Сколько в этом году лет службе судебных приставов в 2024 году

Опубликовано: 24.07.2024

Краткое содержание:

В соответствии с Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ была создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Положение о ФССП утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316.

Данный закон, с 1 января 2020 г. претерпел значительные изменения в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. С 1 января Федеральная служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой, а её сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

Последствия

Судебные приставы, получив погоны силовиков, теперь обязаны будут платить из своего кармана за собственные ошибки. Вопросы службы в данном ведомстве регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Думается, что гражданскому обществу будет интересно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесёт потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя было назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее, они не являлись и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции, Росгвардии и других.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет (гарантии), чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше на службе. С другой стороны, предусматриваются серьёзные ограничения. Например, судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не получат мундиры с погонами судимые. Кроме того, сотрудников ведомства регулярно будут проверять на алкоголь и наркотики.

Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Денежное довольствие сотрудников ведомства будет увеличено. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в новом году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Прочитав такую цифру от эксперта, я был сильно удивлён, поскольку, большинство приставов в настоящее время не получает 49,1 тысячи рублей.

В настоящее время управления ФССП многих регионов возглавляют государственные советники юстиции Российской Федерации 3 класса, что приравнивается к воинскому званию генерал-майора юстиции. Новый закон предусматривает для начальников управлений спецзвания полковников внутренней службы, за исключением руководителей крупнейших региональных подразделений ФССП – руководителей главных управлений ФССП по Краснодарскому и Красноярскому краям, Московской и Свердловской областям, по Москве и Санкт-Петербургу. В данных регионах главные управления будут возглавлять генерал-майоры внутренней службы. Обращает на себя внимание то, что остался обиженным один из регионов – город федерального значения Севастополь.

Руководителю Федеральной службы судебных приставов России Дмитрию Аристову президент РФ своим указом присвоил первое специальное звание генерал-полковника внутренней службы. Высшим званием для данной должности является генерал внутренней службы, что приравнивается к воинскому званию генерала армии.

Кстати. Аналогичное звание существовало до недавнего времени в Украине и присваивалось министру внутренних дел государства. В России такое спецзвание введено впервые.

Всем руководителям региональных управлений планируется присвоение звания полковника внутренней службы.

Обязанности ФССП

Хотелось бы образно сказать, что «силы» у ФССП и полномочий прибавится, а обязанностей – вряд ли. Как планирует руководство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в ближайшие годы предполагается ликвидировать очереди граждан на личный приём к судебным приставам. Для этого будет реализовано сразу несколько масштабных проектов, основной из которых – создание информационного суперсервиса. Такой сервис предполагает поэтапное внедрение новшеств в институт исполнения. Поэтому будут расширены объём и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства (например, организации топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, организации, осуществляющие перевозки, и другие).

Одним из ключевых мероприятий при реализации суперсервиса станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от оборота исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде. Выдача на руки исполнительного документа в дальнейшем и направление в службу судебных приставов для исполнения органом, его выдавшим, будут исключены.

Внедрение реестра запланировано не ранее 2021 года. Однако в качестве прототипа реестра исполнительных производств уже рассматривается возможность введения упрощённого механизма для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме. Как правило, это взыскание штрафов, не превышающих 3000 рублей. Предполагается, что эта категория исполнительных документов будет исполняться без возбуждения исполнительного производства за счёт электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счёта должника.

С 1 января 2021 года Федеральная служба судебных приставов станет полноценной силовой структурой, а сотрудники ведомства получат статус государственных служащих. Разумеется, подобные нововведения приведут не только к увеличению ответственности и новым карьерным возможностям, но и к росту заработной платы и появлению дополнительных надбавок, доплат к окладу и социальных льгот. Тема нашей публикации – льготы судебным приставам в 2021 году, последние новости о реформе ФССП.

  1. Реформа ФССП 2021 года (последние новости), зарплата и стимулирующие выплаты
  2. Пенсионное обеспечение сотрудников ФССП в 2021 году
  3. Страховые гарантии сотрудникам ФССП и право на компенсацию ущерба
  4. Материальная помощь, надбавки к окладу, поощрительные выплаты сотрудникам ФССП
  5. Льготы судебным приставам, связанные с дополнительными отпусками
  6. Льготы судебным приставам на проезд в общественном транспорте
  7. Пример выплаты единовременной страховой суммы сотруднику ФССП
  8. Ведомственные награды сотрудникам ФССП в 2021 году
  9. Распространенные ошибки по теме “Льготы судебным приставам в 2021 году”
  10. Ответы на часто задаваемые вопросы про льготы судебным приставам

Реформа ФССП 2021 года (последние новости), зарплата и стимулирующие выплаты

1 октября 2021 года Владимир Владимирович Путин утвердил закон, положениями которого деятельность ФССП официально относится к государственной службе (а не к федеральной гражданской, как это было до принятия законодательного акта). Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Таким образом, статус судебного пристава существенно повышается, а Федеральная служба судебных приставов превращается в полноценную силовую структуру наподобие Росгвардии и МВД (прав у служащих ФССП становится немногим меньше, чем у сотрудников полиции).

По сути, внесение в законодательство корректировок было связано как раз с тем, чтобы обеспечить соответствие функций, выполняемых приставами, и социальных гарантий, предоставляемых им Правительством. Дело в том, что исполнение должностных функций сотрудников службы связано с риском для жизни/здоровья и с применением специальных средств и оружия.

“Расширение социальных гарантий для судебных приставов предлагается с целью повышения их статуса”.

Андрей Клишас, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Важно! Изменения в Федеральном законе от 21.07.1997 № 118-ФЗ коснулись в основном факта отнесения службы в ФССП к государственной службе, утверждения правовых и организационных основ прохождения нового вида службы. Финансово-экономические основы службы в ФССП были затронуты незначительно, однако, оклады госслужащих существенно выросли – согласно расчетам разработчиков проекта, средний оклад судебных приставов увеличится до 58 100 рублей (вместо 49 100 рублей).

На увеличение заработных плат служащих ФССП федеральный бюджет выделяет 6,2 млрд рублей. Зарплата сотрудников ведомства будет включать в себя:

  • оклад по должности;
  • оклад по званию;
  • надбавку за выслугу лет.

Кроме того, увеличится число поощрительных мер. Сотрудник Федеральной службы судебных приставов сможет в качестве вознаграждения получить:

  • специальное звание (при наличии ученой степени);
  • благодарность;
  • премиальную выплату;
  • ценный подарок;
  • ведомственную или государственную награду;
  • огнестрельное или холодное оружие;
  • возможность аннулирования ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Логично ожидать и увеличения степени социальной защищенности сотрудников ФССП, ведь с начала 2021 года они будут приравнены к служащим силовых структур. А увеличение сумм денежного содержания связано с большой нагрузкой приставов.

Пенсионное обеспечение сотрудников ФССП в 2021 году

О пенсионном обеспечении служащих ФССП подробно говорится в тексте Федерального закона от 15 декабря 2001 № 166. Так, пенсия за выслугу лет оформляется при достижении минимального стажа:

  • 16,5 лет для приставов, уходящих на пенсию в 2021 году;
  • 17 лет при выходе на пенсию в 2021 году;
  • 17,5 лет – 2021 г.;
  • 18 лет – 2022 г.;
  • 18,5 лет – 2023 г.;
  • 19 лет – 2024 г.;
  • 19,5 лет – 2025 г.;
  • 20 лет – с 2026 года и далее.

Величина пенсии будет равна 45% от среднемесячного заработка в случае, если служащий набрал необходимый стаж, с учетом назначенной страховой пенсии по старости или инвалидности. Кроме того, за каждый 1 год стажа сверх нормы пенсионеру полагается доплата к пособию в виде 3% среднемесячного заработка. Плюс, учитывается районный коэффициент в случае, если служба проходит на Крайнем Севере.

“Значительно изменится пенсионное обеспечение сотрудников ФССП. Теперь оно будет таким же, как у военнослужащих. Появится возможность выходить на пенсию по выслуге через 20 лет службы или в возрасте 45 лет”.

Груздев В.С., председатель правления Ассоциации юристов России

Страховые гарантии сотрудникам ФССП и право на компенсацию ущерба

Компенсации сотрудникам ФССП в случае причинения вреда здоровью (получения заболеваний и травм в период несения службы) выплачиваются на основании Приказа Минюста РФ от 4 апреля 2008 № 81. Федеральное законодательство устанавливает следующие виды компенсаций для сотрудников Федеральной службы судебных приставов и их семей:

● при получении сотрудником ФССП телесных повреждений, имеющих отношение именно к его деятельности в ведомстве и не влияющих на возможность продолжения службы (выплата – 12 размеров среднемесячной зарплаты);

● при получении телесных повреждений, из-за которых дальнейшая служба в ФССП невозможна (выплата – 36 размеров среднемесячной зарплаты);

Материальная помощь, надбавки к окладу, поощрительные выплаты сотрудникам ФССП

Подробнее о надбавках к окладу, предоставлении материальной помощи в особых случаях и о выплате премий говорится в тексте Приказа ФССП от 8 декабря 2006 № 157. Помимо того, что сотрудники Федеральной службы судебных приставов имеют право на регламентированные Трудовым кодексом премии и материальную помощь, им также доступны всевозможные надбавки за тяжелый труд и особые заслуги:

– наличие/отсутствие ведомственных знаков отличия;

– качества выполненной работы;

Об определении трудового стажа с целью назначения надбавки к окладу за выслугу лет и размере денежных поощрений за самоотверженную службу говорится в тексте Указа Президента РФ от 19 ноября 2007 № 1532.

Льготы судебным приставам, связанные с дополнительными отпусками

Служба в ФССП осложнена, помимо прочего, тем, что сотрудники структуры обязаны подчиняться служебному распорядку. Трудовая 40-часовая неделя состоит из 5 рабочих дней. При этом не исключены ненормированные дни. Перед СБ и ВС рабочий день сокращается на 1 час. В связи с таким напряженным расписанием, сотрудникам Федеральной службы судебных приставов полагаются дополнительные дни ежегодного оплачиваемого отпуска, состоящего из двух частей:

  1. Основной отдых, регламентированный ТК РФ.
  2. Дополнительный отпуск, предоставляемый за выслугу лет.

Важно! Сотрудник ФССП имеет право на оформление дополнительного неоплачиваемого отпуска продолжительностью до 365 дней, если на то имеются уважительные причины. На весь указанный срок за служащим будет сохранена должность.

При этом, не отменяются общие гражданские нормы, прописанные в Трудовом Кодексе РФ, например:

  • если работа сопряжена с тяжелыми или даже опасными условиями, общий и дополнительный отпуск предоставляется в соответствии с ТК РФ (причем такой дополнительный отдых не отменяет право на лишние выходные за выслугу лет);
  • ежегодный трудовой отпуск может быть увеличен, перенесен или отозван только по правилам, описанным в тексте положений ТК РФ;
  • работодатель не имеет права отказывать в предоставлении ежегодного очередного отпуска на протяжении 2 лет подряд.

Чтобы рассчитать продолжительность ежегодного отпуска, которая меняется в зависимости от стажа, обратим внимание на следующую таблицу:

Положения, касающиеся предоставления дополнительного отпуска, изложены в тексте Указа Президента РФ от 19 ноября 2007 № 1532.

Льготы судебным приставам на проезд в общественном транспорте

Право льготного проезда на общественном транспорте регламентировано Приказом ФССП от 6 марта 2015 № 177. Сотрудники ФССП обеспечиваются проездными документами, наличие которых дает им право бесплатного проезда в общественном транспорте на следующих условиях:

во время командировки;

при участии в служебных мероприятиях (соревнования, сборы и др.);

по пути на службу и обратно до дома;

Если судебный пристав эксплуатирует личное транспортное средство в служебных целях, он вправе претендовать на компенсацию (только в отношении легковых машин и мотоциклов) на основании Постановления от 2 июля 2013 № 563:

  • 1200 рублей в месяц на мотоцикл;
  • 2400 рублей в месяц на легковой автомобиль (двигатель до 2 тыс. куб. см.);
  • 3000 рублей в месяц на легковой автомобиль с двигателем более 2 тыс. куб. см.

Пример выплаты единовременной страховой суммы сотруднику ФССП

Иванов П.П. является сотрудником Федеральной службы судебных приставов. Средняя месячная зарплата его составляет 64 300 рублей. После заседания суда Иванова подстерегли злоумышленники, недовольные тем, что судебный пристав принудительно удалил ответчика из зала суда по просьбе судьи, и организовали его массовое избиение. В ходе драки были разбиты мобильный телефон и наручные часы общей стоимостью 48 000 рублей. В результате здоровью судебного пристава был причинен ущерб, из-за чего он вынужден был 6 месяцев отказаться от продолжения работы в ФССП по состоянию здоровья, в течение полугода ему выплачивалась пенсия по нетрудоспособности в размере 25 000 рублей. С 7-ого месяца Иванов вышел на работу.

Поскольку Иванов П.П. смог вернуться к профессиональной деятельности после нанесенных ему побоев (которые были связаны с его работой в ФССП), ему полагается:

  • единовременная страховая сумма в размере 12 среднемесячных зарплат (12 х 64 300 р. = 771 600 р.);
  • ежемесячное денежное содержание в размере разницы между среднемесячной зарплатой и назначенной пенсией (64 300 р. – 25 000 р. = 39 300 р.);
  • компенсация ущерба, понесенного в связи с исполнением обязанностей судебного пристава (полная стоимость имущества – 48 000 р.).

Ведомственные награды сотрудникам ФССП в 2021 году

О ведомственных наградах, которые может получить сотрудник ФССП, рассказано в Приказе ФССП от 30 июля 2013 № 251. Представление сотрудника ведомства к награде предполагает подготовку характеристики и информации о его трудовой деятельности, составление заключения по вопросу о возможности награждения.

Как правило, получение ведомственной награды означает также и оформление поощрительной выплаты. Например, служащий ФССП, награжденный медалью “Ветеран ФССП” получает выплату в размере 4 окладов.

Распространенные ошибки по теме “Льготы судебным приставам в 2021 году”

Ошибка: Семья умершего сотрудника ФССП претендует на получение страховой суммы по случаю его кончины. Служащий покончил жизнь самоубийством.

Страховая сумма выплачивается семье и иждивенцам умершего/погибшего сотрудника ФССП лишь в том случае, если он скончался во время исполнения служебных обязательств или после увольнения, которое последовало после получения тяжелых увечий и травм, имеющих отношение к службе в ведомстве. Компенсация не будет выплачена, если:

  • сотрудник ФССП покончил жизнь самоубийством или пытался свести счеты с жизнью и остался жив;
  • смерть наступила из-за добровольного приведения себя в состояние наркотического, алкогольного, токсического опьянения;
  • служащим было совершено умышленное преступление.

Ошибка: Сотрудник ФССП требует выплаты ему компенсации из федерального бюджета стоимости потерянного им имущества.

Стоимость имущества возмещается из средств федерального бюджета только в том случае, если его порча или уничтожение имеет отношение к службе в ФССП (например, если имущество было разбито или украдено злоумышленниками, пытающимися воспрепятствовать деятельности служащего).

Ответы на часто задаваемые вопросы про льготы судебным приставам

Вопрос: В каких случаях может быть отказано в возмещении стоимости поврежденного или уничтоженного имущества судебного пристава?

Ответ: Существует только одно основание для отказа – осуждение виновного в причинении ущерба имуществу и подтверждение того факта, что уничтожение имущества не имело отношения к службе в ФССП.

Вопрос: Что означает “имущество повреждено в связи с исполнением обязанностей судебного пристава”?

Ответ: Имеется в виду, что имущество повреждено или уничтожено в целях воспрепятствования законной деятельности служащего, принуждения его к изменению характера деятельности сотрудника ФССП, из мести за такую деятельность.

Вопрос: В какое время сотрудник ФССП считается исполняющим служебные обязанности?

Ответ: Служащий ФССП считается исполняющим свои обязанности (вне зависимости от времени суток и местонахождения), когда он:

  • пытается пресечь или предупредить правонарушение, оказать помощь лицам, пребывающим в состоянии беспомощности (или совершает иные деяния в интересах страны и общества);
  • направляется на службу, к месту командирования или лечения (и обратно);
  • принимает участие в служебных мероприятиях (соревнования, учения, сборы);
  • является заложником;
  • лечится после получения телесных повреждений во время исполнения прямых обязанностей.

Служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой. Ее сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Возможно, гражданскому обществу будет приятно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесет потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

- Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, - подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее они не являются и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции и т.п.

Между тем судебные приставы работают в самых чувствительных для граждан областях: деньги и отношения. Вселить по решению суда нелюбимую невестку к родне бывшего мужа? Судебные приставы придут и проведут принудительно новоселье, как бы кто ни возражал. Заставить ветреного отца отдать деньги, который он собирался прогулять? Вопросом также займутся судебные приставы.

У многих уже вошло в привычку перед отпусками проверять себя по базам должников, чтобы потом не рвать волосы на границе из-за того, что пограничники обнаружили вашу фамилию в списках невыездных. Официальные уведомления не всегда доходят, и лучше самостоятельно держать руку на пульсе.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет, чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше.

С другой стороны, предусматриваются серьезные ограничения. Судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не наденут мундиры на судимых. Регулярно сотрудников ведомства будут проверять на алкоголь и наркотики.

Более того, в службе судебных приставов появится свой кодекс этики, обязательный к исполнению. За нарушение будут строго наказывать вплоть до увольнения.

Эксперты не исключают, что будущие этические нормы заставят приставов придерживаться строгих правил и в быту, никаких фривольных фото в Сети.

Поэтому не исключено, что в будущем какой-нибудь лейтенант долговой службы лишится погон из-за пьяного дебоша на людях, а капитан останется без звезд после того, как нецензурно обругает должников. Вежливость офицерам обязательна.

Закон вступает в силу с будущего года. Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Зарплата сотрудников ведомства будет увеличена. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в будущем году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

"Принятый закон позволит повысить социальную защищенность сотрудников службы судебных приставов, а значит, укрепит кадровый состав ведомства. Это позволит службе более эффективно решать возложенные на нее задачи, - подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Закон детально регламентирует порядок прохождения службы судебными приставами и повышает статус сотрудников ведомства".

Одно из важных нововведений: закон предусматривает возможность регрессных исков к приставам. Такие иски будет вправе предъявить руководство ведомства к тем сотрудникам, по чьей вине из казны была выплачена компенсация гражданину или организации. Допустим, судебный пристав не снял вовремя ограничение на выезд за границу, и у человека сгорела путевка. Он вправе подать иск к службе судебных приставов. Казна возместит убытки. А потом выставит через суд счет уже непосредственно тому офицеру, который допустил оплошность.

Например, за восемь месяцев этого года суды общей юрисдикции удовлетворили 295 исков к службе судебных приставов, когда вред был нанесен из-за действий судебных исполнителей, взыскано 377,5 миллиона рублей.

Как подчеркивает советник Федеральной палаты адвокатов РФ Александр Боломатов, норма о регрессном иске подразумевает ответственность пристава именно перед службой судебных приставов, а по большому счету - перед казной.

"Можно предположить, что суды будут с большей готовностью удовлетворять требования к ФССП при наличии незаконных действий или бездействий приставов, имея в виду, что денежное требование в дальнейшем будет обращено лично к приставу", - подчеркивает Александр Боломатов.

По его словам, ограничений по сумме регрессных исков закон не предусматривает.

Многие эксперты подчеркивают, что хотя служба судебных приставов перестает быть чисто гражданской структурой, она не превращается в копию МВД. Но статус службы в любом случае значительно усиливается.

Закон предусматривает право судебных приставов на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но это право не абсолютно.

Применять физическую силу и оружие могут только судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Это, если говорить проще, силовые подразделения службы судебных приставов. Силу, в том числе боевые приемы борьбы, можно применять для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Специальные средства, те же дубинки, можно пускать в ход, например, для защиты судей, если кто-то из участников процесса решил напасть на человека в мантии. Если надо принудительно доставить человека в суд или к приставу-исполнителю, сотрудники силового блока ведомства также вправе применить специальные средства. Но только в том случае, если гражданин не идет добровольно.

Порядок обеспечения судебных приставов огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются правительством.

«Кредитная» история или как это было.

Из истории института судебных приставов

Исполнение судебных решений – это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые в частном порядке или на законных основаниях боролись с должниками. Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда был актуален вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов. Каков же портрет тех, кто являлся предшественниками или прототипами современных судебных приставов?

Дружинники

В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель выезжал он с дружиной на полюдье собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы. Волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление. После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, – она установила «уроки» (фиксированный размер повинности) и создала новую форму получения дани – «повоз» (дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища). Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054) общественные отношения, в том числе имущественные, регулировались сводом законов Русская Правда. Уже в ХI веке в Русской Правде был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники – отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, – они собирали судебную пошлину и содействовали в получении назад заемного имущества. В период с конца XI века по XV век были приняты нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.

Первые приставы феодальной Руси и Московского государства

Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, скорее, так называли исполнителя различных судебных обязанностей. В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII – XV веками упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и пр.). В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 годов. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях – применять расспрос и пытку. Кроме этого, Судебники вводят новый институт – «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три». В XVI – XVII веках формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.

Недельщики

В допетровской Руси, с начала XV по XVII век, судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, «быть в неделях». Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге.

В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков. При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Таким образом, уже в XV – XVI веках начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия. Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника, приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников», – столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий, повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.

В это время, согласно Соборному Уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали «правежом» – их привязывали к позорному столбу и секли. В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами, также была отменена мера пресечения «отдача за пристава». Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

Полицейские приставы

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы.

В XVIII – XIX веках в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы. Но недоимки росли, и с 1769 года в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

Судебные приставы Российской империи

В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. 20 ноября 1864 года императором Александром II были утверждены «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Судебные уставы определили новые принципы судоустройства и судопроизводства в России, кроме того, в соответствии с ними при судебных местах должны были находиться судебные приставы.

Вопрос о реализации уставов был решен «Высочайше утвержденным Положением о введении в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г.», которое содержалось в именном императорском указе от 19 октября 1865 года. При этом новые установления планировалось вводить в действие с 1866 года в течение четырех лет. В первую очередь они были введены в округах Санкт-Петербургской и Московской судебных палат, а в подведомственных им судах были назначены судебные приставы в количестве 203 человек.

Деятельность приставов, состоявших при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. В соответствии с «Учреждением судебных установлений» эту должность не могли занять иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием. Большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата: чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью». Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы. Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.). Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Таким образом, с момента подписания в 1865 году императором Александром II Положения о введении в действие судебных уставов правовой статус и компетенция судебного пристава получили законодательную регламентацию. Институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века. Судебные приставы, с которыми история российской государственности была неразрывно связана на протяжении многих веков, заняли достойное место в системе государственной службы.

Поэтому дата 19 октября 1865 года считается отправной точкой в истории Российского института судебных приставов.

После перехода России на новое летоисчисление указанной исторической дате стала соответствовать (по новому стилю) дата 1 ноября. Именно она легла в основу Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2009 № 1019, которым был установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава.

Судебные исполнители СССР

В период 1917 – 1991 годов дореволюционная система исполнения судебных решений постепенно разрушалась. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных приставов. Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт судебных исполнителей. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции. Судебные исполнители состояли в штате суда и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду. Этот факт, безусловно, свидетельствует о некоторой преемственности между дореволюционной службой приставов и советской.

Возрождение службы судебных приставов

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов. Их применение привело к определенным положительным результатам в деле укрепления гарантий защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве.

Значительно обновленное за истекшее время законодательство Российской Федерации также потребовало корректировки ряда норм федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» и внесения изменений в эти законы, поскольку вопросы исполнения судебных и иных актов касаются практически каждого правоприменителя, гражданина и организации, осуществляющих свою деятельность в нашей стране.

Потребности в изменении законодательства об исполнительном производстве, в последнее время находившегося в центре внимания, как законодателя, так и общества в целом, обусловили разработку и принятие нового Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившего в силу 1 февраля 2008 года.

Сегодня работа по совершенствованию механизмов исполнительного производства продолжается, и если дальнейшая его реформа будет проходить при активном участии профессионального юридического сообщества, государство получит максимальный процент исполнения судебных решений. Важно знать и чтить историю России. Ведь оценка исторических фактов позволяет по-новому взглянуть на современные процессы развития отечественной правовой системы. А опыт прошлых веков дает ясное осознание того, что с помощью меча и батогов, конечно, можно заставить ответчика вернуть долг, но основное и наиболее эффективное оружие – это Закон.

ФССП — это орган исполнительной власти. Данная служба обязана обеспечивать исполнение судебных постановлений. Как всякая госструктура, она периодически подвергается реформам, направленным на улучшение ее работы и улучшение материального состояния служащих.

ФССП

В статье рассматриваются основные реформы ФССП и последние новости на основании принятого закона о судебных приставах, вступившего в силу с 1 января текущего года. Указанные в законе реформы правительство собирается провести в 2020-2021 годах. Ожидается, что оптимизация работы ФССП продолжится не только в 2021, но и в 2022 году.
Последние новости об ФССП обещают значительное расширение ее полномочий в 2021 году.

⌚ Суть реформы и преимущества силовой структуры

Решение перевести приставов в силовые структуры вызвано низким правовым положением судебных приставов в иерархии госструктур России. В настоящее время у пристава есть некоторые полномочия представителя власти. Он имеет право применить оружие и физическую силу. Это свидетельствует о том, что пристав по своему положению не просто чиновник. Но сотрудники ФССП не имеют таких же полномочий, как у сотрудников правоохранительных органов, не обладают офицерскими званиями. Новый закон устраняет все эти недоработки в законодательстве.

Основная суть реформы состоит в том, что с начала 2020 года служба ФССП приобретает статус силовой структуры. Благодаря новому статусу и будут проведены положительные преобразования этой организации, такие как:

  • значительное повышение зарплаты;
  • улучшение пенсионного обеспечения;
  • повышение социальной защищенности служащих;
  • различные льготы, присущие силовым структурам.

Согласно новому статусу требования к работе судебных приставов вырастут, но будет значительно улучшаться материальное положение всех работников этой службы.

Аналитики утверждают, что после того, как судебные приставы стали силовой структурой, их уровень доходов приблизится к доходам сотрудников МВД. Согласно реформе теперь на итоговый заработок служащих ФССП окажет влияние доплата за офицерское звание. Эксперты утверждают, что точно такое формирование зарплаты, как в 2020 году, будет действительно и в 2021 году, и в дальнейшем.

👴 Уменьшение пенсионного возраста ФССП

Новый закон полностью изменит пенсионное обеспечение этой категории служащих. У сотрудников ФССП оно станет таким же, как у военнослужащих. Каждый сотрудник ведомства сможет выйти на пенсию отслужив на службе 20 лет или достигнув возраста 45 лет. Ожидаемый средний размер пенсий в ФССП значительно возрастет.

👀 Надзор над финансовыми организациями

Данный законопроект разрабатывается Министерством Юстиции РФ. Этот закон будет устанавливать порядок действий по возврату просроченной задолженности физических лиц. Контроль над этим планируют практически полностью отдать ФССП. Закон может вступить в силу с первого января 2021 года.

С 2016 года и в настоящее время момент ФССП контролирует деятельность профессиональных коллекторов. Предполагается, что в 2021 году ФССП будет осуществлять контрольно-надзорные полномочия в области возврата просроченной задолженности физлиц также над банками, операторами связи, микрофинансовыми организациями. Если закон вступит в силу, количество контролируемых организаций может вырасти до 43,350 тыс, из которых:

  • 1,9 тыс. — микрофинансовые организации;
  • 800 — кредитные организации;
  • 200 — операторы связи;
  • 250 — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • 2,1 тыс. — кредитные потребительские кооперативы;
  • 900 — сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • 12,9 тыс. — ресурсоснабжающие организации;
  • 4 тыс. — ломбарды;
  • 20 тыс. — управляющие компании.

По причине увеличения количества контролируемых организаций будет происходить значительное расширение штата работников ФССП. Таким образом, в результате расширения полномочий ФССП к 2021 году значительно увеличится и зарплата судебных приставов.

💰 Рост заработной платы ФССП

Досрочный выход на пенсию и довольно высокая зарплата делают эту работу более привлекательной. Но есть уже предпосылки, что будут рассматриваться некоторые правила создания дополнительных стимулирующих выплат для стимулирования работников. Эти выплаты будут в виде премии лучшим работникам. Также запланирована индексация ЗП в 2021 году. Но эти предложения пока только в проектах, они еще не утверждены на законодательном уровне.

🏦 Создание единого банка данных ФССП

Создан «Банк данных исполнительных производств». Этот банк содержит полную информацию обо всех делах, которые находятся в работе у российских судебных приставов. В банке находятся все сведения о должнике, о постановлении суда, о требованиях, которые содержатся в исполнительном документе, данные об имуществе должника или его розыске, многие другие сведения, а также наименование и адрес подразделения, где ведется данное производство, что позволит усилить контроль за территориальными ведомствами. К «Банку данных исполнительных производств» существует открытый доступ в сети.

Благодаря созданию такой информационной системы, каждый желающий может получить сведения о состоянии своих данных по какому-либо исполнительному документу. Вместо того чтобы проводить время в очередях перед кабинетами приставов, каждый может узнать о решении своего вопроса на сайте, а также о сумме имеющейся задолженности. На сайте есть возможность погасить свою задолженность через Интернет с использованием банковской карты.

Такая система дает возможность свободного доступа к информации об исполнительных производствах, что может оказаться полезным как в личных целях, так и для бизнеса. Создание «Банка данных исполнительных производств» позволило начать электронный документооборот, что значительно облегчило работу рядовых приставов и граждан.

Читайте также: