Специализированный отдел судебных приставов чем занимается в 2024 году

Опубликовано: 13.06.2024

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Специализированный отдел судебных приставов чем занимается?».

Служба судебных приставов создаст спецотделы для взыскания алиментов

Суды хотят обязать назначать сумму выплат при разводе

26.05.2015 в 16:48, просмотров: 5035

Специальные отделы службы судебных приставов по взысканию алиментов появятся в мегаполисах. Об этом во вторник на заседании тематического «круглого стола» в Общественной палате РФ рассказал директор ФССП Артур Парфенчиков. В ОП также обсудили ряд других мер воздействия на должников, вплоть до запрета на регистрацию нового брака.

— Мы продолжаем работу по совершенствованию собственной деятельности. Одним из главных ресурсов является создание в крупных городах специализированных отделов, которые занимались бы исключительно взысканием алиментов, — сказал Парфенчиков.

Он также уточнил, что пилотный проект, который, кстати, показал свою эффективность, был отработан в Красноярском крае, Бурятии и Чувашии.

— Сегодня мы создаем такие отделы в других крупных городах, уже с 1 мая идет работа по созданию первого специализированного отдела в Москве, всего их будет три по городу, — сказал Парфенчиков, добавив, что к 1 июня новой структуре будут переданы все дела по взысканию алиментов.

Открывшая заседание «круглого стола» член Общественной палата, певица Диана Гурцкая, предложила подумать над тем, чтобы законодательно закрепить требование вместе с алиментами хотя бы частично покрывать аренду жилья, в случае если у ребенка нет своей жилплощади.

— Тема очень сложная. Конечно, требуется разработка процедуры для каждого региона. У каждого гражданина конституционное право на жилье. Мы в свою очередь должны обеспечить его реализацию для каждого маленького гражданина, который и так страдает из-за того, что распалась семья, — сказала певица.

Глава ФССП рассказал, что подвергающиеся критике меры воздействия на алиментщиков уже показали свою эффективность. Так, например, аресты имущества, пенсий, счетов существенно повлияли на многих должников. Что же касается ограничений на выезд, то эта мера за первые 4 месяца 2015 года вернула детям около 600 млн. рублей.

— Полный набор прав Конституция гарантирует только законопослушным гражданам, — ответил Парфенчиков на критику мер, якобы ограничивающих права и свободу граждан-алиментщиков.

Кстати, вполне возможно, что в ФССП вернутся к обсуждению и изъятия водительских прав у должников. По словам Парфенчикова, это наказание прекрасно работает в Чехии и Белоруссии. В Белоруссии с введением этой меры около 40 процентов должников рассчитались со своими семьями.

Как бы в противовес глава исполнительного ведомства привел в пример «более эпатажные» меры по борьбе с алиментщиками в некоторых штатах Америки. Там, как оказалось, существует запрет на создание новой «ячейки общества», если должник не рассчитался с предыдущей семьей.

— Не являюсь сторонником этой инициативой, но такая практика есть, — на всякий случай уточнил глава ФССП.

В свою очередь, доктор экономических наук, профессор Людмила Ржаницына предложила отказаться от практики «договариваться» по поводу алиментов. По ее словам, сумма для воспитания ребенка должна устанавливаться судьей еще во время развода.

— Только 30 процентов разводящихся женщин ставят вопрос о назначении алиментов. По-хорошему, суд «не может назначать», а «должен назначать» алименты, — сказала Ржаницына, добавив, то в противном случае алименты остаются на совести одного из родителя и, как правило, отца.

При этом, по мнению профессора, с должниками необходимо бороться жестче и не бояться лишать их водительских прав, возможности занимать государственные должности, получать кредиты и т.д.

— По-моему, существует колоссальное мужское лобби которое не хочет этот вопрос решить, — резюмировала Ржаницына.

По данным ФССП России, число детей, не получающих алиментов от своих родителей, ежегодно составляет около двух миллионов. При этом в ФССП заявляют о сокращении исполнительных производств в отношении злостных неплательщиков алиментов — с 1,23 миллиона в 2007 году до 705,6 тысячи в 2014 году.

Отдел по исполнению особых исполнительных производств

На нашем портале вы найдете адрес, телефон и время работы организации Отдел по исполнению особых исполнительных производств (Управление Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области), а также e-mail и ссылку на официальный сайт компании. Предлагаемые товары/услуги размещены в рубриках: Службы судебных приставов.

Информация обновлена 03.05.2018

Отдел по исполнению особых исполнительных производств (Управление Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области)

Баранова Татьяна Николаевна

пн — чт 08:00-17:00, обед 12:00-12:45
пт 08:00-15:45, обед 12:00-12:45
сб — вс выходной

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

прайс не предоставлен

Никаких конкретных действенных мер к ответчику не принимается, сроки исполнения судебного решения не выдерживаются.Одна болтология со стороны судебного пристава-исполнителя и просьба ко мне регулярно о себе напоминать телефонными звонками, чтобы «случайно» не забыли о моем деле.

Судебный пристав-исполнитель, первый помощник — вакансия 5927161

Дата обновления: 24.04.2019

Отрасль: Государственная служба

Тип занятости: Не имеет значения

Текст вакансии:

Чем предстоит заниматься:

ведение документации, поступающей на исполнение в отдел судебных приставов, отправка почтовой корреспонденции, регистрация документов, поступающей на исполнение в отдел судебных приставов.Наши требования:

Добросовестное отношение к работе, исполнительность, можно без опыта работы.Что мы предлагаем вам:

Старший специалист 2 разряда
Пунктуальность
Обучаемость
Коммуникабельность
Дисциплинированность
Работа с компьютером
Ответственность

Контактное лицо: ВАЛЕЕВ РИНАТ САМАТОВИЧ-СУД.ПРИСТАВ ПО ОУ ПДС

Контактные данные:

Чтобы связаться с работодателем, вам необходимо войти на сайт.

Форма входа находится в меню справа. Если вы еще не регистрировались, вам необходимо зарегистрироваться в качестве соискателя.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Специализированный отдел судебных приставов чем занимается» в комментариях.


Судебный пристав – это государственный служащий, в чьи обязанности входит принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Работа у судебных приставов неблагодарная. Именно они по решению суда арестовывают счета из-за неуплаты кредита, накладывают ограничение на выезд за границу, списывают деньги с банковской карты в счет погашения штрафов ГИБДД или неуплаченных алиментов, изымают автомобили и недвижимость в случае неоплаты кредита.

В этой статье мы разберемся, кто же такие, судебные приставы-исполнители, на что они опираются, исполняя должностные обязанности, какими правами наделены и как противодействовать неправомерным действиям работников этого государственного органа. Кроме того, попытаемся понять, какую пользу можно извлечь из сотрудничества с судебными приставами.

Что такое ФССП России и какова ее структура

ФССП РФ – это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.

Основные функции службы судебных приставов:

    Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах; Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц; Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ; Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств); Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.

Структурно, федеральная служба судебных приставов состоит из следующих элементов:

1 Центрального аппарата ФССП России;

2 Территориальных органов, которые имеют деление по округам (всего 8 округов). В состав территориальных органов входят ГОСП (городские отделы судебных приставов) и РОСП (районные отделы судебных приставов).

В наше время подразделения судебных приставов — обыкновенный атрибут государственной власти в регионах, такой же, как суды, прокуратура, полиция, налоговые органы и другие органы государственной власти.

Представительство за рубежом и подведомственные государственные органы власти у ФССП отсутствуют.

История создания службы судебных приставов

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

Первые исторические упоминания о судебных приставах можно найти и в «Русской правде» и в летописях Новгородской феодальной республики и в «Судебнике» 1479 года. Невзирая на то, что название должности звучало иначе (отроки, мечники, детские, подвойские и т.д.), суть их полномочий не изменилась и представляла собой исполнение денежных взысканий по решению судов.

Ситуация изменилась в XVII веке, когда, после принятия Земским Собором, Соборного уложения 1649 года, соотношение между имущественными и телесными наказаниями резко изменилось в сторону увеличения последних. Необходимость в специалисте для взыскания штрафов и пеней постепенно сходила на нет, и в начале XVIII века полномочиями судебных приставов наделили полицию.

В 1864 году император Александр II провел ряд реформ, которые в корне изменили ситуацию. Было принято решение возродить институт судебных приставов. Позже образована система приставов: существовали частные-становые приставы, городские следственные приставы, судебные.

История создания службы судебных приставов

В полномочия судебных приставов входили: привод, оповещение, получение денежных средств с должника до решения суда (чем не коллекторская деятельность?), исполнение судебных решений, доставка сторонам судопроизводства повесток и документов по судебным делам.

При поступлении на государеву службу пристав получал значок, печать и три прошнурованные книги. Книга учета входящих документов, исходящих, и денежная приходно-расходная книга.

Книга учета входящих документов, исходящих, и денежная приходно-расходная книга

Испытательный срок составлял 1 год. Кандидат на должность вносил залоговую сумму в размере 600 рублей, взнос, который был гарантом возмещения убытков от неправомерных действий пристава. Вступая в должность — пристав приносил присягу. Смена места жительства пристава без получения разрешения председателя суда была невозможна, а денежное довольствие — самым маленьким в канцелярии суда. Годовое довольствие вместе с оплатой питания и жилья составляло 600 рублей.

В 1917 году Декретом народных комиссаров «О суде», система судебных приставов была упразднена вместе с институтом мировых судей и окружных судов.

Радикальные экономические перемены в государстве в конце XX века побудили пересмотреть систему судопроизводства. С принятием в 1997 году законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», началось формирование службы судебных приставов. Сейчас, Федеральная служба судебных приставов, стала частью единой системы министерства юстиции и является ведомством, которое охватывает все регионы РФ и обеспечивает исполнительное производство.

Кто такие судебные приставы

Поступить на работу в ССП и занять должность судебного пристава, может любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, возрастом от 21 года. Будущий пристав не должен иметь судимости, в том числе и погашенной. У претендента на должность и его ближайших родственников не должно быть долгов.

Посмотреть квалификационные требования, предъявляемые ФССП к кандидатам на должность, можно на официальном сайте ФССП РФ, здесь же можно ознакомиться с иерархией должностей в ФССП.

Структурные подразделения (Районные отделы судебных приставов)

Нажмите для увеличения изображения

В зависимости от обязанностей, которые возложены на работника ФССП, приставы делятся на категории:

1 судебные приставы-исполнители — это приставы, которые выполняют решения суда;

2 судебные приставы по ОУПДС (обеспечению установленного порядка деятельности судов) — эти лица следят за соблюдением правопорядка в судах, являются сопровождающими судебных приставов-исполнителей при выезде по адресам должников, разыскивают должников и так далее.

Давайте более подробно остановимся на первой категории, так как с ними людям чаще приходится иметь дело.

Судебный пристав-исполнитель — это должностное лицо, основной обязанностью которого является исполнение решений суда, а также других властных органов и должностных лиц, вступивших в законную силу.

Судебный пристав-исполнитель занимается принудительным изъятием денежных средств, куда входит обнаружение, арест и удержание денежных средств на банковских счетах должника, а также арест, оценку и передачу на продажу имущества должника, с последующим погашением задолженности.

Пристав не продает имущество должника самостоятельно. Он может только его арестовать и если есть подозрение, что имущество может быть утрачено, распродано или испорчено, изымает его и передает на ответственное хранение организациям, с которыми у приставов заключены договоры о хранении.

В СПП существуют специальные методики расчета оценки. Оценка имущества производится исходя из его технического состояния и внешних признаков. Если по предварительной оценке стоимость имущества должника составляет более 30 тысяч рублей, то привлечение специалиста-оценщика обязательно.

По истечении 10 дней, в течение которых можно обжаловать постановление об аресте, выносится постановление о реализации арестованной собственности и пакет документов передается в Росимущество. Росимущество занимается проведением торгов как самостоятельно, так и используя договорные отношения с организациями, занимающимися реализацией имущества. Правила реализации имущества должника прописаны в статье 87 Закона «Об исполнительном производстве».

Продажа арестованного, конфискованного и иного имущества

Нажмите для увеличения изображения

После публикации в СМИ объявления о реализации, имущество выставляется на торги. Если на торгах арестованное имущество было продано, то в течение 5 дней, деньги поступят на счет приставов, а те, в свою очередь, перечислят их взыскателю.

Для того чтобы ускорить исполнение требований по ИД (исполнительному документу), приставы-исполнители обладают правом на применение ряда стимулирующих мер. Это, например, ограничение выезда за границы Российской Федерации, запрет на продажу, дарение (отчуждение) движимого и недвижимого имущества, запрет на получение загранпаспорта и другие.

Что такое исполнительный документ, можно узнать обратившись к статье 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007

Какие документы являются поводом для возбуждения приставами исполнительного производства:

    Исполнительные листы, выдаваемые судами на основании судебных актов; Судебные приказы и акты по делам об административных правонарушениях; Нотариально заверенные соглашения об уплате алиментов; Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; Акты ПФР и ФСС Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника индивидуального предпринимателя; Постановления судебного пристава-исполнителя; Акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; Исполнительная надпись нотариуса; Исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств, подлежащие исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

Правовой статус судебного пристава-исполнителя

Особенности правового статуса (совокупности прав и обязанностей) этого представителя власти определяются правовыми нормами, которые регулируют вопросы исполнительного производства:

    Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ Федеральным законом «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

Кроме того, к таким документам можно отнести ряд локальных актов Министерства юстиции РФ.

Выполняя свои должностные обязанности, пристав-исполнитель представляет исполнительную ветвь власти, а следовательно, его требования являются обязательными и неподчинение им грозит административной ответственностью. Невыполнение требований судебного пристава влечет за собой наложение штрафа. Сумма составит от 1 до 2,5 тыс. рублей. Штраф может быть выписан и за другие нарушения (не уведомили об увольнении с работы, скрыли важную для исполнительного производства информацию и т.д.) по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. Кроме того, чиня препятствия работе пристава, вы пытаетесь повлиять на ход исполнительного производства, за это предусмотрена уголовная ответственность (гл. 30 и 31 УК РФ).

Характеризуя компетенции пристава, необходимо указать на их обязательный признак — территориальность. То есть исполнение производится именно тем структурным подразделением ФССП, которое закреплено за территорией, на которой проживает, располагается, зарегистрирован должник.

Что входит в полномочия судебного пристава-исполнителя и какими именно правами он обладает

Полномочия судебных приставов в отношении должников весьма широки, что позволяет им успешно добиваться реализации требований исполнительных документов. Полномочия это права, которыми наделено должностное лицо для исполнения возложенных на него обязанностей.

Права и обязанности судебного пристава-исполнителя регламентированы статьей 12 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

Статья 12 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ

Нажмите для увеличения изображения

Перечень прав является исчерпывающим, то есть является ограниченным законом. Другое дело, что некоторые формулировки закона можно трактовать неоднозначно, но это не вина приставов, а недоработки правотворчества.

Итак, пристав имеет право:

В результате исполнительных действий работниками ФССП за год взыскано и перечислено взыскателям 2 млрд 197 млн рублей. Самая большая сумма, более 1 млрд рублей — долг ухтинской организации по налогам. Самый маленький долг — 1 копейку взыскали судебные приставы Воркуты в пользу Пенсионного фонда.

Сумма долга, из-за которой житель Сосногорска был ограничен в праве выезда за пределы РФ, составила 184 рубля 80 коп.

Приставы Ухты установили минимальную стоимость арестованного имущества – 20 рублей за «утюг черного цвета, местами покрытый пылью, в рабочем состоянии, подошва утюга имеет незначительные царапины» (за долг 100 рублей).

Приставы Корткеросского района арестовали 17 коров должника.

Житель Инты, будучи ответственным хранителем арестованного мобильного телефона LG, передал арестованное имущество в пользование третьему лицу, за что был привлечен к уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ.

Самым странным документом к исполнению стало решение Сыктывкарского городского суда: устранить шум от работы аквариумного компрессора, расположенного в жилом помещении.

Как и кем регулируется работа судебных приставов

На основании статьи 19 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ, контроль и надзор за деятельностью приставов-исполнителей осуществляют вышестоящие должностные лица суд и прокуратура.

В адрес старшего судебного пристава (руководителя данного структурного подразделения ФССП) и суда можно обжаловать постановления пристава, его действия или бездействие. Причем, если вы уже написали жалобу в адрес вышестоящего должностного лица, это не препятствие для обращения в суд.

Прокуратура имеет право на осуществление надзора за исполнением законов при исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.

Статья 19 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ

Нажмите для увеличения изображения

Вред, который был причинен незаконными действиями или бездействием приставов, будет возмещен за счет казны Российской Федерации, согласно статье 1069 ГК РФ.

Статья 1069 ГК РФ

Нажмите для увеличения изображения

Что ожидает судебного пристава-исполнителя за превышение своих полномочий

К сожалению, реалии таковы, что судебные приставы часто превышают свои полномочия, или относятся спустя рукава к регламенту процедуры взыскания. Сложно сказать, в чем причина таких нарушений. Одной из причин может быть огромная загруженность рядовых сотрудников ФССП.

На одном из форумов бывший работник ФССП поделился своими впечатлениями о работе в ГОСП (городском отделе судебных приставов) Санкт-Петербурга. И, вот что он пишет:

А вот, еще один работник ФССП, на этот раз из Калининградской области.

Для того чтобы приступить непосредственно к работе, мне пришлось учиться работать в специальной программе — АИС ФССП (базе). В этой программе регистрируются все данные и сведения о должниках.

Работа в базе была для меня темным лесом, кроме того, программа постоянно висла.

Мне пришлось все разбирать и систематизировать бардак. Порой я просто не понимала, что я делаю. На меня хлынул поток информации, с которым я не могла справиться. Я работала до ночи, делала запросы, возбуждала и прекращала исполпроизводства. Рутина и однообразие выводили из себя и я стала срываться на посетителей…

АИС ФССП

Несмотря на то, что загруженность пристава-исполнителя, действительно огромна, он, являясь представителем власти, должен действовать только в рамках закона.

Закон предусматривает разные способы воздействия на судебного пристава-исполнителя. К ним относится и жалоба в порядке подчиненности, и жалоба в прокуратуру, и жалоба в суд.

Жалоба в прокуратуру на действия или бездействие судебных приставов-исполнителей, как правило, приносит хорошие результаты. Прокурорская проверка работы приставов, чаще всего проводится по заявлениям граждан или организаций (участников исполнительного производства). По результатам проверки, если выявлены нарушения закона, прокурор примет меры прокурорского реагирования. Обычно, прокурор выносит представление начальнику территориального подразделения ФССП, с требованием устранить нарушения закона.

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки. Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица за исключением перевода на нижестоящую должность и увольнения со службы сотрудника, замещающего должность, назначение и освобождение осуществляются Президентом Российской Федерации. (Это должность руководителя ФССП — главного судебного пристава РФ). До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.

Законодательство устанавливает перечень дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Применение других взысканий не допускается.

Заключение

Можно много и долго рассказывать о судебных приставах, их обязанностях и правах, можно говорить и плохое и хорошее, но не нужно забывать, что каждый из нас может оказаться на месте должника и взыскателя. Можно попасть на должность, где вы будете обличены государственной властью, а можно скрываться от приставов, потому что по решению суда, он пытается арестовать у вас последний шкаф и любимую герань. Главное, в любой ситуации, кем бы мы ни были, и как бы не повернулась жизнь, оставаться человеком.

Исполнительное производство — это юридические действия по исполнению решений судов, иных органов и должностных лиц. Данную функцию осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Расскажем о сложных с точки зрения процедуры — особых исполнительных производствах.

  1. Когда возбуждаются
  2. Наличие значительной материальной либо имущественной составляющей
  3. Исполнение требований неимущественного характера
  4. Юридическая или экономическая значимость
  5. В чём отличие
  6. Субъективный состав и специфика производства

Когда возбуждаются

Особые исполнительные производства возбуждаются в отношении дел повышенной категории сложности. Полномочия по их исполнению возложены на специальные подразделения Министерства юстиции — территориальные отделы по особым исполнительным производствам.

Повышенную категорию сложности представляют дела, которые:

  • имеют высокую материальную либо имущественную составляющую;
  • предполагают исполнение требований неимущественного характера, связанных с отдельными категориями граждан и установлением определенных фактов;
  • имеют особенную юридическую либо экономическую значимость.

Каждый субъект РФ определяет свои критерии отнесения исполнительных производств к категории «особые». Они зависят от уровня жизни людей в конкретном регионе, закрепляются соответствующим правовым актом, утверждаются руководителем территориального органа ФССП. Например, в Москве под категорию «особые» попадают действия по исполнению судебных решений о взыскании сумм свыше 50 млн. рублей, тогда как в Самарской области пороговое значение долга составляет 10 млн. рублей.

Перечень дел, в отношении которых возбуждается особое исполнительное производство, можно представить в нижеследующем виде.

Особые исполнительные производства

Наличие значительной материальной либо имущественной составляющей

Особое исполнительное производство возбуждается по делам о взыскании крупных денежных сумм, штрафов; сносе многоквартирных жилых домов, розничных торговых рынков, объектов социального назначения; взыскании таможенных платежей, задолженностей по заработной плате сотрудникам, задолженностей юридическими лицами платы за электроэнергию, теплоэнергию, газ; о признании права муниципальной собственности на бесхозную недвижимую вещь.

Исполнение требований неимущественного характера

Особого исполнительного производства требуют дела связанные с обеспечением дополнительной защиты фигурантов дела. К ним относятся ограничение или восстановление дееспособности, восстановление нарушенных прав несовершеннолетних детей, установление ошибок в актах гражданских состояний, дела о нарушении прав большого количества граждан (преступления в области экологии, транспорта, связи и др.). Дела о признании граждан в качестве безвестно отсутствующих либо умерших, об усыновлении (удочерении) и другие.

Юридическая или экономическая значимость

В особом производстве нуждаются дела в отношении крупных организаций и стратегических предприятий — таких, как компания «Юкос», Мосэнерго, завод АЗЛК, группа компаний «Северсталь». Дела, возбужденные в отношении государственных органов, структур, а также вызвавшие общественный резонанс — например, связанные с коррупционными действиями высокопоставленных лиц.

Стадии исполнительного производства

В чём отличие

Главный признак, отличающий особое производство — отсутствие спора о праве. Это означает, что между субъектами права отсутствуют разногласия. Предмет рассмотрения — законный интерес, не вызывающий противоречий между фигурантами дела. Цель процесса состоит в защите определенного интереса — установление конкретного факта либо состояния.

Порядок особого производства исключает ведение споров о правоотношениях сторон по делу. Иными словами — право есть, а спора нет. Например, некая компания путём нецелевого использования федеральных денежных средств нанесла ущерб государству. Факт установлен законом. В целях защиты интересов государства возбуждается особое исполнительное производство по взысканию долга с должника. Другой пример: необходимо исправить ошибочную запись в акте гражданского состояния. Налицо факт ошибки, нарушающий права некого лица. Возбуждение особого исполнительного производства призвано восстановить нарушенное право такого лица. В обоих примерах спор между правовыми субъектами отсутствует, так как имеется установленный законом факт нарушения права.

Видео по теме: Возбуждение исполнительного производства

Субъективный состав и специфика производства

Имеет особенность и субъективный состав исполнения дел особого характера, исключая использование исковых институтов. В качестве средства защиты нарушенного права выступает заявление участника права о нарушении. Такой участник именуется заявителем, а все остальные — заинтересованными лицами. Особое производство исключает наличие в деле истца, ответчика, третьих лиц.

Специфическим признаком особого производства является то, что все вопросы, подтверждающие те или иные субъективные возможности заявителя, находятся вне пределов рассмотрения.

Таким образом, особое исполнительное производство не затрагивает права сторон относительно друг друга либо лиц, интересы которых подлежат защите. Единственное мерило процесса — это законный интерес.

Государство, имея перед собой множество разнообразных по содержанию задач, призвано решать их в целях развития общества, достижения максимально положительного эффекта в обеспечении комфортного и удобного существования своих граждан.

Достижению указанных целей служит реализация функций государства.

Среди множества функций государства следует особо выделить правоохранительную функцию.

Определений последней функции существует множество. Наиболее полным, по мнению автора данной работы, является следующее: правоохранительная функция - деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества [1] .

Указанная функция реализуется через особые виды деятельности государства – правосудие и правоохранительную деятельность.

Исследование вопросов правосудия не является предметом настоящей работы, поэтому в дальнейшем речь пойдет только о правоохранительной деятельности

Правоохранительную деятельность характеризует осуществление ее специально уполномоченными на то государственными органами, направленность на предупреждение и пресечение правонарушений различного характера, на охрану прав и свобод человека и обеспечение правопорядка, основанность на праве как процедурно, так и материально.

Однозначного понятия правоохранительных органов на сегодняшний день не выработано, так же как не существует четкого перечня органов, которые следует считать правоохранительными даже в действующем законодательстве.

Наиболее точным, с точки зрения автора данной работы, является следующее определение; к правоохранительным органам относятся специальные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека и гражданина, а также самого государства, которые образованы для осуществления конкретных целей, а именно защиты гражданина от преступных посягательств, охраны законности, правопорядка и общественной безопасности [2] .

Свойствами правоохранительных органов являются:

1) специализированная цель деятельности - обеспечение соблюдения законности;

2)специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности;

3) наделение правоохранительных органов правом на применение установленного законом принуждения;

4) профессиональная деятельность в сфере правоохраны [3] .

Основными направлениями осуществления правоохранительной деятельности можно назвать:

1) прокурорский надзор;

2) предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях;

3) оперативно-розыскная деятельность и охрана общественного порядка;

4) организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных актов.

Вопрос о том, можно ли отнести Федеральную службу судебных приставов к правоохранительным органам, на сегодняшний день окончательно не решен. Прежде всего, это связано с тем, что законодательно закрепленных понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная служба» не существует. Что приводит к неопределенности статуса органов и институтов, осуществляющих указанный вид деятельности государства.

Абстрагируясь от льгот сотрудников, присущих статусу правоохранительного органа, (вопрос, безусловно, важный) автор данной работы попытается выделить указанные выше свойства, которые характеризуют ФССП России как правоохранительный орган.

Прежде всего, следует обратиться к задачам, возложенным на данный государственный орган, и направлениям, по которым осуществляет свою деятельность ФССП России.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность по направлениям принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов и по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Также на ФССП России возложено предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях. Отдельно следует сказать, что ФССП России осуществляет охрану общественного порядка в зданиях и помещениях судов.

Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (далее – Положение о ФССП России) на ФССП России на сегодняшний день возложены следующие задачи:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

3) управление территориальными органами ФССП России.

Также в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на дознавателей органов Федеральной службы судебных приставов возложено проведение дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311,статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 23.68 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации ФССП России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьей 17.15 КоАП РФ.

Кроме того, с учетом реформы органов внутренних дел Российской Федерации основная часть функций по силовому сопровождению исполнительного производства, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Таким образом, Федеральная служба судебных приставов является специально уполномоченным на принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц органом, кроме того ФССП России наделена функциями дознания, розыска должников и их имущества; на судебных приставов возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях; также судебные приставы наделены полномочиями, пресекать правонарушения в суде.

Далее следует отметить, что судебные приставы наделены правом на применение мер принуждения, им даны соответствующие права по задержанию, производству осмотра, изъятия, применению мер непосредственного принуждения.

Так, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) вправе: при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий, входить на территории, в помещения, в том числе в жилые помещения, в случае, указанном в постановлении суда (судьи) в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя; осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства; не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Судебные приставы-исполнители имеют право входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Следствием права на применение мер принуждения является обязательность законных требований судебного пристава. Нарушение указанной обязанности влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством – административную, уголовную, взыскание исполнительского сбора.

Касаемо вопроса о профессиональном характере деятельности судебных приставов, то следует обратить внимание на то, что судебные приставы являются федеральными государственными гражданскими служащими. Указанный статус подразумевает осуществление судебными приставами своей деятельности на профессиональной основе, поскольку государственные служащие осуществляют свою деятельность возмездно, и иной оплачиваемой деятельностью им заниматься запрещено (за исключением научной, творческой, преподавательской).

Таким образом, ФССП России обладает большинством признаков, характеризующих правоохранительный орган, но в то же время не обладает официально закрепленным статусом правоохранительного органа.

Вместе с тем в действующем российском законодательстве закреплен ряд норм, наделяющих ФССП России статусом правоохранительного органа. Это, прежде всего, акты, регулирующие правовую и социальную защиту судебного пристава.

В первую очередь, говоря о таких актах, следует остановиться на Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) и Федеральном законе от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее – Закон о государственной защите).

Статьи 295 - 296 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за посягательство на жизнь и здоровье ряда лиц и их близких, в том числе и судебного пристава, если данное деяние было вызвано деятельностью потерпевшего [4] .

Статья 2 Закона о государственной защите определяет круг лиц, подлежащих государственной защите. Среди таких лиц указаны и судебные ИСПОЛНИТЕЛИ.

Согласно Инструкции об исполнительном производстве, утвержденной Приказом Минюста СССР от 15.11.1985 N 22, исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществлялось судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах.

С принятием Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц было возложено на Федеральную службу судебных приставов.

Исходя из указанного, судебные приставы-исполнители являются правопреемниками судебных исполнителей, и, вследствие этого, лицами, подлежащими государственной защите.

В отличие от судебных исполнителей ФССП России не является органом, входящим в судебную систему Российской Федерации. Пунктом 1 Положения о ФССП России установлено, что Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Также осуществление контрольных полномочий не отнесено к основным задачам ФССП России.

Подводя итог вышеуказанному, можно сказать, что Закон о государственной защите и УК РФ относят судебных приставов к сотрудниками правоохранительного органа.

В настоящее время в Министерстве юстиции Российской Федерации разрабатывается законопроект, предусматривающий, в том числе, наделение Федеральной службы судебных приставов статусом правоохранительного органа.

Появление указанных законодательных новелл призвано, прежде всего, повысить качество исполнительного производства. Судебные приставы-исполнители получат возможность для розыска должника и его имущества использовать базы данных Министерства внутренних дел Российской Федерации, таможенных органов, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда, и иные информационные банки.

Также возможно будет ввести должность помощника судебного пристава-исполнителя. Введение указанной категории должностей позволитраспределить функции по непосредственному исполнению и функции по процессуальному сопровождению исполнительного производства между различными категориями лиц, обладающих различной квалификацией и полномочиями. В таком случае на судебных приставов-исполнителей будут возложеныполномочия по вынесению постановлений в рамках исполнительного производства, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также выработка и контроль за реализацией стратегии и тактики взыскания в каждом конкретном исполнительном производстве, осуществление взаимодействия с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и органами и организациями, вовлеченными в процесс принудительного исполнения (в т.ч. органами внутренних дел, налоговыми органами, работодателем должника, кредитными организациями и т.д.), а получение сведений в рамках исполнительного производства, вручение процессуальных документов – техническое обеспечение исполнения исполнительныхбудет осуществляться помощниками судебного пристава-исполнителя, действующими в его непосредственном подчинении и обеспечивающими его деятельность по исполнению судебного акта

Кроме того, судебные приставы, при наделении их статусом сотрудников правоохранительных органов, будут обязаны проходить военно-врачебную экспертизу. По действующему законодательству судебным приставам разрешено выдавать и использовать оружие, но проверять их психическое здоровье не обязательно. Указанные нововведения позволят исключить появление в рядах судебных приставов лиц, имеющих какие-либо проблемы с психическим здоровьем.

Также наделение ФССП России статусом правоохранительного органа позволит установить наличие высшего юридического образования в качестве обязательного условия для назначения лица на должность судебного пристава, что будет способствовать улучшению качества кадрового состава ФССП России и, как следствие, повышению качества исполнения судебного решения.

[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С.25

[2] Опарин В.Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Омск, 1998.

[3] Сопнева Е.В. О системе правоохранительных органов "Таможенное дело", 2007, N 3

[4] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агузаров, А.А. Ашин, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, 2012.

Служба судебных приставов – официальная инстанция, которая занимается поиском должников, обеспечением выполнения предписаний суда, охраной порядка во время судебного заседания. Должностные лица наделены широкими полномочиями, имеют строгую иерархию. Что представляет собой Центральный аппарат ФССП России и подведомственные подразделения, и что именно входит в права этих сотрудников?

Фасахова Елена

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-57-94 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

  1. История создания службы судебных приставов
  2. Кто такие судебные приставы, и каковы их полномочия
  3. Главное управление ФССП — краткая справка об организации и основном виде деятельности
  4. Как выстроен центральный аппарат ФССП России
  5. Функции центрального органа
  6. Подчиненность по старшинству внутри структуры
  7. Перечень типовых должностей в органах принудительного исполнения
  8. Кому подчиняются судебные приставы
  9. Как и куда жаловаться на судебных приставов
  10. Задачи прокурорского контроля
  11. Как выстроены Межрайонные отделы судебных приставов
  12. Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств
  13. Чем занимаются приставы по исполнению особых исполнительных производств
  14. Межрайонный отдел судебных приставов по взысканию административных штрафов
  15. Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению поручений налоговых органов
  16. Кто такие частные судебные приставы
  17. В каких странах уже существуют частные судебные приставы
  18. Спецназ ФССП

История создания службы судебных приставов

Выполнение судебных предписаний – признак уважения к государству. В России с давних лет существовали институты, контролировавшие этот аспект. Так, в Древней Руси основной формой налогообложения выступала дань, которую собирал сам князь. Деньги собирались с помощью дружинников. Первое упоминание о судебных приставах можно встретить в юридических документах 1497 и 1550 годов. Эти лица разыскивали сбежавших холопов, вызывали ответчиков на суд, собирали доказательства правоты истца, следили за порядком во время заседания.

В период до Петра Первого судебные приставы носили название недельщиков. Они вызывали стороны в суд, занимались поиском обвиняемого, при оказании сопротивления применяли физическую силу, допускалось также применение пыток. Свое название эти лица получили потому, что сменялись каждую неделю. Они назначались судебным органом по заявлению истца для оказания последней помощи в розыске ответчика и его доставке на заседание. Система формировалась из числа дворян и бояр, а служба в недельщиках считалась достаточно элитной.

В XVIII столетии институт был упразднен, а его функции перешли к полиции. Такое изменение оказалось неоправданным. Недельщик получал за каждого должника вознаграждение, тогда как полицейские не были материально заинтересованы в результативности своей работы. В результате судебные разбирательства затягивались на десятилетия, появились недоимки в бюджете в результате невыплаты задолженностей (несмотря на наличие долговых ям и суровых телесных наказаний за провинности).

Так выглядели судебные приставы в 19 веке

Институт был восстановлен в 1864 году в процессе проведения судебной реформы. Судебные приставы работали при мировых и окружных судах, были подконтрольны данным ведомствам. Интересно, что их деятельность строго регламентировалась, действовал серьезный ценз. Должность не могли занимать иностранцы, лица, младше 21 года, имеющие судебные приговоры в прошлом. Отдельное внимание уделялось моральным и нравственным характеристикам человека. Для соблюдения интересов сторон в рамках исполнительного производства пристав должен был добросовестно выполнять свои обязанности. Сотрудник утверждался в должности только после года безупречной службы. У лица были широкие полномочия. Если при выполнении им обязанностей виновные оказывали сопротивление, им приходилось столкнуться с серьезным наказанием (лишение социального статуса, каторжная ссылка, работа в специальных арестантских ротах).

После 1917 года должность была снова упразднена, для обеспечения выполнений предписаний суда появились судебные исполнители, а контролировать порядок на заседаниях должна была полиция.

Наконец, в 1997 году был принят федеральный закон, регламентирующий исполнительное производство. Именно в это время появилась система ФССП такая, какой она существует сейчас. Сейчас деятельность по совершенствованию этого механизма продолжается, что в дальнейшем позволит выполнять максимальное количество принятых судебных решений.

Кто такие судебные приставы, и каковы их полномочия

Специалисты являются государственными служащими, обеспечивающими выполнение предписаний суда, защиту интересов взыскателя. Представители ФССП наделены широкими полномочиями, в перечень которых входит следующее:

  1. Соблюдение порядка в зале судебного заседания.
  2. Международный розыск ответчиков, несовершеннолетних детей.
  3. Визиты к должникам домой для проведения осмотра помещения с целью описи, ареста и конфискации принадлежащего им имущества.
  4. Взаимодействие с работодателем ответчика, банковскими организациями для автоматического списания долга с банковской карты, поиск других источников дохода.
  5. Реализация изъятого имущества на торгах для удовлетворения интересов взыскателя.
  6. Привод лиц в отдел судебных приставов или в судебный орган, если они игнорируют явку.
  7. Участие в дознании, в рамках расследования уголовного дела.

Специалистам выдается табельное оружие, при необходимости они могут применять физическую силу (если при выполнении их обязанностей оказывается сопротивление).

Что такое ФССП России и какова ее структура

Основная обязанность пристава – возбуждение исполнительного производства. Цель – получение денег от должника, достаточных для покрытия его финансовых обязательств. Процедура начинается только на основании исполнительного документа. Документ передается взыскателем в территориальное подразделение по месту нахождения ответчика, его имущества. Если его расположение не известно, начинается розыск. В течение трех дней после передачи исполнительного листа пристав обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного процесса.

Во многих случаях должнику дается 5 дней на добровольное исполнение судебного решения и выплату долга с подтверждением в виде предоставления квитанций. Если по истечении этого срока задолженность не погашена, пристав начинает предпринимать принудительные действия. Одновременно с этим он взыскивает исполнительский сбор в размере 7%. Это штраф за игнорирование предписаний суда. Минимальная сумма сбора для физического лица – 1 тыс. рублей.

Читайте также: