Кто такой княжеский пристав в 2024 году

Опубликовано: 08.05.2024

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто такой княжеский пристав?».

Из истории судебных приставов

Первое упоминание о судебных приставах датировано в документах времен Новгородской феодальной республики (1136-1478 г.).

В Новгороде и Пскове судебные приставы призывались на должность князем или городским вече и обладали довольно широкими полномочиями: «а почнет хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новым Новгородом», говорится в Новгородской Судной грамоте.

В Московском государстве приставы, как лица судебного ведомства, упоминаются в Суднике (Судебниках) 1497-1550 г., в частности, в вошедшем в него тексте «Указе о уезду». Тогда исполнением занимались отроки, мечники, приставы, подвойских судных грамот и Княжеского суда (княжеские слуги). Как олицетворение эффективно действующей государственной власти пристав был фигурой высокого по уровню статуса, влиятельной и популярной.

Соборным уложением 1649 года приставу были предоставлены широкие полномочия. Он – должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.

Полномочия пристава были расширены на случай сопротивления должника: если должник «ухоронится» от него у себя в деревне или «учинится силен», приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».

За ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. Однако сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы. Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом).

Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу – заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

В соответствии с «Учреждением судебных установлений» судебными приставами не могли быть «не достигшие двадцати одного года, иностранцы, лица, подвергшиеся, судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, исключенные из службы по суду». Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадежной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о вступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавались особый знак и особая печать.

Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет, ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п.

По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Все производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства. В 1864-1917 г. судебные приставы носили при парадной и праздничной форме однобортный полукафтан черного с зеленым отливом сукна, застегивающийся на 9 золотых пуговиц с изображением «cтолпа закона» (сенатского чекана), черные с зеленым отливом брюки и черную двухпольную шляпу с шитьем по классам. Впоследствии при обыкновенной, будничной и парадной форме приставы носили двубортный сюртук, застегивающийся на четыре золотые с ободком пуговицы с изображением сенатского чекана, брюки, белый жилет, треугольную шляпу, шпагу гражданского образца, черный галстук, завязывающийся бантом, белые замшевые перчатки, ордена и знаки отличия по чинам. Головным Убором служила фуражка черного с зеленым отливом сукна и бархатным темно-зеленого цвета. На тулье – кокарда гражданского образца, под которой на околыше находился золоченый знак судебного ведомства. Шпага по образцу, положенному для чиновников, с серебряным темляком и кистью полагалось носить при сюртуке или кителе обязательно во всех случаях, кроме занятий в стенах канцелярии.

В целом законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи было одним из самых разработанных в Европе второй половины XIX века. Факт жизненной необходимости института судебных приставов был отмечен при обсуждении и одобрении Государственной Думой Закона о преобразовании местного суда в 1912 году.

Институт судебных приставов как система обеспечения судебной власти просуществовал до начала ХХ века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы, распустившим все судебные и государственные органы Российской системы.

В советский период функции судебных приставов были возложены на судебных исполнителей, состоящих в штатах судов. На протяжении 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников судебного процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов относится к 1997 году с принятием Федеральных законов № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».

В настоящее время

В настоящее время, в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» судебные приставы являются работниками Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

С 1 февраля 2008 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Начальник местной полиции в дореволюционной России.

Участковый пристав. Становой пристав.

В Московской Руси: должностное лицо, приставленное к кому-, чему-л. для наблюдения, надзора.

[Хозяйка:] К вечеру можно бы туда [к Луевым горам] поспеть, кабы не заставы царские да сторожевые приставы. Пушкин, Борис Годунов.

— Только ты, князь-боярин, пиши проходную на Дон и пристава нам приставь, кто бы в Царицыне принял от нас струги. Злобин, Степан Разин.

судебный исполнитель в дореволюционной России.

Судебные приставы. От княжеской дружины до царской канцелярии

1 ноября отмечается День судебного пристава. Самое раннее упоминание о системе, которую можно назвать прообразом службы судебных приставов, относится ко временам Киевской Руси. Историю уходящего в глубину веков праздника выяснял корреспондент «АиФ».

Из глубины веков

Специальный государственный аппарат, в ведении которого находились сбор даней и податей, исполнение судебных приговоров и взыскание штрафов существовал еще в Древней Руси. Как правило, занимались этим доверенные воины из младшей дружины самого князя или наместников. Единого названия у этой службы не было: в «Русской правде», сборнике правовых норм Древнерусского государства, ее представители обозначаются как «мечники», «отроки», «детские» и другие.

«В Пензенской губернии институт судебных приставов в привычном нам виде сформировался только в 1870-е годы, в связи с открытием окружного суда, — рассказывает Денис Болдырев, аспирант Пензенского государственного университета. – Примечательно, что уже тогда к кандидатам в приставы предъявлялись серьезные требования. В судебных уставах значится: приставами не могли быть лица, не достигшие 21 года, иностранцы, люди, объявленные несостоятельными должниками, священнослужители, лишенные духовного сана, и другие люди, обвиненные судом в каких-то злодеяниях. А вот по уровню образования серьезного ценза не было, поэтому очень часто на службу в то время поступали крестьяне, мещане или отставные солдаты».

Чин судебного пристава считался самым низким по статусу среди всех канцелярских чинов. Соответственно положению устанавливался и оклад: 600 рублей, самый низкий в штате судебного ведомства.

«Вот, кстати, еще любопытный факт, — продолжает Болдырев. – При поступлении на службу пристав должен был внести залог. Эти деньги являлись гарантом возмещения убытков, которые он мог причинить. В Пензенской области сумма залога четко определена не была: известны случаи, когда приставы платили и по 100, и по 500 и даже по 600 рублей – то есть, столько, сколько получали за год. Под залог, впрочем, принимались не только наличные деньги, но и государственные ценные бумаги.

Элемент публичности

Следует отметить также, что деятельность пристава в те годы являлась публичной. Сведения о назначении или увольнении того или иного служащего – включая имя, фамилию и адрес – открыто публиковались в газете «Пензенские губернские ведомости». Этот элемент публичности в дальнейшем получил развитие в виде именных бланков. Казалось бы – тут и просто для всяких несправедливо обиженных, иди да ищи кулаками правды. Но обошлось – во всяком случае, ни одного нападения на судебного пристава в истории нашей губернии не значится.

«Важное место в работе любого пристава занимала продажа арестованного имущества, — отмечает наш эксперт. – Объявления о торгах служащие подавали сами. Как правило, местом проведения аукциона становился окружной суд. Однако нередки были случаи, когда торги устраивались на рынках или даже у приставов дома.

В таком виде институт судебных приставов просуществовал до самой революции. После издания в декабре 1917 года «Декрета о суде № 1» судебная система была полностью реформирована, а прежний порядок исполнения приговоров – упразднен.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Кто такой княжеский пристав» в комментариях.

1 ноября в России отмечают День судебного пристава. Данная статья познакомит читателя с основными этапами становления службы судебных приставов в нашей стране.

Во времена правления Ярослава Мудрого (1019 – 1054) общественные отношения, в том числе имущественные, регулировались сводом законов «Русская Правда». Уже в ХI веке в Русской Правде был прописан определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника. Там же упоминались посадниковые или княжеские дружинники – отроки, мечники и детские, которые выступали в роли «исполнителей», защитников интересов истца, – они собирали судебную пошлину и содействовали в получении назад заемного имущества. В период с конца XI века по XV век были приняты нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.

Первые приставы Руси

Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, так называли исполнителей различных судебных обязанностей. В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII – XV веками упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и пр.). В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 годов. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях (разбойниках) – применять расспрос и пытку. Кроме этого, Судебники вводят новый институт – «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три». В XVI – XVII веках формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию и функции приставов закрепляются законодательно.

Недельщики – приставы XV-XVII веков

В допетровской Руси, с начала XV по XVII век, судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, «быть в неделях». Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге. В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков. При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Таким образом, уже в XV – XVI веках начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия. Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника, приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников», – столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий, повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности. В петровскую эпоху была отменена мера пресечения «отдача за пристава». Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы. В XVIII – XIX веках в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы. Но недоимки росли, и с 1769 года в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям. В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов. В то время судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и учреждением судебных установлений. К компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонами повесток и бумаг по делам, исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании. Решения мировых судебных установлений приводились в исполнение судебными приставами, состоящими при мировых съездах. Решения земских начальников и городских судей в пределах земских участков приводились в исполнение полицией. Кроме того, председатели судебных мест имели право исполнение решений поручать чинам полиции при недостатке судебных приставов.

Судебные приставы Российской империи

В ходе судебной реформы 1864 года институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. 20 ноября 1864 года императором Александром II были утверждены «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». Судебные уставы определили новые принципы судоустройства и судопроизводства в России, кроме того, в соответствии с ними при судебных местах должны были находиться судебные приставы. Вопрос о реализации уставов был решен «Высочайше утвержденным Положением о введении в действие Судебных Уставов 20 ноября 1864 г.», которое содержалось в именном императорском указе от 19 октября 1865 года. Поэтому дата 19 октября 1865 года считается отправной точкой в истории Российского института судебных приставов. После перехода России на новое летоисчисление указанной исторической дате стала соответствовать (по новому стилю) дата 1 ноября. Именно она легла в основу Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2009 № 1019, которым был установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава.

Изменение судебной системы должно было проходить планомерно с 1866 года в течение четырех лет. В первую очередь они были введены в округах Санкт-Петербургской и Московской судебных палат, а в подведомственных им судах были назначены судебные приставы в количестве 203 человек. Деятельность приставов, состоявших при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. В соответствии с «Учреждением судебных установлений» эту должность не могли занять иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием. Большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата: чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью». Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы. Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.). Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

По уставу гражданского судопроизводства 1864 года проведение торгов недвижимым имуществом регулировалось следующим образом. Опись вместе с оценкой представлялась судебным приставом в суд, при котором предстояла публичная продажа имущества. Непременный член мирового съезда или председатель, либо уездный член окружного суда, смотря по тому, куда представлена опись, проверял, соблюдены ли судебным приставом установленные в законе правила, и, если найдет, что она составлена согласно с ними, назначал одного из судебных приставов, по избранию обеих сторон, или по своему усмотрению для производства торга. Время, судебное место, при котором должна производиться продажа и последовательность продажи описанного имущества определялись по взаимному соглашению между должником и взыскателем или взыскателями, а если согласия не последовало, то судебным приставом сообразно с правилами (статья 1132 Устава гражданского судопроизводства). Место производства торга зависело от ценности и от местонахождения имущества. Именно при окружном суде продавалось имущество, оцененное в сумму свыше пятисот рублей (по закону о реформе местной юстиции – свыше одной тысячи), или же находящиеся в уезде того города, где существует окружной суд. Когда продажа производилась при съезде, то заведование ее возлагалось на непременного члена или председателя, а если при окружном суде, то на одного из членов суда по назначению председателя. Таким образом, с момента подписания в 1865 году императором Александром II Положения о введении в действие судебных уставов правовой статус и компетенция судебного пристава получили законодательную регламентацию. Институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века. Судебные приставы, с которыми история российской государственности была неразрывно связана на протяжении многих веков, заняли достойное место в системе государственной службы.

Судебные исполнители СССР

В период 1917 – 1991 годов дореволюционная система исполнения судебных решений постепенно разрушалась. Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года, вместе с ликвидацией прежней судебной системы, упраздняется также институт судебных приставов. Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт судебных исполнителей. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции. Судебные исполнители состояли в штате суда и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду.

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов. Потребности в изменении законодательства об исполнительном производстве, в последнее время находившегося в центре внимания, как законодателя, так и общества в целом, обусловили разработку и принятие нового Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившего в силу 1 февраля 2008 года.

Служба судебных приставов включает в себя две категории должностных лиц: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей. Необходимо сказать, что до 2015 года существовали только судебные приставы-исполнители. 17 декабря 2015 года приказом ФССП России № 596 «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов» была введена должность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В их задачи входит обеспечение охраны зданий, помещений судов, безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников процесса, осуществление принудительного привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю. На практике, в исполнительном производстве, приставы по ОУПДС могут выходить с судебным приставом-исполнителем на арест имущества, обеспечивая его охрану.

Прерогативным направлением деятельности судебных приставов-исполнителей является принудительное исполнение судебных решений и иных уполномоченных органов. Служба также занимается взысканием задолженности по налогам и сборам, наделена функцией по осуществлению дознания, расследует преступления против правосудия, выражающиеся в проявлении неуважения к суду, в воспрепятствовании судебной деятельности.

Судебные приставы являются служащими государственной гражданской службы, имеют классные чины по группам 1, 2 и 3 классов, которые соответствую воинскому званию. На основании ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указу Президента РФ от 19.11.2007 № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции.

Работа судебных приставов очень важна, ведь именно от эффективности их действий зависит вера людей в справедливость, в то, что решение суда обязательно будет исполнено.

Должность судебных приставов была учреждена в России еще в древности. Причем слово «пристав» употреблялось в Древней Руси в разных смыслах. В Новгороде на суде посадника приставами называли лиц, миривших тяжущихся. В Москве приставами назвали исполнительные чины, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например, сопровождение иностранных послов, для чего выбирались лица из наиболее знатных фамилий. Однако, прежде всего, приставами являлись чиновники по судным делам, в чьи обязанности входил вызов на суд ответчика и свидетелей, а также производство взысканий по определению суда.


В период конца 15-17 вв. судебный пристав назывался недельщиком, поскольку исполнял свои обязанности неделями («быть в неделях»). Недельщики состояли при дьяках, которые вносили их имена в особые книги при вступлении в должность. Обязанности недельщиков заключались в оповещении сторон о вызове и доставлении их в суд, а также в поимке преступников. Недельщикам и ездокам полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с вызываемых лиц.

В 18 веке должность пристава была упразднена и исполнительные функции перешли в ведение полиции. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя. Полицейские чины не были материально заинтересованы в том, чтобы обеспечить явку в суд всех приглашенных лиц. Исполнение же состоявшихся приговоров судов также затягивалось на годы.

Судебная реформа 1864 года

Судебная реформа 1864 г., имевшая большое значение для развития судопроизводства в России, в корне изменила механизм исполнения решения судов, ядром которого стали судебные приставы. В ходе судебной реформы были разработаны и приняты Законы (Судебные уставы), в основу которых легла организация судов Французской республики. К ним относились: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского производства». Судебными уставами были регламентированы вопросы, связанные с правовым статусом судебных приставов.
В соответствии с принятыми законами судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным Министром юстиции Российской империи. Судебный пристав окружного суда имел чин VIII класса согласно «Табели о рангах» и титуловался «Ваше высокоблагородие». Судебные приставы судебных палат и кассационных департаментов Сената имели чин X класса и титуловались «Ваше благородие».
При поступлении на службу судебные приставы принимали присягу по утвержденной форме. К ней они приводились духовным лицом их вероисповедания на общем собрании департамента или отделения судебного органа, к которому они были прикреплены.
Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме того, выдавался особый знак и особая печать.

Судебные исполнители Советской России

Декретом Совнаркома от 24.11.1917 года «О суде» все судебные учреждения, в т.ч. окружные суды были упразднены, а действие мировых судов – приостановлено. Декретом предусматривалось создание двух видов судов – народных судов и революционных трибуналов. Учреждались уездные съезды (Советы) местных судей, которые являлись кассационной инстанцией для местных народных судов.

Порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивался сначала Красной гвардией, а затем местной милицией, они же исполняли судебные приговоры. Решения по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей, о которых прямо говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года.

Судебные исполнители, в отличие от судебных приставов, стали государственными служащими: они состояли в штатах районных народных судов и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

На протяжении последующих 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагаются на советскую милицию.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты.

Возрождение института судебных приставов

Смена политического режима в 90-х годах, развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения сделали систему исполнительного производства «советского образца» неэффективной.

Логическим итогом разрешения сложившейся ситуации стало учреждение в России специальной службы, действующей на принципиально иных организационно-правовых началах — Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. Оно нашло свое практическое воплощение в двух Федеральных законах — «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», вступивших в силу 6 ноября 1997 года.

В результате административной реформы 2004 года были реорганизованы органы Министерства юстиции Российской Федерации и образовался ведомственный Федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Положение о которой было утверждено Указом Президента №316 от 13 октября 2004 года.

В настоящее время служба судебных приставов входит в единую систему Минюста РФ, и представляет собой организованное и структурированное ведомство, предназначенное для обеспечения исполнительного производства, с определенным штатом сотрудников и подразделениями, охватывающими все субъекты Российской Федерации.

***
Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью российского государства, без которого невозможно представить успешную работу всей судебной системы. Понятно, что без создания эффективного механизма исполнения судебных решений и приговоров, самый справедливый и объективный вердикт суда является бессмысленным. В начале XX века, анализируя историю развития института судебных приставов в России, ученые пришли к выводу, что «институт судебных приставов находится у нас еще в периоде роста и образования. Многолетняя практика доказала его несомненную жизнеспособность и важность, но эта же практика выяснила, что в отдельных своих частях институт судебных приставов нуждается в существенных поправках». Эти слова, сказанные более ста лет назад, актуальны и сегодня, поскольку сейчас Служба судебных приставов находится в стадии очередного этапа своего развития. Отрадно, что это развитие связано с дальнейшим укреплением и повышением статуса судебного пристава.

Время создания/изменения документа: 20 июля 2011 05:47 / 21 ноября 2018 11:04

Смотреть что такое ПРИСТАВ в других словарях:

ПРИСТАВ

(истор.). — Название П. в Древней Руси употреблялось разно. В Новгороде, на суде посадника, приставами назывались люди, мирившие тяжущихся. В Москве П. смотреть

ПРИСТАВ

ПРИСТАВ, -а, мн. -ы, -ов и -а, -ов, м. 1. В царской России: начальникполиции небольшого административного района. Участковый или частный п.Становой п. 2. В старину на Руси: должностное лицо, приставленное ккакому-н. делу для надзора. * Судебный пристав - в царской России: судебныйисполнитель. смотреть

ПРИСТАВ

пристав I м. 1) Должностное лицо, приставлявшееся к кому-л., чему-л. для наблюдения, надзора (на Руси конца XV в. - начала XVIII в.). 2) Начальник полиции небольшой административной единицы (в Российском государстве до 1917 г.). II м. Манера, форма соединения шеи с головой или грудью у животных.

ПРИСТАВ

пристав м. ист.police-officer судебный пристав — bailiff становой пристав — district superintendent of police

ПРИСТАВ

пристав становой, альгвазил, полицейский Словарь русских синонимов. пристав сущ., кол-во синонимов: 6 • альгвазил (3) • гибельщик (4) • недельщик (3) • полицейский (46) • становой (7) • форма соединения шеи с головой и грудью у животных (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: альгвазил, гибельщик, полицейский, становой. смотреть

ПРИСТАВ

Пристав (истор.). — Название П. в Древней Руси употреблялось разно. В Новгороде, на суде посадника, приставами назывались люди, мирившие тяжущихся. В Москве П. назывались исполнительные чины, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например сопровождение иностранных послов, для чего выбирались лица из знатнейших фамилий. В более узком смысле П. — чиновник по судным делам, на обязанности которого лежал вызов на суд ответчика и свидетелей, а также производство взысканий по определению суда. Так как свои обязанности эти П. исполняли по неделям, то и назывались недельщиками (см.). П. были как великорусские и царские, так и архиерейские. В XVII в. первых уже не встречается, а архиерейские П. были уничтожены после собора 16 67 г. вместе с другими светскими архиерейскими чиновниками. В. Р—в.

ПРИСТАВ

ПРИ́СТАВ, а, ч.1. У Російській імперії – начальник місцевої поліції.В Акерманщині всі нові села ділились на посади; в кожному посаді був пристав, цебто. смотреть

ПРИСТАВ

-а, м. 1.Начальник местной полиции в дореволюционной России.Участковый пристав. Становой пристав.2.В Московской Руси: должностное лицо, приставленное . смотреть

ПРИСТАВ

ПРИСТАВ пристава, мн. пристава (приставы устар.), м. 1. начальник полиции небольшой административной единицы в царской России (дореволюц.). Двое жандармов и слободской пристав Рыскин, громко топая ногами, снимали с полки книги и складывали их на стол перед офицером. М.Горький. Становой пристав (начальник полицейского стана в уезде, подчиненный исправнику). участковый пристав (начальник полицейского участка в городах, подчиненный полицмейстеру). 2. Должностное лицо, приставленное к какому-н. делу для надзора (истор.). К вечеру можно бы туда поспеть, какбы не заставы царские, да сторожеые приставы. Пушкин. судебный пристав (дореволюц.) - чиновник судебного ведомства, приводивший в исполнение решения суда по гражданским делам; то же, что судебный исполнитель. Думский пристав (дореволюц.) - лицо, заведовавшее поддержанием порядка в Государственной Думе. Частный пристав (истор.) - то же, что участковый пристав.

ПРИСТАВ

1) в Русском государстве XV-XVII вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд;2) с 1782 г. - полицейская до. смотреть

ПРИСТАВ

імен. чол. роду, жив.приставвід слова: пристатидієсл. док. виду (що зробити?); неперех.Дієприслівникова форма: приставшипристатьДеепричастная форма: пр. смотреть

ПРИСТАВ

Пристав в Русском государстве 15-17 вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд; с 1782 полицейская должн. смотреть

ПРИСТАВ

- в др. Новгороде - должностное лицо, выполнявшее в суде посадника посреднич. функции с целью примирения тяжущихся сторон. В Рус. гос-ве до 18 в. в обязанности П. входил вызов в суд свидетелей и ответчиков. В результате суд. реформы 1864 была создана должность суд. П. Суд. П. состояли при мировых съездах судей, при окруж. судах и суд. палатах. Их функции заключались, в частности, в охране наследства до установления законных наследников, хранении денег и различ. ценностей при суд. спорах и пр. В 19 - нач. 20 в. П. в России назывались также начальники полиции в мелкой адм. единице - стане (становой полицейский П.), в небольшом городе (гор. полицейский П.), в части города (частный П.). смотреть

ПРИСТАВ

1) Орфографическая запись слова: пристав2) Ударение в слове: пр`истав3) Деление слова на слоги (перенос слова): пристав4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ПРИСТАВ

1. при́став, при́ставы, при́става, при́ставов, при́ставу, при́ставам, при́става, при́ставов, при́ставом, при́ставами, при́ставе, при́ставах 2. при́став, приставы́, при́става, приставо́в, при́ставу, пристава́м, при́става, приставо́в, при́ставом, пристава́ми, при́ставе, пристава́х 3. приста́в, приста́вы, приста́ва, приста́вов, приста́ву, приста́вам, приста́в, приста́вы, приста́вом, приста́вами, приста́ве, приста́вах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: альгвазил, гибельщик, полицейский, становой. смотреть

ПРИСТАВ

м. ист.commissaire m de police (en Russie tsariste)судебный пристав — huissier m de justiceстановой пристав — commissaire de la police ruraleСинонимы: . смотреть

ПРИСТАВ

-а, ч. 1) У дореволюційній Росії – начальник місцевої поліції. •• Становий пристав — у дореволюційній Росії – начальник поліцейської дільниці в сільсь. смотреть

ПРИСТАВ

сущ. муж. родаприставот слова: пристать глагол соверш. вида что сделать?; неперех.Деепричастная форма: приставпристатиДієприслівникова форма: приставши. смотреть

ПРИСТАВ

м. (мн. пристава) стар.comisario de policía (en la Rusia zarista)судебный пристав — ujier del juzgadoстановой пристав — comisario de policía del distri. смотреть

ПРИСТАВ

Rzeczownik пристав m Archaiczny nadzorca m Przysłówek пристав przywarłszy

ПРИСТАВ

-а, ч. 1》 У дореволюційній Росії – начальник місцевої поліції.Становий пристав — у дореволюційній Росії – начальник поліцейської дільниці в сільській . смотреть

ПРИСТАВ

м. ист. commissaire m de police (en Russie tsariste) судебный пристав — huissier m de justice становой пристав — commissaire de la police rurale

ПРИСТАВ

(2 м); мн. при/ставы и пристава/, Р. при/ставо/вСинонимы: альгвазил, гибельщик, полицейский, становой

ПРИСТАВ

М (мн. пристава) tar. pristav (1. çar Rusiyasında: kiçik nahiyənin polis idarəsi rəisi; 2. qədim Rusiyada: nəzarətçi, gözətçi); судебный пристав (inq. əv.) məhkəmə pristavı, məhkəmə icraçısı; думский пристав (inq. əv.) duma pristavı (Dövlət dumasında nizama baxan şəxs); участковый (частный) пристав dairə pristavı (inqilabdan əvvəlki Rusiyada: şəhər polis dairəsi rəisi). смотреть

ПРИСТАВ

корень - ПРИСТАВ; нулевое окончание;Основа слова: ПРИСТАВВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ПРИСТАВ; ⏰Слово Пристав со. смотреть

ПРИСТАВ

пристав, пр′истав, -а, мн. ч. -ы, -ов и -′а, -′ов, м.1. В царской России: начальник полиции небольшого административного района. Участковый или частный. смотреть

ПРИСТАВ

Таир Тавр Стр Став Спирт Ситар Сип Свита Сват Сатир Сати Сари Сапр Сап Рита Рис Риа Раст Таис Рапс Тапир Тип Тир Раис Птр Пристав Приват Тирс Пра Пирс Пират Пир Пиастр Пиар Пат Тис Пасти Парс Итр Истра Иса Ипат Врасти Вита Вит Вист Триас Трип Вис Вира Вип Арт Апис Аист Аир Авт Авист Трипс Астр Вар Трас Трап Ипс Пари. смотреть

ПРИСТАВ

пристав сущ.муж.одуш. (1)мн.дат.охранения храма божия быть двум приставам: их и нашему, а войскамПс105.

ПРИСТАВ

ПРИСТАВ, -а, мн. -ы, -ов и -а, -ов, м. 1. В царской России: начальник полиции небольшого административного района. Участковый или частный пристав Становой пристав 2. В старину на Руси: должностное лицо, приставленное к какому-нибудь делу для надзора. Судебный пристав — в царской России: судебный исполнитель. смотреть

ПРИСТАВ

ПРИСТАВ, 1) в Русском государстве 15-17 вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд. 2) С 1782 полицейская должность, в городах частный (от слова "часть") или городской пристав, в сельской местности с 1837 - становой пристав.

ПРИСТАВ

ПРИСТАВ - 1) в Русском государстве 15-17 вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд.2) С 1782 полицейская. смотреть

ПРИСТАВ

ПРИСТАВ - 1) в Русском государстве XV-XVII вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд; 2) с 1782 г. - полицейская должность.
Синонимы:

ПРИСТАВ

ПРИСТАВ , 1) в Русском государстве 15-17 вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд. 2) С 1782 полицейская должность, в городах частный (от слова "часть") или городской пристав, в сельской местности с 1837 - становой пристав. смотреть

ПРИСТАВ

ПРИСТАВ, 1) в Русском государстве 15-17 вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд. 2) С 1782 полицейская должность, в городах частный (от слова "часть") или городской пристав, в сельской местности с 1837 - становой пристав. смотреть

ПРИСТАВ

- в Русском государстве 15-17 вв. должностное лицо, посылаемоедля вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд. 2) С 1782полицейская должность, в городах частный (от слова ""часть"") или городскойпристав, в сельской местности с 1837 - становой пристав. смотреть

ПРИСТАВ

м ист comissário da políciaСинонимы: альгвазил, гибельщик, полицейский, становой

ПРИСТАВ

іст.police officerсудовий пристав — bailiffстановий пристав — district superintendent of police

ПРИСТАВ

в Русском государстве XV-XVII вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд. С 1782 г. полицейская должность, в городах частный, от слова «часть» П., в сельских местностях с 1837 г. — становой П. смотреть

ПРИСТАВ

сущ.police officer- судебный приставСинонимы: альгвазил, гибельщик, полицейский, становой

ПРИСТАВ

[动] 颈和头<或颈和胸>连接的形状 复 -ы 或-а〔阳〕 ⑴(帝俄时代小行政区的)警察所长, 警官. ⑵(古罗斯时代的)监管员. 〈〉 Судебный при〈口〉(对某事物表示烦恼、愤恨)真该死!滚开!Синонимы: альгвазил, гибельщик, полицейский, . смотреть

ПРИСТАВ

при́став, -а; мн. при́ставы, -овСинонимы: альгвазил, гибельщик, полицейский, становой

ПРИСТАВ

пр'истав, -а, мн. ч. -ы, -ов и -'а, -'овСинонимы: альгвазил, гибельщик, полицейский, становой

ПРИСТАВ

Встретить пристава. Арх. Ирон. Погибнуть. АОС 6, 59.Синонимы: альгвазил, гибельщик, полицейский, становой

ПРИСТАВ

м. уст. commissario di polizia (nella Russia zarista) судебный пристав — ufficiale giudiziario Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: альгвазил, гибельщик, полицейский, становой. смотреть

ПРИСТАВ

ПРИСТАВ — 1) в Русском государстве XV-XVII вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд; 2) с 1782 г. — полицейская должность.

ПРИСТАВ

Ударение в слове: пр`иставУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: пр`истав

ПРИСТАВ

пристав (-ва). Становой -став - становий (-вого), (стар. на Правобережьи) асесор. Судебный -став - судовий пристав, (стар.) возний (-ного).

ПРИСТАВ

при'став, приставы', при'става, приставо'в, при'ставу, пристава'м, при'става, приставо'в, при'ставом, пристава'ми, при'ставе, пристава'х

ПРИСТАВ

при'став, при'ставы, при'става, при'ставов, при'ставу, при'ставам, при'става, при'ставов, при'ставом, при'ставами, при'ставе, при'ставах

ПРИСТАВ

приста'в, приста'вы, приста'ва, приста'вов, приста'ву, приста'вам, приста'в, приста'вы, приста'вом, приста'вами, приста'ве, приста'вах

ПРИСТАВ

пристав = м. ист. police-officer; судебный пристав bailiff; становой пристав district superintendent of police.

ПРИСТАВ

м. уст. пристав (падышалык Россияда анча чоң эмес райондо полиция начальниги); судебный пристав сот аткаруучусу.

ПРИСТАВ

уст. прыстаў, муж.частный пристав — участковы прыстаўсудебный пристав — судовы прыстаў

ПРИСТАВ

Начальная форма - Пристав, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное

ПРИСТАВ

Прыстаў, частный пристав — участковы прыстаў судебный пристав — судовы прыстаў

ПРИСТАВ

1. przystaw, naczelnik policji;2. nadzorca;

ПРИСТАВ

уст. жасауыл (патшалы Ресейдегі жергілікті полицияның бастығы)

ПРИСТАВ

пристав пр`истав, -а, мн. -ы, -ов и -`а, -`ов

История возникновения и развития института судебных приставов.

История развития любого правового института тесно связана с его периодизацией, так как любое развитие происходит поэтапно. В своём развитии институт судебных приставов прошёл несколько этапов, которые именовались в разное время по-разному.

«В системе государственного устройства России судебный пристав – фигура исторически традиционная. Упоминания о нем нетрудно отыскать в документальных актах, действие которых относится по времени к периоду феодальной раздробленности Руси в Новгородской и Псковской судных грамотах, датированных XV веком»[1].

Рыжова Ю.Н. отмечает, что институт судебных приставов возник как система должностных лиц, состоящих при судебных ведомствах. В их обязанности входило совершение отдельных действий процессуального и вспомогательного характера при расследовании уголовных дел и исполнении решений суда[2].

Из сказанного можно сделать вывод о том, что институт судебных приставов во все времена имел важное значение.

В развитии института судебных приставов выделяют четыре основных периода развития:

  1. Период Древней Руси, феодальной раздробленности и сословно-представительной монархии;
  2. Период абсолютной монархии;
  3. Советский период;
  4. Постсоветский период.

Названная периодизация является условной, обобщенной, и одной из многих.

Первый этап - период Древней Руси, феодальной раздробленности и сословно-представительной монархии - начался одновременно с формированием Древнерусского государства. Об этом можно судить, если обратить внимание на норма одного из первых источников древнерусского права – Русской правды (11 в.). Данный источник предусматривал «обиду» в качестве одного из нарушений права и устанавливал наказания за совершение в виде штрафных санкций. Такие санкции назывались княжескими вирами. Обязанности по их сбору были возложены на княжескую дружину. Таким образом, отдельной должности по данному направлению в то время ещё не было, однако функция сбора штрафа (или принудительного исполнения решения о взыскании суммы штрафа) уже возникла.

Следующим источником норм в истории института судебных приставов стала Псковская судная грамота (15 в.). Согласно этого документа решения князя, а так же его окружения должны были исполнять подвойские приставы. Ст. 57 Псковской судной грамоты определяла их полномочия. Среди них выделялось право входить в чужое владение вместе с истцом без препятствий, разыскивать и осуществлять изъятие имущества, находящегося у должника. Пристав мог заниматься розыском вора, задерживать его и арестовывать, а в случае оказания сопротивления мог применять различные средства и силу. Также пристав мог лишить жизни должника, оказывающего сопротивление.

Дальнейшее развитие современного института судебных приставов связано с Судебником 1497 года. Данный закон представлял собой кодифицированный источник древнерусского права. При анализе его положений можно проследить, что институт приставов обрёл еще более важную роль в осуществлении правосудия.

В Судебнике указываются действия пристава, направленные на осуществление его функций. Ст. 28 Судебника регулирует порядок выдачи приставных грамот. Приставная грамота выдавалась приставу и наделяла его правом брать на поруки ответчика при вызове в суд, осуществлять обыски и другие действия в целях расследования или исполнения приговора. Вызовами в суд занимались отдельные лица, именовавшиеся ездовыми, недельщиками и доводчиками.

Необходимо обратить внимание на ст. 44 Судебника, которая предусматривала вознаграждение пристава.

Следующей ступенью развития института судебных приставов стал Судебник 1550 года. Здесь основное внимание уделялось регулированию русского судоустройства и судопроизводства.

Особо следует отметить роль 17 века в развитии института судебных приставов. В это время продолжалось расширение земель Русского государства, а также становление его централизации. Данный период связан с появлением одного из значимых правовых актов Русского государства – Соборного Уложения 1649 года.

В вопросе регулирования института судебных приставов Соборное Уложение имело сходство с Судебниками 1497 и 1550 годов. Например, в нем, предусматривались должности приставов и недельщиков. В их функции входил определенный круг обязанностей, таких как: по челобитной истца доставлять в суд ответчика, разыскивать преступников, недельщик или пристав могли произвести арест, принудительно доставить в суд. Все их действия подлежали оплате за счет виновной стороны.

В то время приставы и другие должностные лица с похожими обязанностями именовались по-разному: вирниками, отроками, мечниками, позовниками, подвойскими, недельщиками, но пристав являлся должностным лицом судебного ведомства.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что уже в период Древнерусского государства институт судебного пристава существовал. В его обязанности входило выполнение функций по обеспечению установленного порядка судопроизводства, по исполнению судебных решений.

Второй этап истории развития института судебных приставов связан с периодом становления монархии в Российском государстве в 18 – начале 19 вв.

В это время продолжало применяться Соборное Уложение 1649 года. Его применение подтвердил Петр I своим Указом от 15 июня 1714 г. Во время правления Петра I было принято множество правовых актов, которые применялись наряду с уже существовавшими на тот момент времени источниками права.

Исполнением решений судов, а также других государственных органов и должностных лиц занимался специальный орган , который именовался - Юстиц-коллегия. Юстиц-коллегия была создана по Указу Петра I 12 декабря 1717 г. В её состав вошел и Урядный приказ, занимавшийся исполнительно-распорядительной деятельностью. Именно он и осуществлял те функции, которые сегодня принято относить к функциям Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.

После Петра I в 1738 году приказы были заменены другими органами – Департаментами.

Следующие перемены в организации института судебных приставов произошли во времена правления Екатерины II. В 1782 году она присвоила полномочия урядников полиции. В 1786 году, урядники были разделены на две категории. Одни стали именоваться полицейскими приставами, которые исполняли решения судов, а другие - становыми приставами, осуществляющими охрану.

Позднее, после учреждения министерств, органы приставов стали относиться к разным ведомствам: исполнительная полиция – к министерству полиции, становые приставы - к Министерству юстиции.

Полномочия судебных приставов с 18 до середины 19 века выполняли полицейские. Объединение в одном государственном органе и полицейских, и судебно-вспомогательных полномочий создавало много трудностей, но в 1864 году этот недостаток устранили. В ходе судебной реформы 1864 года при Александре II общая полиция была заменена судебно-вспомогательным органом. Таким образом, институт судебных приставов стал организовываться в прежнем виде.

«В соответствии с Учреждением судебных установлений (правовым актом, утвержденным 20 ноября 1864 г. императором Александром II) судебные приставы избирались для исполнения служебных обязанностей председателями соответствующих судов и обер-прокурорами кассационных департаментов Правительствующего сената после надлежащего удостоверения в благонадежной нравственности и способности кандидатов к исполнению принимаемых ими на себя обязанностей»[3].

С этого времени было законодательно закреплено понятие «судебный пристав». Судебным приставом признавалось должностное лицо, которое состояло при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях.

В образовавшуюся систему приставов были включены частные становые приставы, городские следственные приставы и судебные. Их обязанности определялись следующим кругом действий:

  1. Осуществление привода лиц, не желающих самостоятельно являться в суд по повестке;
  2. Оповещение сторон о судебных заседаниях путем доставки им повесток, доставка судебных документов по назначению;
  3. Взыскание денежных сумм с должников до вынесения судебного решения;
  4. Исполнение судебных решений, постановлений и определений, распоряжений судей;
  5. Исполнение иных обязанностей по поручениям судов.

Должности судебных приставов замещались в то время путем назначения сотрудников, состоявших на канцелярской службе в различных органах. Назначение осуществлял председательствующий судья. Лицо, назначенное на эту должность, должно было быть утверждено, и для этого имелись три обязательных условия. Во-первых, человек, избранный на должность судебного пристава, должен был выдержать годовой испытательный срок. Во-вторых, было обязательным внесение залога. Залог был предусмотрен в целях обеспечения погашения возможного ущерба от незаконных действий пристава, еще не прошедшего испытание. Третьим условием было принятие присяги, которая проводилась на общем собрании департамента или отделения соответствующего суда[4].

Должности судебных приставов относились к должностям государственной службы, и приставам присваивались классные чины.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что к 20 веку в России полностью сформировался институт судебных приставов. Судебные приставы осуществляли деятельность по принудительному исполнению решений судов как уголовным, так и по гражданским делам.

Третий этап развития института судебных приставов начался уже в советский период – с 1917 года.

24 ноября 1917 года после революции институт судебных приставов был упразднен принятием Декрета СНК РСФСР «О суде». Этот Декрет постановил: «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований»[5].

Таким образом, новый, советский этап развития института судебных приставов начался отменой всех существовавших и относившихся к нему органов и учреждений. После принятия Декрета, должный порядок в судах обеспечивали красногвардейцы, затем к исполнению обязанностей были привлечены органы милиции. Милиция исполняла функции по вручению повесток участникам судебных заседаний и занималась исполнением судебных приговоров. Денежные и другие материальные взыскания по гражданским делам производились судебными исполнителями. Данные лица, помимо прямых обязанностей, присущих приставам, осуществляли нотариальные исполнительные надписи нотариусов, удостоверяли подлинность судебных актов.

Важно отметить, что в то время судебные исполнители существовали не во всех населенных пунктах. В таких случаях исполнение судебных решений, а также решений земельных комиссий производили волостные исполнительные комитеты, милиция, и некоторые другие органы и должностные лица.

Например, в соответствии с Декретом ВЦИК СНК РСФСР от 11.07.1923 при установлении случаев уклонения от неуплаты налогов дело подлежало передаче в суд. Далее, после принятия соответствующего решения суда финансовый либо налоговый инспектор производил опись взыскиваемого имущества неплательщика, организовывал проведение торгов; после реализации имущества передавал вырученные средства в кассу соответствующего волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов[6].

Говоря об исполнении судебных решений в советский период, необходимо указать, что данная деятельность регулировалась различными нормативными актами, и по мере необходимости в них периодически вносились необходимые изменения и дополнения. Среди таких нормативно-правовых актов можно выделить следующие:

  1. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 10 июля 1923 года[7];
  2. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года[8];
  3. Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве СССР, Союзных и автономных республик» от 25 декабря 1958 года[9];
  4. Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик от 08 декабря 1961 года[10];
  5. Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08 июля 1981 года[11];
  6. Инструкция об исполнительном производстве», утвержденная приказом Минюста СССР от 15 ноября 1985 года[12].

Помимо перечисленного, отдельные вопросы толкования указанного законодательства и правоприменительной регулировались Постановлениями Пленумов Верховного суда СССР.

Таким образом, на основе вышеперечисленных нормативно-правовых актов в советский период регулировался институт судебных приставов.

Через шесть лет после отмены судебных приставов, в 1923 году ГПК РСФСР был восстановлен данный институт. Следует отметить, что часть пятая указанного кодекса полностью посвящена правовой регламентации исполнения судебных решений приставами[13]. В ней были урегулированы следующие вопросы:

  1. Перечень судебных актов, которые подлежали исполнению приставами;
  2. Порядок возбуждения исполнительного производства;
  3. Порядок принудительного исполнения судебных решений, в том числе обращения взыскания на имущество и заработную плату должника, порядок производства взыскания с государственных организаций;
  4. Порядок реализации изъятого у должника имущества.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года закреплял перечень актов, подлежащих исполнению приставами. К ним относились решения и приказы судов по гражданским делам, определения судов по делам особых производств и об обеспечении исков, определения судов по гражданским делам о наложении штрафов, решения Арбитражных и Земельных Комиссий[14].

В соответствии с советским законодательством на должность судебного пристава-исполнителя мог быть назначен гражданин, соответствовавший определенным требованиям. Гражданин должен был пользоваться избирательными правами, нести службу на протяжении года в органе юстиции Советского государства, либо необходимо было сдать экзамен при губернском суде.

Назначение на должности и увольнение судебных исполнителей производилось на основании распоряжения председателя соответствующего суда. Судьи также осуществляли и контроль деятельности судебных исполнителей.

Иным не менее важным нормативно-правовым актом в истории отечественного института судебных приставов стал Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года[15]. Данный кодекс применялся на территории нашей страны и после распада СССР, до 2003 года. В отличие от ГПК РСФСР 1923 был значительно расширен круг актов, которые подлежали исполнению. К числу таких актов Кодекс 1964 г. отнёс следующие:

  1. Решения, определения и постановления судов по гражданским делам;
  2. Приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;
  3. Постановления судьи или суда и общественные приговоры в части имущественных взысканий за совершение административных проступков;
  4. Мировые соглашения, утвержденные судом;
  5. Исполнительные надписи нотариальных органов;
  6. Решения органов арбитража в предусмотренных законом случаях;
  7. Решения Морской и Внешнеторговой арбитражных комиссий при Всесоюзной Торговой Палате и арбитражей, специально образуемых для рассмотрения отдельных дел;
  8. Не оплаченные в срок платежные требования, акцептованные плательщиком;
  9. Решения товарищеских судов об имущественных взысканиях;
  10. Решения третейских судов;
  11. Решения комиссий по трудовым спорам;
  12. Постановления фабричных, заводских, местных комитетов профессиональных союзов по трудовым спорам и по спорам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  13. Постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях в установленных законом случаях[16];
  14. Постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граждан в бесспорном порядке;
  15. Решения исполнительных комитетов районных, городских Советов депутатов трудящихся о принудительной продаже второго дома, принадлежащего гражданину на праве личной собственности;
  16. Решения исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских Советов депутатов трудящихся о взыскании с государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций ущерба за потравы посевов и повреждение насаждений;
  17. Решения иностранных судов в предусмотренных законом случаях[17].

Из приведенного списка видно, что круг полномочий и обязанностей судебных исполнителей в советский период был широк.

Начиная со времени принятия рассматриваемого Кодекса, приставы стали называться так, как именуются сейчас в соответствии с действующим законодательством - судебными исполнителями.

Советское законодательство, определяющее порядок принудительного исполнения судебных актов, действовало и на территории Российской Федерации.

Однако после распада СССР изменилась политическая и экономическая ситуация, в стране, а с ней изменились экономические и правовые приоритеты общества. В такой обстановке советское законодательство не смогло эффективно регулировать правоотношения и требовалось обновление правовой основы судебно-исполнительной деятельности.

Стало очевидным, что нужна судебная реформа, которая не могла быть осуществлена без реформы системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов власти и управления. Говоря о реформировании института судебных приставов, нельзя не отметить, что причиной острой необходимости реформирования стали положения новой Конституции 1993 года, которая предусматривала принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную[18]. Следовательно, подчиненность судебных приставов судам не соответствовала новому законодательству, в частности, Конституции РФ 1993 года, так как исполнение судебных решений должно было относиться к компетенции органов исполнительной власти, а не судебной.

Принятие ФЗ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» стало началом заключительного, современного этапа развития института судебных приставов[19]. В соответствии с новым указанным законом деятельность приставов была передана под контроль Министерства юстиции России.

Рассмотрев исторический аспект развития института судебных приставов, важно отметить, что вопрос периодизации является неоднозначным. В подтверждение этому можно привести тот факт, что периоды развития данного института не всегда совпадали с периодами развития общей истории Российского государства. Например, СССР распался, и образовалась Российская Федерация в 1991 году, однако вопросы исполнительного производства и деятельность судебных приставов, не смотря на перемены, регулировалась старым советским законодательством. В этой связи возникает сомнение о том, к какому этапу относить период развития института службы судебных приставов с 1991 по 1997 год, когда было отменено советское законодательство, регулировавшее деятельность приставов и принят Федеральный закон «О судебных приставах»? Возможно, что в данном случае период с 1991 г. по 1997 г. можно считать переходным периодом.

[1] Борискин В.В., Соболев М.В. Генезис деятельности службы судебных приставов в России //Социогуманитарный вестник. 2011. № 6. – С. 108.

[2] См.: Рыжова Ю.Н. Производство дознания в федеральной службе судебных приставов. Дис. канд. Юр. наук. М., 2009. – С. 25.

Читайте также: