пенсия по потере кормильца, которая выплачивается из средств федерального бюджета, и доплата к ней из регионального бюджета.
  10. Детские пособия.
  11. Материнский капитал.
  12. Средства материальной помощи, выплачиваемой в связи с терактом, смертью члена семьи, оказанием гуманитарной помощи, оказанием содействия при выявлении терактов и иных преступлений.
  13. Компенсация стоимости путевок, санаторно-курортного лечения и пр.
  14. Компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно.
  15. Социальное пособие на погребение.

Новые выплаты социального характера, на которые не допускается наложить взыскание, по ФЗ-12 включают в свой состав:

  1. Средства, выделенные пострадавшим в результате ЧС. Это например, катастрофы или прочие форс-мажорные обстоятельства.
  2. Средства, выделенные в качестве единовременной материальной и финансовой помощи, если они были выплачены члену семьи гражданина, погибшего в результате ЧС, или гражданам, здоровью которых причинен вред разной степени тяжести.

Эти выплаты с 1 июня 2020 году войдут в состав п. 18 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ.

Таким образом, новый закон освободил от взыскания выплаты, которые соответствуют трем основным условиям:

  1. Субъектом выплат являются граждане, которые пострадали в чрезвычайной ситуации, или члены их семей.
  2. Целью таких выплат является компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья за определенный период времени.
  3. Выплата относится к единовременным.

Могут ли наложить взыскание на пенсию

В п. 9 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ подчеркивается, что взыскание допускается наложить на пенсию по старости, пенсию по инвалидности (с учетом фиксированной доплаты к страховой пенсии), накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату и пособие по временной нетрудоспособности.

На основании п. 10, 11 ч. 1 ст.101 229-ФЗ не допускается только взыскание на пенсию по утрате кормильца и доплаты (выплаты) к ней. Важно учесть, что новый закон не делает пенсионеров неприкосновенными и не вводит запрет на взыскание пенсии в счет погашения задолженности.

Приставы могут обратить взыскание и на имущество пенсионеров: эта категория граждан не наделена никакими особыми преимуществами. Взыскание обращается и на зарплату, если пенсионер относится к работающим.

А если пенсия ниже прожиточного минимума?

В 229-ФЗ ничего не говорится о подобной ситуации. То есть пенсия подлежит взысканию в стандартном порядке: не более 50% в общем случае и до 70% при долгах по алиментам. Но Конституционный и Верховный суды (например, в определении №45-КГ 16-27 от 2017 года) неоднократно высказывали мнение о необходимости учета интересов всех сторон, включая должника и иждивенцев.

Как приставы узнают о том, что доход является социальным

Лица, которые выплачивают гражданину зарплату или прочие доходы, должны будут специально отмечать, что данная выплата имеет социальный характер. В обязанности работодателя входит указание соответствующего специального кода в платежном поручении на перевод денег. Порядок указания такого кода в расчетной документации должен будет установить Банк России.

Кроме того, в обязанности работодателя входит указание в расчетном листке суммы, которая была взыскана в текущем месяце по исполнительному документу.

Порядок расчетов предстоит разработать Минюсту по согласованию с Банком России.

Выводы

Таким образом, с июня 2020 года будет дополнен перечень доходов социального характера, на которые не допускается наложить взыскание со стороны судебных приставов в рамках исполнительного производства. Федеральный закон от 21.02.2019 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» вносит важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они затрагивают порядок перечисления денег, которые были удержаны с заработка и прочих доходов. У работодателя возникает необходимость указания кода в платежных документах для идентификации платежей и для их защиты от неправомерного взыскания со стороны ФССП. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и ранее содержал перечень выплат социального характера, на которые не допускается наложить взыскание. Новый закон только расширил его и ввел под запрет компенсации по причине наступления чрезвычайных ситуаций.

Читайте также: