Служба судебных приставов как субъект административной юрисдикции в 2024 году

Опубликовано: 08.05.2024

Пляскин Олег Игоревич, руководитель УФССП России по Забайкальскому краю - главный судебный пристав Забайкальского края.

В статье рассматриваются полномочия должностных лиц ФССП России в сфере административной юрисдикции, проблемные вопросы привлечения к административной ответственности, подведомственной ФССП России.

Ключевые слова: ФССП России, административная юрисдикция, срок привлечения к административной ответственности, судебный пристав-исполнитель, исполнительное производство.

Administrative jurisdiction of the Russian FSSP officials

The paper deals with powers of the Russian FSSP officials in sphere of administrative jurisdiction, problematic issues of administrative liability of subordinated to FSSP of Russia.

Key words: FSSP of Russia, administrative jurisdiction, terms of bringing to administrative liability, bailiff, executive proceedings.

Исполнение судебных актов и актов иных органов и должностных лиц является приоритетной задачей ФССП России, т.к. именно в результате своевременного, надлежащего и правильного исполнения восстанавливаются нарушенные материальные и личные права человека, за защитой которых гражданин обратился в суд.

Следовательно, от результатов работы службы судебных приставов напрямую зависит эффективность правосудия, осуществляемого российскими судами, а также степень гарантированности прав и интересов взыскателя.

Высокий процент фактического исполнения требований исполнительных документов, за которыми стоят права и свободы граждан, зависит от объема полномочий судебного пристава, в результате применения которых он имеет возможность понудить должника к совершению определенных действий либо отказаться от их совершения.

В настоящее время должностные лица ФССП России наделены среди прочего и широкими полномочиями в сфере административной юрисдикции. Возможность привлечения к ответственности лиц, не выполняющих законные требования судебного пристава и нарушающих нормы законодательства об исполнительном производстве, является важной составляющей как в цепочке мер воздействия на недобросовестного должника, так и в пресечении совершения новых правонарушений, развития правовой культуры граждан.

Следует отметить, что полномочия должностных лиц ФССП России в сфере административной юрисдикции за последние годы претерпели ряд эволюционных процессов.

Так, если несколько лет назад (на период начала действия Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ) должностным лицам ФССП России предоставлялось право возбуждать дела об административном правонарушении по шести составам административных правонарушений - ст. ст. 17.3, 17.8, 17.9, ч. 2 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.7 КоАП РФ, а также по трем составам - ч. ч. 1, 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ - рассматривать административные дела.

Уже спустя 4 года составы административных правонарушений, отнесенных КоАП РФ к подведомственности ФССП России, сильно обновились в сторону их увеличения. На сегодняшний день должностные лица службы судебных приставов наделены полномочиями возбуждать и рассматривать административные дела по ст. 13.26, ст. 17.8.1, ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ (пять против трех ранее), только возбуждать административные дела - по ч. ч. 2 и 3 ст. 5.35, ст. ст. 17.3 - 17.9, ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14, ст. 17.16, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (семнадцать против шести ранее).

Кроме того, если ранее в рамках возбужденного исполнительного производства по ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ привлечение к административной ответственности производилось по так называемой "облегченной законодательной конструкции" , т.е. назначение административного наказания осуществлялось без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении.

Гуреев В.А. Осуществление должностными лицами ФССП России полномочий в сфере административной юрисдикции: анализ отдельных законодательных изменений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 3.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 225-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ и ФЗ "Об исполнительном производстве" начиная с 22 октября 2011 г. введен общий порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции ФССП России, с составлением протокола об административном правонарушении и соблюдением всех иных требований, содержащихся в КоАП РФ.

Исключение упрощенной процедуры привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, безусловно, максимально ориентировано на защиту и гарантию прав лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, что исключает ранее существовавшие ввиду недостаточной правовой грамотности судебных приставов такие негативные последствия, как ненадлежащее извещение лица о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении, привлечение к ответственности ненадлежащего лица и т.п.

Согласно ст. 23.68 КоАП РФ, изложенной в новой редакции, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени ФССП России осуществляют:

  • директор ФССП России и его заместители;
  • главные судебные приставы субъектов РФ и их заместители;
  • старшие судебные приставы и их заместители.

Произошло и расширение субъектного состава рассматриваемых службой судебных приставов административных правонарушений. В частности, новая редакция ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ позволяет привлекать к административной ответственности на общих основаниях за нарушение законодательства об исполнительном производстве и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и лиц, имеющих специальные или воинские звания.

Таким образом, анализ действующих норм КоАП РФ и ФЗ "Об исполнительном производстве" позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, административные полномочия должностных лиц ФССП России, равно как и другие меры принудительного характера, являются весьма действенным правовым инструментом воздействия на должника и, как следствие, способствуют своевременному и полному исполнению судебных и иных юрисдикционных актов, а во-вторых, в полной мере позволяют отнести службу судебных приставов к правоохранительным органам, стоящим на охране институтов государственной власти и порядка управления.

Вместе с тем, оценивая произошедшие изменения полномочий должностных лиц ФССП России в сфере административной юрисдикции, следует отметить, что в практической деятельности службы судебных приставов возникает ряд проблем.

Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы подразделяются на две категории: судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если ранее в обязанности последних входило обеспечение безопасности в суде и судебного пристава-исполнителя при исполнении служебных обязанностей, во время осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки, то Федеральными законами от 03.12.2011 N 389-ФЗ и от 06.12.2011 N 410-ФЗ данной категории судебных приставов вменены обязанности по осуществлению выдворения за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, оказанию содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, а также оказанию содействия судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

То есть на сегодняшний день судебный пристав по ОУПДС имеет право участвовать в ведении исполнительного производства не только посредством обеспечения безопасности судебного пристава-исполнителя и исполнения постановления о приводе, но и, например, вручать должнику процессуальные документы (постановления о возбуждении исполнительного производства, о наложении ареста на имущество и т.п.), отбирать у него объяснения и предупреждать об уголовной и административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа.

Вместе с тем не совсем понятна позиция законодателя в части наделения полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неуплату административного штрафа в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, только судебного пристава-исполнителя. Указанные права предоставлены судебному приставу-исполнителю по постановлениям о наложении административного штрафа, рассмотренным судьями.

На практике возникают ситуации, когда судебный пристав по ОУПДС, вручая должнику постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании административного штрафа, наложенного судом, и отбирая объяснение, устанавливает наличие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, однако составить соответствующий протокол не имеет права, что, безусловно, приводит к дополнительным трудовым и временным затратам для привлечения лица к административной ответственности или к прекращению производства по делу ввиду составления протокола неуполномоченным лицом в случае возбуждения дела об административном правонарушении судебным приставом по ОУПДС.

В этой связи, учитывая внесенные Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ дополнения в ч. 1 ст. 11 ФЗ "О судебных приставах", представляется наиболее целесообразным и внесение изменений в п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ с заменой словосочетания "судебный пристав-исполнитель" на "судебный пристав".

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Кодексом об административных правонарушениях РФ не предусмотрены случаи, когда течение данного срока давности привлечения к административной ответственности подлежит приостановлению или прерыванию.

В практической деятельности возникают ситуации, когда постановление должностного лица ФССП России по делу об административном правонарушении оспаривается в судебном порядке и суд принимает решение об отмене данного постановления и прекращении производства по делу. Как правило, данное решение принимается судом уже за пределами истечения двухмесячного срока, регламентированного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

При этом при дальнейшем оспаривании решение суда первой инстанции даже в случае неправильного применения при рассмотрении норм материального или процессуального права не отменяется. Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Вместе с тем при ограничении права на обжалование всегда существует опасность, что по некоторым делам цели правосудия не будут достигнуты из-за ошибочности непроверенного вышестоящей инстанцией решения. Поэтому исходный довод, положенный Конституционным Судом РФ, согласно которому "судебное решение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защита - полной и эффективной, если допущена судебная ошибка", полностью соответствует содержанию ст. ст. 18 и 46 Конституции РФ. Если это так, то государство для обеспечения эффективности судопроизводства должно предусмотреть действенные механизмы по предупреждению и устранению судебных ошибок .

Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы. URL: http://nashaucheba.ru/v38751/page=54 (дата обращения: 10.10.2012).

Исходя из этого представляется целесообразным внести изменения в ст. 4.5 КоАП РФ, предусмотрев приостановление течения срока давности привлечения к административной ответственности в случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении с момента принятия к производству соответствующей жалобы и до момента вступления решения суда по жалобе в законную силу.

Таким образом, позитивно оценивая произошедшие изменения полномочий должностных лиц ФССП России в сфере административной юрисдикции, следует в то же время обратить внимание и на некоторые выявляемые в ходе правоприменительной практики проблемы: не только указанные выше, но и связанные с определением признаков объективной стороны административных правонарушений, подведомственных ФССП России, скорейшее разрешение которых должно стать приоритетной задачей в законотворческой деятельности.

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Служба судебных приставов как субъект административной юрисдикции?».

Служба судебных приставов как субъект административной юрисдикции

Исполнение судебных актов и актов иных органов является приоритетной задачей ФССП России. От результатов работы Службы напрямую зависит эффективность правосудия, осуществляемого российскими судами, поскольку своевременное и надлежащее исполнение судебных актов является важной составляющей права на справедливое судебное разбирательство, закрепленного в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» юридические санкции, применяемые к должникам, не исполняющим без уважительных причин требования исполнительного документа, будучи закрепленными непосредственно в ст. 73, 85 и 87 названного Закона, применялись в упрощенном порядке без соблюдения норм законодательства об административных правонарушениях, что приводило некоторых исследователей к выводам о самостоятельной (преимущественно процессуальной) природе таких штрафов. В частности, В.В. Ярков отмечал, что «указанные меры ответственности с точки зрения их правовой природы не являются административными, так как при их наложении нет необходимости соблюдать процедуры КоАП. Эти санкции, — продолжал ученый, — носят самостоятельный правовой характер и являются исполнительными санкциями». Следует подчеркнуть известную дискуссионность приведенного утверждения, с одной стороны, не разделяемого многими учеными-процессуалистами, а с другой — судебными органами, подтверждающими правовую позицию, согласно которой наложение судебным приставом-исполнителем штрафа за неисполнение его требований не может рассматриваться иначе как применение меры административного взыскания.

С принятием действующего Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве, Закон) подход законодателя существенно обновился: произошел отказ от так называемых исполнительных штрафов в пользу более взвешенной их трактовки в качестве штрафов административных, налагаемых в порядке и в размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях (ст. 113 Закона). В то же время по-прежнему сохранялись некоторая автономность и своеобразие в правовых решениях относительно процедуры наложения штрафа. Так, исходя из ч. 1 ст. 115 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ, должно было выноситься без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Одновременно с введением названных правил была дополнена соответствующими положениями и ст. 28.6 КоАП РФ. Неоднозначно решался вопрос о необходимости учета положений глав 3, 4 и 29 КоАП РФ при назначении административного штрафа в рамках исполнительного производства.

Упомянутая статья была дополнена п. 1.1 следующего содержания: «В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 настоящего Кодекса, протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Так, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 225-ФЗ) начиная с 22 октября 2011 г. введен общий порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции Федеральной службы судебных приставов, с составлением протокола об административном правонарушении и соблюдением всех и иных требований, содержащихся в КоАП РФ. Кроме того, отныне судебный пристав-исполнитель напрямую уполномочен лишь на составление в отношении должника протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ. Полномочия же по рассмотрению от имени ФССП России дел об административных правонарушениях согласно ст. 23.68 КоАП РФ, изложенной в новой редакции, теперь осуществляют:

директор ФССП России и его заместители;

главные судебные приставы субъектов Российской Федерации и их заместители;

старшие судебные приставы (начальники отделов) и их заместители.

Произошли и некоторые другие изменения. Так, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 КоАП РФ, в первоначальной редакции порождала определенные практические сложности. Согласно ч. 1 названной статьи неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влекло наложение административного штрафа. Буквальное прочтение текстуально закрепленной объективной стороны правонарушения приводило к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель мог привлечь должника к административной ответственности по данному составу лишь после фактического взыскания с него суммы исполнительского сбора. Хотя постановление о взыскании исполнительского сбора должно быть вынесено в рамках возбужденного исполнительного производства (ст. 30 и 112 Закона об исполнительном производстве), однако следует отметить, что в соответствии с ч. 7 ст. 47 Закона сам исполнительский сбор подлежит взысканию уже после окончания основного исполнительного производства. Подобная законодательная конструкция нередко приводила к ситуациям признания вынесенных судебным приставом-исполнителем постановлений о наложении административного штрафа противоречащими закону, так как фактически исполнительский сбор к тому моменту взыскан еще не был.

В целях устранения потенциальной возможности уклонения должников от административной ответственности Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» введена формулировка, согласно которой возможность привлечения к административной ответственности возникает после истечения срока, установленного судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Фактическое же его исполнение для квалификации объективной стороны правонарушения теперь не требуется.

Произошло и определенное расширение субъектного состава рассматриваемых административных составов (ст. 17.14 и 17.15 КоАП РФ) за счет включения в него военнослужащих. Как верно отмечается в пояснительной записке к законопроекту, нарушение законодательства об исполнительном производстве лицом, проходящим военную службу по контракту, а также имеющим специальное или воинское звание, в большинстве случаев не связано с исполнением им своих профессиональных обязанностей. Отсюда, новая редакция ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ позволяет привлекать указанных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве на общих основаниях. Вместе с тем возникает вопрос о том, возможно ли привлечение названного военнослужащего к административной ответственности, если он совершил нарушение, которое связано с исполнением его профессиональных обязанностей. С учетом обновленной редакции ст. 2.5 КоАП РФ никаких изъятий из этого правила не предусматривается. Безусловно, исходя из практики можно говорить о весьма распространенных случаях неисполнения военнослужащими, к примеру, алиментных обязательств, нарушения ими норм жилищного законодательства, что непосредственно никак не связывается с прохождением ими военной службы и, как результат, не должно порождать для них какого-либо особого правового режима, однако полностью исключать вероятность возникновения ситуаций, при которых военнослужащий нарушит требования исполнительного документа, адресованные к нему именно как к лицу со специальным правовым режимом, является очевидным упрощением. Тем более не стоит забывать, что за административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по общему правилу в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 28 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495).

Административно-правовой статус судебных приставов-исполнителей

Административно-правовое положение любого должностного лица составляют его права, обязанности, административные полномочия, ограничения и ответственность.

Административная правосубъектность судебного пристава представляет собой свойства быть участником конкретных административных правоотношений, связанных с выполнением полномочий судебного пристава, и включает в себя способности:

а) иметь права и обязанности судебного пристава (административная правоспособность);

б) своими действиями осуществлять их (административная дееспособность);

в) нести юридическую ответственность за свои действия (бездействие) в связи с выполнением служебных обязанностей (деликтоспособность).

К лицу, назначаемому на должность судебного пристава, законодательством предъявляются следующие требования: -судебным приставом может быть только гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий полное среднее или среднее профессиональное образование. Для старшего судебного пристава необходимо высшее юридическое образование.

-Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой.

-На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Несмотря на значительное различие в функциональных обязанностях двух групп судебных приставов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняют охранные функции, а судебные приставы-исполнители — процессуальные), законодательство предъявляет к судебным приставам требования без учета различий возложенных на них задач и функций, что представляется не совсем правильным.

Полномочия судебного пристава-исполнителя, то при исполнении своих обязанностей он имеет право:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества;

— возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

— в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

— объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

— вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном производстве.

62. Участие граждан в охране общественного порядка

Участие граждан в охране общественного порядка — оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.

Формы участия граждан в охране общественного порядка:

участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;

внештатное сотрудничество с полицией;

участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Создание и организация деятельности народных дружин

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Судьи как субъекты административной юрисдикции?

Судьи как субъекты административной юрисдикции

Нужно заметить, что полный перечень всех дел, которые попадают под административные правонарушения и могут быть рассмотрены исключительно судом, определяет законодательство нашей страны. Дела о реализации наркотиков, психотропных средств, опасных лекарственных препаратов, торговля детьми, незаконное перемещение различных товаров через границу – все это относится к административным правонарушениям.

Становится очевидно, что административные правонарушения могут иметь ряд особенностей, соответственно, судья должен иметь весьма глубокие познания в данной области, чтобы рационально и правильно вести судебный процесс.

Судьи общей юрисдикции и высшие суды обладают прерогативой рассматривать административные дела. Как правило, в суде формируется отдельная коллегия, которая занимается изучением исключительно таких дел.

Ответственность и особенности формирования наказания

В качестве административных наказаний чаще всего используют следующие санкции:

  1. Дисквалификация;
  2. Лишение специализированных прав, которыми было наделено физическое лицо;
  3. Арест (административный) остановка деятельности;
  4. Процесс возмездного изъятия оружия или же иного предмета административного правонарушения;
  5. Административное выдворение из страны лица без гражданства или же иностранного лица.

Существует общее правило, которое указывает на то, административные нарушения могут быть детально рассмотрены судами общей юрисдикции. Изначально, первым судом, рассматривающим такие дела, называют мировых судей. Подсудность дел в данном случае четко определяется путем исключения иных категорий дел, которые относятся к компетенции военных, арбитражных и районных/областных судов.

Исходя из всего вышеизложенного, становится очевидным тот факт, что административные дела могут рассматривать все судьи нашей страны. В данном случае основой судебного процесса будет выступать административный кодекс. Суд по административным делам протекает в стандартном режиме по общим правилам.


Что делать если судья куплен?
В некоторых случаях судебный процесс проходит не так, как это положено по законодательству. И иногда сюда могут вмешаться те или другие силы. Поэтому действительно могут.


Что такое бункеровка судов?
Корабельное дело имеет массу особых терминов. Например, что такое бункеровка судов знают единицы, но это весьма распространенное явление, которое производится практически.


Что подарить судье?
Судья – это очень серьезная профессия и это всем понятно. Но не нужно забывать, что судья – это же такой обычный человек, как все мы и не в рабочей обстановке он может оказаться.


Что делает судья?
Все мы знаем, что судьи осуществляют правосудие. Но чем же примечательна эта профессия и что делает судья, как человек наделённый судебной властью.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Служба судебных приставов как субъект административной юрисдикции» в комментариях.

Государство, имея перед собой множество разнообразных по содержанию задач, призвано решать их в целях развития общества, достижения максимально положительного эффекта в обеспечении комфортного и удобного существования своих граждан.

Достижению указанных целей служит реализация функций государства.

Среди множества функций государства следует особо выделить правоохранительную функцию.

Определений последней функции существует множество. Наиболее полным, по мнению автора данной работы, является следующее: правоохранительная функция - деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества [1] .

Указанная функция реализуется через особые виды деятельности государства – правосудие и правоохранительную деятельность.

Исследование вопросов правосудия не является предметом настоящей работы, поэтому в дальнейшем речь пойдет только о правоохранительной деятельности

Правоохранительную деятельность характеризует осуществление ее специально уполномоченными на то государственными органами, направленность на предупреждение и пресечение правонарушений различного характера, на охрану прав и свобод человека и обеспечение правопорядка, основанность на праве как процедурно, так и материально.

Однозначного понятия правоохранительных органов на сегодняшний день не выработано, так же как не существует четкого перечня органов, которые следует считать правоохранительными даже в действующем законодательстве.

Наиболее точным, с точки зрения автора данной работы, является следующее определение; к правоохранительным органам относятся специальные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека и гражданина, а также самого государства, которые образованы для осуществления конкретных целей, а именно защиты гражданина от преступных посягательств, охраны законности, правопорядка и общественной безопасности [2] .

Свойствами правоохранительных органов являются:

1) специализированная цель деятельности - обеспечение соблюдения законности;

2)специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности;

3) наделение правоохранительных органов правом на применение установленного законом принуждения;

4) профессиональная деятельность в сфере правоохраны [3] .

Основными направлениями осуществления правоохранительной деятельности можно назвать:

1) прокурорский надзор;

2) предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях;

3) оперативно-розыскная деятельность и охрана общественного порядка;

4) организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных актов.

Вопрос о том, можно ли отнести Федеральную службу судебных приставов к правоохранительным органам, на сегодняшний день окончательно не решен. Прежде всего, это связано с тем, что законодательно закрепленных понятий «правоохранительные органы» и «правоохранительная служба» не существует. Что приводит к неопределенности статуса органов и институтов, осуществляющих указанный вид деятельности государства.

Абстрагируясь от льгот сотрудников, присущих статусу правоохранительного органа, (вопрос, безусловно, важный) автор данной работы попытается выделить указанные выше свойства, которые характеризуют ФССП России как правоохранительный орган.

Прежде всего, следует обратиться к задачам, возложенным на данный государственный орган, и направлениям, по которым осуществляет свою деятельность ФССП России.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность по направлениям принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов и по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Также на ФССП России возложено предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях. Отдельно следует сказать, что ФССП России осуществляет охрану общественного порядка в зданиях и помещениях судов.

Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (далее – Положение о ФССП России) на ФССП России на сегодняшний день возложены следующие задачи:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

3) управление территориальными органами ФССП России.

Также в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на дознавателей органов Федеральной службы судебных приставов возложено проведение дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311,статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 23.68 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации ФССП России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 13.26, 17.8.1, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьей 17.15 КоАП РФ.

Кроме того, с учетом реформы органов внутренних дел Российской Федерации основная часть функций по силовому сопровождению исполнительного производства, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Таким образом, Федеральная служба судебных приставов является специально уполномоченным на принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц органом, кроме того ФССП России наделена функциями дознания, розыска должников и их имущества; на судебных приставов возложены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях; также судебные приставы наделены полномочиями, пресекать правонарушения в суде.

Далее следует отметить, что судебные приставы наделены правом на применение мер принуждения, им даны соответствующие права по задержанию, производству осмотра, изъятия, применению мер непосредственного принуждения.

Так, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) вправе: при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий, входить на территории, в помещения, в том числе в жилые помещения, в случае, указанном в постановлении суда (судьи) в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя; осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства; не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Судебные приставы-исполнители имеют право входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Следствием права на применение мер принуждения является обязательность законных требований судебного пристава. Нарушение указанной обязанности влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством – административную, уголовную, взыскание исполнительского сбора.

Касаемо вопроса о профессиональном характере деятельности судебных приставов, то следует обратить внимание на то, что судебные приставы являются федеральными государственными гражданскими служащими. Указанный статус подразумевает осуществление судебными приставами своей деятельности на профессиональной основе, поскольку государственные служащие осуществляют свою деятельность возмездно, и иной оплачиваемой деятельностью им заниматься запрещено (за исключением научной, творческой, преподавательской).

Таким образом, ФССП России обладает большинством признаков, характеризующих правоохранительный орган, но в то же время не обладает официально закрепленным статусом правоохранительного органа.

Вместе с тем в действующем российском законодательстве закреплен ряд норм, наделяющих ФССП России статусом правоохранительного органа. Это, прежде всего, акты, регулирующие правовую и социальную защиту судебного пристава.

В первую очередь, говоря о таких актах, следует остановиться на Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) и Федеральном законе от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее – Закон о государственной защите).

Статьи 295 - 296 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за посягательство на жизнь и здоровье ряда лиц и их близких, в том числе и судебного пристава, если данное деяние было вызвано деятельностью потерпевшего [4] .

Статья 2 Закона о государственной защите определяет круг лиц, подлежащих государственной защите. Среди таких лиц указаны и судебные ИСПОЛНИТЕЛИ.

Согласно Инструкции об исполнительном производстве, утвержденной Приказом Минюста СССР от 15.11.1985 N 22, исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществлялось судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах.

С принятием Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц было возложено на Федеральную службу судебных приставов.

Исходя из указанного, судебные приставы-исполнители являются правопреемниками судебных исполнителей, и, вследствие этого, лицами, подлежащими государственной защите.

В отличие от судебных исполнителей ФССП России не является органом, входящим в судебную систему Российской Федерации. Пунктом 1 Положения о ФССП России установлено, что Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Также осуществление контрольных полномочий не отнесено к основным задачам ФССП России.

Подводя итог вышеуказанному, можно сказать, что Закон о государственной защите и УК РФ относят судебных приставов к сотрудниками правоохранительного органа.

В настоящее время в Министерстве юстиции Российской Федерации разрабатывается законопроект, предусматривающий, в том числе, наделение Федеральной службы судебных приставов статусом правоохранительного органа.

Появление указанных законодательных новелл призвано, прежде всего, повысить качество исполнительного производства. Судебные приставы-исполнители получат возможность для розыска должника и его имущества использовать базы данных Министерства внутренних дел Российской Федерации, таможенных органов, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда, и иные информационные банки.

Также возможно будет ввести должность помощника судебного пристава-исполнителя. Введение указанной категории должностей позволитраспределить функции по непосредственному исполнению и функции по процессуальному сопровождению исполнительного производства между различными категориями лиц, обладающих различной квалификацией и полномочиями. В таком случае на судебных приставов-исполнителей будут возложеныполномочия по вынесению постановлений в рамках исполнительного производства, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также выработка и контроль за реализацией стратегии и тактики взыскания в каждом конкретном исполнительном производстве, осуществление взаимодействия с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и органами и организациями, вовлеченными в процесс принудительного исполнения (в т.ч. органами внутренних дел, налоговыми органами, работодателем должника, кредитными организациями и т.д.), а получение сведений в рамках исполнительного производства, вручение процессуальных документов – техническое обеспечение исполнения исполнительныхбудет осуществляться помощниками судебного пристава-исполнителя, действующими в его непосредственном подчинении и обеспечивающими его деятельность по исполнению судебного акта

Кроме того, судебные приставы, при наделении их статусом сотрудников правоохранительных органов, будут обязаны проходить военно-врачебную экспертизу. По действующему законодательству судебным приставам разрешено выдавать и использовать оружие, но проверять их психическое здоровье не обязательно. Указанные нововведения позволят исключить появление в рядах судебных приставов лиц, имеющих какие-либо проблемы с психическим здоровьем.

Также наделение ФССП России статусом правоохранительного органа позволит установить наличие высшего юридического образования в качестве обязательного условия для назначения лица на должность судебного пристава, что будет способствовать улучшению качества кадрового состава ФССП России и, как следствие, повышению качества исполнения судебного решения.

[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С.25

[2] Опарин В.Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Омск, 1998.

[3] Сопнева Е.В. О системе правоохранительных органов "Таможенное дело", 2007, N 3

[4] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агузаров, А.А. Ашин, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, 2012.

Судебный пристав как субъект административного права. Административно-правовое положение судебного пристава, основные элементы данной юридической категории. Цели деятельности судебного пристава, место данной должности в системе государственной службы РФ.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 16.04.2017
Размер файла 19,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

некоторые аспекты административно-правового статуса судебного пристава

П. О. Шкильнюк

Тульский институт (филиал)

ВГУЮ (РПА Минюста России)

Научный руководитель:

старший преподаватель Иванова А.А.

Административно-правовое положение судебного пристава представляет собой сложную юридическую категорию, зависящую от множества факторов. Административно-правовое положение судебного пристава составляет часть его общего правового положения, но также структурно связано с политикой государства, его политической системой, социальной структурой общества, общей и правовой культурой, правосознанием судебных приставов и тех субъектов права, с которыми они вступают в правоотношения по долгу службы.

Среди составляющих элементов данной категории можно выделить административную правосубъектность судебного пристава, цели, задачи, функции, принципы его деятельности, полномочия, правовые гарантии, поощрения и награждения на государственной службе, юридическую ответственность. Указанные элементы в комплексе определяют административно-правовое положение судебного пристава как сложную, многостороннюю юридическую категорию, которая дает возможность с помощью административно-правовых норм определить социальное назначение судебного пристава, его правовое состояние, место и роль в механизме государственного управления.

Одновременно административно-правовое положение судебного пристава определяется и иными компонентами. Условно их можно разделить на три группы, связанных с моментов их применения. Так, первую группу будет составлять часть вышеназванных, предшествующих появлению прав и обязанностей судебного пристава, создающих условия для наделения ими и дальнейшего правомерного применения. Другая группа элементов административно-правового положения определяет использование полномочий. Третья - будет востребованной при неправомерности их применения. пристав судебный административный государственный

Судебный пристав как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в правовых актах в сфере государственного управления конкретных прав и обязанностей (полномочий), занимающих в его правовом положении центральное место и составляющих основу его административно-правового положения. Полномочиями судебного пристава гражданин наделяется в связи с замещением должности судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, учрежденных в Федеральной службе судебных приставов для осуществления соответствующих государственных функций: по исполнению юрисдикционных актов, обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве.

Исходной точкой для определения административно-правового положения судебного пристава является его законодательное закрепление. В связи с этим, важно, чтобы правовые нормы, регулирующие деятельность судебного пристава, имели прочную теоретическую основу, были согласованы с правовыми нормами, регулирующими правовое положение тех субъектов права, с которыми судебный пристав взаимодействует по долгу службы. При соответствии данным требованиям, они способствуют эффективности деятельности судебного пристава, успешному применению их на практике.

Рассмотрим некоторые элементы административно-правового статуса судебного пристава.

Административная правосубъектность судебного пристава - часть его общей административной правосубъектности, представляющая собой способность быть участником конкретных административных правоотношений, связанных с выполнением полномочий судебного пристава (в зависимости от замещаемой должности), и включает в себя способности:

- иметь права и обязанности судебного пристава (административная правоспособность);

- своими действиями осуществлять их (административная дееспособность);

- нести юридическую ответственность за свои действия (бездействие) в связи с выполнением служебных обязанностей (деликтоспособность).

Административная правосубъектность судебного пристава наступает с момента наступления одновременно трех составляющих:

а) административной правоспособности, которая наступает с момента назначения его на должность судебного пристава и принесения присяги;

б) административной дееспособности - наступает с момента фактического допуска к работе, наличия способности и возможности реально осуществлять необходимые действия для решения задач судебного пристава;

в) административной деликтоспособности - наличия способности судебного пристава нести юридическую ответственность за совершенное им правонарушение, дисциплинарный проступок.

Нужно отметить, что законодатель совершенно точно подходит к регулированию вопроса качественной составляющей судебных приставов, так как эффективность его работы напрямую зависит от профессиональных знаний, уровня правосознания, социального поведения и ряда других категорий.

Для того чтобы гражданин был назначен на должность судебного пристава, он должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым к кандидату для замещения этой должности.

Согласно ст. 3 Федерального закона "О судебных приставах" к числу таких требований относятся: а) наличие гражданства Российской Федерации; б) достижение возраста двадцати одного года; в) наличие среднего (полного) общего или среднего профессионального образования (для судебного пристава-исполнителя с 7 декабря 2014 г. наличие высшего юридического или высшего экономического образования); для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшего юридического образования; г) наличие способности по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные в связи с замещением должности судебного пристава обязанности; д) принесение при вступлении в должность присяги определенного содержания; е) правомерное поведение в уголовно-правовой сфере (на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием).

Для замещения должностей судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов не требуется наличие стажа государственной службы или стажа работы по специальности.

Законодатель называет в качестве требований к лицу, назначаемому на должность судебного пристава, его способность по личным качествам выполнять возложенные на него обязанности, не конкретизируя их. Представляется, что к ним относятся прежде всего честность, трудолюбие, добросовестность, бескорыстность, пунктуальность и другие, наличие которых также является одной из предпосылок наделения данного лица административной правосубъектностью судебного пристава.

В условиях противодействия коррупции вопросу моральных качеств судебных приставов следует уделять больше внимания, кроме того, возможно, с целью выяснения истинной мотивации лиц, поступающих на государственную службу для замещения должности судебного пристава, при отборе кандидатов следовало бы использовать полиграф (детектор лжи).

Цели деятельности судебного пристава - также одно из основополагающих элементов его административно-правового статуса. Именно они являются "маяком" и смыслом деятельности. Цели напрямую зависят от вида государственной службы, к которому отнесена должность судебного пристава. Однако, для того чтобы это определить, требуется системное толкование нескольких нормативных правовых актов: Федеральных законов "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "Об исполнительном производстве", а также Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, Положения о Федеральной службе судебных приставов, Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденных указами Президента Российской Федерации. Только анализ положений указанных актов позволяет заключить: 1) судебный пристав - должность федеральной государственной гражданской службы; 2) данная должность учреждена для осуществления профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы судебных приставов (ФССП России); 3) назначение судебного пристава - непосредственное обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, исполнение в пределах своей компетенции законодательства об уголовном судопроизводстве.

Правовая норма о месте должности судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации в Законе "О судебных приставах" отсутствует, в то же время она помогла бы более четко определить административно-правовое положение данного должностного лица.

В то же время анализ направлений деятельности и полномочий судебных приставов дает возможность сделать вывод о том, что есть основания для отнесения должности судебного пристава к должности правоохранительной службы. Поскольку судебные приставы призваны обеспечивать безопасность, законность и правопорядок, защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина, они осуществляют борьбу с преступностью, являются субъектами административной юрисдикции, все это характерно для государственных служащих правоохранительной службы.

Думается, что такой подход к постановке целей деятельности судебных приставов обеспечил бы более устойчивое административно-правовое регулирование правоотношений, участником которых является судебный пристав на государственной службе, помог бы ему лучше сориентироваться в части применения имеющихся у него правовых средств, направить их на достижение поставленных перед ним целей, успешное решение задач.

Именно поэтому теоретически важным и острым вопросом является вопрос о месте должности судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации, отнесении ее к правоохранительной службе. По моему мнению, определение понятия правоохранительной службы, которое содержится в ст. 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", в полной мере относится к должности судебного пристава, является целеполагающим в его деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Правовой статус судебного пристава-исполнителя. Федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего. Ограничения, связанные со службой.

контрольная работа [41,0 K], добавлен 17.01.2009

Возникновение и развитие института судебных приставов в России. Понятие, сущность и механизм исполнительного производства. Основные права судебного пристава-исполнителя как государственного служащего. Специальный статус судебного пристава-исполнителя.

дипломная работа [101,4 K], добавлен 26.07.2015

Государственная служба судебных приставов. Принудительное исполнение судебных решений и постановлений как основные обязанности судебного пристава. Правовой статус и ограничения, связанные с государственной службой. Обжалование действий судебного пристава.

презентация [32,9 K], добавлен 11.12.2011

Понятие и виды судебной деятельности. Общие положения и тактика деятельности судебного пристава. Психология деятельности судебного пристава. Оружие, технические и специальные средства Службы судебных приставов. Взаимодействие службы судебных приставов.

дипломная работа [99,3 K], добавлен 08.12.2007

Возбуждение исполнительного производства. Рассмотрение жалобы в судебном порядке. Действия судебного пристава-исполнителя. Отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения. Государственная регистрация имущества.

контрольная работа [32,6 K], добавлен 12.09.2010

Федеральная служба судебных приставов осуществляет следующие полномочия:

Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, в том числе по решению директора ФССП России — главного судебного пристава Российской Федерации в круглосуточном режиме, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

Организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника, его имущества, розыск ребенка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

Осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

Руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

Проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

Формирует и ведет банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

Ведет государственный реестр;

Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

Осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

Осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций;

Организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

Осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также психологическое обеспечение их работников, организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров;

Разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССП России;

Осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, в том числе обеспечение оружием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в ФССП России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов ФССП России;

Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

Осуществляет межведомственную координацию деятельности органов и организаций, исполняющих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц

Участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

Участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации, разрабатывает и реализует меры по профилактике коррупции среди работников ФССП России;

Осуществляет выдачу предусмотренных международными договорами Российской Федерации справок о неисполнении или частичном исполнении принятых в Российской Федерации судебных актов;

Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Читайте также: