Кто такие частные судебные приставы в казахстане в 2024 году

Опубликовано: 24.07.2024

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто такие частные судебные приставы в казахстане?».

10 новых правил для казахстанских судебных исполнителей

С 1 января 2016 года в Казахстане вступил в действие целый пакет нововведений в сфере исполнительного судебного производства, направленных на обеспечение защиты прав собственности и реализацию принятых судебных актов, а также актов других государственных органов.

Редакция сайта //otyrar.kz по разъяснениям Багдаулета Жумаханова, руководителя управления обеспечения исполнительного производства департамента юстиции ЮКО, подготовила списки новых правил для казахстанских судебных исполнителей.

1. Разграничены полномочия государственных и частных исполнителей

Если еще в прошлом году и государственные и частные судебные исполнители были правомочны осуществлять производства по большинству исполнительных документов, в том числе в пользу физических лиц на альтернативной основе, то с 1 января 2016 года исполнение документов о взыскании в пользу физических и юридических лиц, а также государства на сумму, не превышающую тысячекратный размер МРП, отнесено к исключительной компетенции представителей частного судоисполнения.

2. Определены документы, которые могут принимать в производство только государственные судебные исполнители

Государственные судебные исполнители могут принимать в производство только такие документы, которые касаются, в частности,

  • вопросов о взыскании с государства;
  • о взыскании с юридического лица, у которого пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) принадлежит государству и аффилированным с ним юридическим лицам;
  • о взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;
  • о взыскании средств в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячу месячных расчетных показателей;
  • о конфискации имущества либо о передаче имущества государству;
  • о выселении, вселении, сносах, изъятиях, производимых в интересах государства.

3. Прокурор может принудительно передать исполнительный документ

Законодательно закреплено право прокурора на принудительную передачу любого исполнительного документа, находящегося в производстве частного судебного исполнителя, государственному судебному исполнителю. Такое действие прокурор сможет предпринять, если возникнет угроза нарушения прав и законных интересов физических, юридических лиц либо государства.

С 1 января 2016 года подавляющий объем исполнительных документов принимается к исполнению только частными судебными исполнителями.

Например, исполнительные листы о взыскании алиментов, денежных сумм, о выселении, вселении, сносе в пользу физических и юридических лиц могут быть предъявлены к принудительному исполнению исключительно частным судебным исполнителям.

При этом необходимо отметить, что правом предъявления исполнительного документа обладает сторона взыскателя. Законодательством оговорены сроки предъявления исполнительных документов. Так, исполнительные листы, выписанные на основании актов суда, могут быть переданы судебному исполнителю в течение трех лет с момента их выдачи.

4. Исполнительное производство может быть возбуждено без заявления

Новым законом предусмотрена возможность возбуждения исполнительных производств без заявления взыскателя, но по направлению исполнительных документов через автоматизированную систему либо их распределения через региональные палаты частных судебных исполнителей.

5. Определен механизм оплаты услуг частного судебного исполнителя

Законодательно закреплено, что деятельность частного судебного исполнителя является самофинансируемой. Это предполагает оплату его действий за счет средств должника. В то же время при принятии частным судебным исполнителем документа на исполнение с взыскателем заключается договор об авансировании расходов частного судебного исполнителя, связанных с исполнением документа. В дальнейшем сумма авансирования, оплаченная взыскателем, возмещается за счет средств, взысканных с должника. На сегодняшний день размеры оплаты деятельности частного судебного исполнителя утверждены постановлением правительства РК №437 от 4 мая 2014 года.

6. При взыскании алименты авансирование оплаты услуг не требуется

Новые законодательные нормы содержат запрет на требование авансирования оплаты услуг частного судебного исполнителя для лиц, предъявляющих документы о взыскании алиментов. Более того, взыскание алиментов в новой редакции закона отнесено к социально значимой категории дел, и в случае отсутствия у должника по таким производствам доходов и имущества, за счет которого возможно было бы производить взыскание, оплата услуг частного судебного исполнителя будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета.

7. Расширены полномочия судебного исполнителя

Предусмотрено право судебного исполнителя на получение сведений о банковских счетах физических лиц, на ведение видео- или аудиофиксации исполнительных действий, в частности, при отказе должников от ознакомления с извещениями и иными процессуальными документами судебного исполнителя.

Новыми положениями законодательно уравнены обязанности государственных и частных судебных исполнителей на судебное санкционирование. Также сокращены виды постановлений судебного исполнителя, подлежащие санкционированию судом. К исполнительным действиям, которые должны будут осуществляться только с санкции суда, отнесены наложение ареста на имущество, изъятие недвижимого имущества, а также правоустанавливающих документов, ограничение на выезд за пределы Республики Казахстан.Последняя мера обеспечения исполнения будет применяться только по производствам о взыскании суммы, превышающей 20-кратный размер МРП, а также по производствам с периодическим взысканием, где задолженность не погашалась свыше трех месяцев.

8. Изменен порядок замещения должности частного судебного исполнителя

Лицо, изъявившее желание заняться деятельностью частного судебного исполнителя, должно получить соответствующую лицензию, чему предшествует стажировка и прохождение квалификационного экзамена в Министерстве юстиции РК. Следующий этап – прохождение конкурса на занятие должности частного судебного исполнителя, который также проводится в Министерстве юстиции.

Обязательный конкурс на занятие должности частного судебного исполнителя с нового года упраздняется.

Функции по проведению аттестации (замена действующего ранее этапа квалификационного экзамена) на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя переданы территориальным органам юстиции.

При этом судьи, лица, работавшие судьями, за исключением тех, кто был освобожден от должности судьи за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении служебных обязанностей, лица, сдавшие квалификационный экзамен на должность судьи, лица, окончившие обучение и сдавшие квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, лица, работавшие в уполномоченном органе и его территориальных органах в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов не менее двух лет, лица, работавшие в правоохранительных или специальных органах, при наличии стажа работы в должности прокурора, следователя или осуществлявшие оперативно-розыскную деятельность либо обеспечивавшие охрану общественного порядка не менее пяти лет, будут вправе получить лицензию частного судебного исполнителя без прохождения стажировки и аттестации, за исключением лиц, уволенных по отрицательным мотивам.

9. Изменен порядок организации деятельности частных судебных исполнителей

Теперь частные судебные исполнители могут осуществлять свою практику не только индивидуально, но и в составе конторы частных судебных исполнителей, которая будет создаваться в виде учреждения, подлежать регистрации в качестве юридического лица и, соответственно, иметь учредительные документы (устав, учредительный договор).

10. Закреплен статус помощников судебных исполнителей

На практике большую работу в процессе осуществления исполнительного производства выполняют помощники судебных исполнителей. В этой связи важным является законодательное закрепление их статуса. Согласно внесенным изменениям и дополнениям квалификационными требованиями к помощнику частного судебного исполнителя являются высшее юридическое образование и прохождение обучения по специальной программе обучения Республиканской палаты частных судебных исполнителей.

К какому судебному исполнителю лучше обратиться: к частному или государственному?

Законодательство предусматривает альтернативный способ исполнения исполнительных документов посредством делегирования части полномочий частным судебным исполнителям. Рассмотрим основные отличия в статусе государственного и частного судебного исполнителя.

Подпунктом 1) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» дано определение государственного судебного исполнителя, которым признается должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом функции по исполнению исполнительных документов.

Частным судебным исполнителем, в соответствии с подпунктом 2) статьи 1 указанного Закона признается гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии частного судебного исполнителя, выданной уполномоченным органом (Комитетом по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан).

Отличия по объему полномочий

Частный судебный исполнитель также как и государственный вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», однако с некоторыми ограничениями, а в некоторых моментах и запретами.

Возможность применения мер по обеспечению

Так статьей 32 данного Закона предусмотрено право судебного исполнителя принимать меры по обеспечению исполнения исполнительных документов (налагать аресты на имущество должника, производить изъятие имущества должника, запрещать должнику совершать определенные действия и другие меры). При этом пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что принятие обеспечительных мер частным судебным исполнителем допускается только после получения санкции суда.

Возможность привлечения должника к административной ответственности

В отличие от государственного судебного исполнителя, частный судебный исполнитель не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях совершаемых в рамках исполнительного производства.

Реализация арестованного имущества

В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» реализация арестованного имущества, кроме имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества производится судебным исполнителем через торговые организации на комиссионных началах, а также на торгах в форме аукциона. Торги в форме аукциона проводятся частными судебными исполнителями самостоятельно, тогда как государственным судебным исполнителем торги проводятся через специализированную торговую организацию. Данное право на самостоятельное проведение торгов безусловно способствует более быстрому исполнению исполнительных документов и удовлетворение требований взыскателей.

Отличия по видам исполнительных документов, которые могут быть приняты к исполнению

Статьей 9 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», предусмотрен перечень исполнительных документов, которые могут быть предъявлены на принудительное исполнение.

Основным отличием частного судебного исполнителя от государственного, в части исполнительных документов, которые могут быть приняты к исполнению, является то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 138 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», частным судебным исполнителем не могут быть приняты к исполнению исполнительные документы, по которым в качестве одной из сторон выступает государство. Все остальные исполнительные документы могут быть приняты частным судебным исполнителем к исполнению без ограничений.

Особенности назначения на должность

Отличия между государственным и частным судебным исполнителем имеются также и в порядке назначения на должность.

Являясь государственным служащим, государственный судебный исполнитель, в соответствии с пунктом 2 статьи 130 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», назначается на должность и освобождается от нее руководителем территориального органа, в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан «О государственной службе». Тогда как частный судебный исполнитель назначается на должность, в соответствии со статьей 145 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» на основании решения уполномоченного органа (Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан) совместно с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей.

Ответственность

Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителе» установлена ответственность как государственного так и частного судебного исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и должностных полномочий. В данном случае это может быть как административная ответственность судебного исполнителя, так и уголовная.

Отличительным моментом ответственности частного судебного исполнителя от государственного является то, что частный судебный исполнитель помимо предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и должностных полномочий, обязан возместить причиненный участникам исполнительного производства и другим лицам ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству Республики Казахстан. Таким образом, существенным отличительным признаком в деятельности частного судебного исполнителя является обязательное наличие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности. Пунктом 1 статьи 146 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» установлено, что частный судебный исполнитель не вправе осуществлять свою деятельность в отсутствие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности, условия которого определяются соглашением сторон.

Частный судебный исполнитель не вправе совершать исполнительные действия, если сумма взыскания превышает размера страховой суммы по договору страхования его гражданско-правовой ответственности. Тогда как для государственного судебного исполнителя не требуется вовсе какого-либо договора страхования.

Так в соответствии с пунктом 3 статьи 146 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», если размер причиненного вреда превысит размер страховой выплаты по индивидуальному договору страхования гражданско-правовой ответственности частного судебного исполнителя, выплаты производятся по общему договору страхования гражданско-правовой ответственности частных судебных исполнителей. Если же размер причиненного вреда превысит размер страховой выплаты по общему договору страхования гражданско-правовой ответственности частных судебных исполнителей Республики Казахстан, частный судебный исполнитель отвечает за причиненный им вред лично принадлежащим ему имуществом и деньгами.

Таким образом, законодателем предусмотрена личная имущественная ответственность каждого частного судебного исполнителя за вред причиненный в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей и должностных полномочий.

Оплата услуг

Наиболее важным и существенным моментом в деятельности частного судебного исполнителя является оплата его услуг.

Так в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», исполнительные действия производятся частным судебным исполнителем на возмездной основе.

Согласно статье 118 указанного Закона сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя устанавливается в размере 10% от взысканной суммы или стоимости имущества или 10 МРП с физических лиц и 20 МРП с юридических лиц по исполнительным документам неимущественного характера. Указанная сумма выплачивается только после полного или частичного исполнения исполнительного документа. Если же исполнительный документ денежного характера исполнен частично, то частный судебный исполнитель взыскивает только часть вознаграждения, пропорционально взысканной сумме.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства об исполнительном производстве можно утверждать, что деятельность частного судебного исполнителя направлена на максимально быстрое, полное и эффективное исполнение исполнительного документа, поскольку от этого зависит и оплата деятельности самого частного судебного исполнителя.

Кто такие частные судебные приставы в казахстане

По ее данным, постепенное сокращение государственных приставов намечено на 2016-2017 годы. «И мы полагаем, что в 2018 году уже останется то минимальное количество судебных исполнителей, которые будут выполнять судебные производства в интересах государства», — сказала С. Сагадат.

Новшества в деятельности ждут и частных судебных исполнителей. С 2016 года они получат право работать с взысканиями юридических лиц, а с 2017 года частным судебным исполнителям разрешат работать со всеми категориями долговых дел. Но при этом исключения составят исполнительные производства, в которых государство является должником, а также дела, производящиеся в интересах государства, и иски, сумма которых не превышает 1000 МРП. «Это наше предложение, Минюста, вот эти дела не будут у частных судебных исполнителей, а останутся у государственных», — пояснила Саида Сагадат.

По данным Минюста, сейчас в Казахстане работает 1275 государственных судебных исполнителей и 755 частных. Несмотря на численное неравенство, председатель Республиканской палаты частных судебных исполнителей Сергей Ли (см., пожалуйста, на фото) на том же брифинге заявил, что именно частные судебные приставы работают более эффективно. В качестве аргументов он привел результаты мониторинга, показавшего, по его словам, что с приходом частных приставов стало меньше жалоб на качество и сроки борьбы с должниками, и главное, государство стал меньше тратиться на их содержание.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Кто такие частные судебные приставы в казахстане» в комментариях.

В Казахстане в качестве альтернативы действует институт частного исполнения судебных актов, который введен с целью сокращения нагрузки государственных судоисполнителей, повышения эффективности исполнительных процедур, защиты прав граждан и организаций.

Как стать частным судебным исполнителем и к кому в этом случае нужно обращаться? На эти и другие вопросы ответила руководитель отдела по организации деятельности частных судебных исполнителей Департамента юстиции Западно-Казахстанской области Айсулу Тукашева.

- На эту должность могут претендовать граждане Республики Казахстан, которым исполнилось 25 лет, с высшим юридическим образованием. Обязательным условием является прохождение непрерывной стажировки у частного судебного исполнителя. Также необходимо сдать квалификационный экзамен и получить лицензию на право занятия данной деятельностью, пройти конкурс по наделению полномочиями частного судебного исполнителя и стать членом Республиканской палаты частных судебных исполнителей.

- Кого к этой работе могут не допустить?

- К такой категории относятся лица, на которых в течение трех лет до назначения на данную должность налагались судебные взыскания. Также совершившие коррупционные преступления, ранее уволенные по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов и органов юстиции. К ним же причислены и те, кто имеет непогашенную или неснятую судимость, должники по исполнительному производству, за исключением лиц, являющихся должниками по исполнительному производству о взыскании платежей, состоящие на учете в наркологических и психиатрических организациях, лица, лишенные лицензии частного судебного исполнителя.

- Каков порядок прохождения профессиональной стажировки?

- Стажировать могут частные судебные исполнители со стажем работы судебным исполнителем не менее трех лет. Изъявивший желание пройти стажировку обращается с заявлением к руководителю региональной палаты частных судебных исполнителей и в течение десяти календарных дней заключает договор о прохождении стажировки с региональной палатой. К заявлению прилагаются нотариально заверенные копия удостоверения личности, копия диплома о высшем юридическом образовании и справки об отсутствии судимости, из наркологического и психиатрического диспансеров. Стажировка проводится под руководством частного судебного исполнителя, назначаемого на заседании комиссии региональной палаты частных судоисполнителей.

- Что потребуется для сдачи квалификационного экзамена?

- Для сдачи квалификационного экзамена необходимы заявление, копия документа, подтверждающего оплату за сдачу квалификационного экзамена, копия диплома с приложением, нотариально удостоверенные, копия заключения об итогах прохождения стажировки. Для получения лицензии необходимы заявление, копия документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора, копия диплома с приложением, нотариально удостоверенные. Кстати, судьи и лица, работавшие судьями, за исключением освобожденных от должности за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении своих обязанностей, лица, сдавшие квалификационный экзамен на должность судьи, выпускники Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, лица, работавшие в уполномоченном органе и его территориальных органах и в компетенцию которых входило исполнение исполнительных документов не менее трех лет, сотрудники правоохранительных органов, имеющие стаж работы не менее десяти лет, вправе получить лицензию частного судебного исполнителя без прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена, за исключением лиц, уволенных по отрицательным мотивам. Лицензия выдается не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления. Предусмотрена возможность получения электронной лицензии в рамках веб-портала «Е-лицензирование» при наличии электронной цифровой подписи.

Фатихолла Маштахов, пресс-секретарь Департамента юстиции Западно-Казахстанской области

К вам пришел судебный исполнитель

В последнее время участились жалобы на работу частных судебных исполнителей. В социальных сетях люди жалуются, что у них арестовывают банковские счета, сообщают о заочных судебных решениях о взыскании штрафов, при этом сами граждане часто оказываются попросту поставлены перед фактом. При этом частный судебный исполнитель еще и требует оплату за свои услуги. inbusiness.kz вместе с Министерством юстиции объясняет, какие полномочия есть у частного судебного исполнителя и что делать людям, если судебный исполнитель превысил свои полномочия.

– По каким делам может работать частный судебный исполнитель? Кто вообще к ним обращается?

– Вся деятельность частных судебных исполнителей четко регламентирована Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Пункт 1 статьи 138 этого закона гласит, что к исполнению частным судебным исполнителем принимаются все исполнительные документы, за исключением тех, где одной из сторон является государство. Закон четко оговаривает весь перечень таких документов:

1) о взыскании с государства;

2) о взыскании с юридического лица, 50% и более голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированным с ним юридическим лицам;

3) о взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;

4) о взыскании в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячу месячных расчетных показателей (в 2018 году 1 МРП составляет 2405 тенге);

5) о конфискации имущества либо о передаче имущества государству;

6) о выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства.

Таким образом, если исполнительное производство не относится к этим шести пунктам, частный судебный исполнитель может его принять как от физического, так и от юридического лица.

– Как вообще работает этот механизм? Почему судебный исполнитель просто ставит «перед фактом» и начинает требовать деньги?

– Просто «ставить перед фактом» вас не должны, объясняют в Министерстве юстиции. Порядок действий как органа, налагающего штраф, так и судебного исполнителя, к которому обратились за принудительным взысканием, четко прописан в законодательстве.

Так, в соответствии с требованиями Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и Кодекса РК об административных правонарушениях, судебный исполнитель принимает постановления на принудительное исполнение от уполномоченного органа. Постановлению о принудительном исполнении должна предшествовать работа госоргана, наложившего штраф, с самим нарушителем – по добровольному исполнению взыскания. И только в случае отказа правонарушителя исполнить взыскание в добровольном порядке принимается решение о принудительном исполнении.

При этом сам правонарушитель обязан предоставить в уполномоченный орган подтверждающие документы об уплате административного штрафа. Если документы не предоставлены, госорган может и не узнать, что штраф оплачен, и принять меры по принудительному взысканию.

Таким образом, государственный орган, наложивший административный штраф, обязан принять все меры для взыскания данного штрафа в добровольном порядке в течение 30 дней либо до трех месяцев путем взыскания наличными денежными средствами, уплаченными должником в добровольном порядке, либо путем направления постановления по месту работы должника, либо по месту получения пенсии, стипендии, либо по месту, где должник имеет источник дохода.

Только по истечении срока добровольного исполнения в случае если должник уклоняется от добровольной уплаты и не работает, не является получателем пенсии и стипендии, не имеет других источников дохода, то орган, наложивший административный штраф, выносит мотивированное постановление о принудительном исполнении и направляет региональную палату частных судебных исполнителей. К постановлению о взыскании штрафа на принудительное исполнение обязательно прилагается копия документа, подтверждающего факт надлежащего извещения лица о добровольной уплате штрафа и справка налогового органа о непоступлении суммы штрафа.

– Может ли частный судебный исполнитель наложить арест на банковские счета?

– Да, может. Согласно статье 31 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», основанием для применения мер принудительного исполнения является исполнительный документ, принятый судебным исполнителем к своему производству. В соответствии со статьей 32 закона судебный исполнитель обязан принять меры по обеспечению исполнения исполнительных документов.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительных документов являются наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц (в том числе в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также в страховых организациях).

– Если я уже давно оплатил штраф, но судебный исполнитель почему-то не в курсе этого и требует повторной уплаты не только штрафа, но еще и его работы?

– Видимо, штраф вы оплатили, но не предоставили подтверждающие документы в уполномоченный орган (который наложил на вас штраф). Поэтому вам необходимо предоставить частному судебному исполнителю подтверждающий оплату документ, после чего частным судебным исполнителем будут приняты меры по прекращению исполнительного производства и отмене всех принятых мер обеспечения исполнения. При таких обстоятельствах оплата деятельности частного судебного исполнителя не производится, поскольку сумма штрафа оплачена до возбуждения исполнительного производства.

– Получается, я все оплатил, они платеж потеряли где-то, и мне теперь снова бегать и доказывать, что ничего не должен?

– К сожалению, такие сбои в системах случаются. Поэтому, если, к примеру, вам оформили штраф за нарушение ПДД, лучше самому проехать после уплаты штрафа в дорожную полицию и зарегистрировать квитанцию об оплате.

Над налаживанием системы информационного взаимодействия госорганы активно работают. В Министерстве юстиции рассказали, что для решения задач по получению от всех государственных органов, являющихся субъектами административной практики, исполнительных документов в форме электронного документа уже прорабатывается вопрос по информационному взаимодействию двух систем – Автоматизированной информационной системы органов исполнительного производства (АИС ОИП) с Единым реестром административных производств (ЕРАП). Запланированы разработка и тестирование информационного взаимодействия, ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на 2018 года. С введением этой системы в действие в электронном формате будет отражена информация об отсутствии оплаты суммы административного штрафа.

– Если частный судебный исполнитель явно превышает свои полномочия, что делать и куда жаловаться?

– Полномочия частных судебных исполнителей четко определены Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», и за их превышение предусмотрена ответственность.

Так, ответственность частного судебного исполнителя предусмотрена статьей 150 закона, согласно которой неисполнение либо ненадлежащее исполнение частным судебным исполнителем возложенных на него обязанностей и должностных полномочий влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность. А именно: частный судебный исполнитель обязан возместить причиненный участникам исполнительного производства и другим лицам ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 127 закона решение и действие (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа или отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы в суде в порядке и сроки, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан.

Также контроль над законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным органом, его территориальными органами, Республиканской палатой и региональными палатами частных судебных исполнителей, в связи с чем стороны исполнительного производства имеют право обратиться с соответствующим заявлением по своему усмотрению в указанные органы осуществляющий контроль.

– Эти жалобы вообще рассматривают?

– Обязательно. По данным Министерства юстиции, в 2017 году поступило 2668 жалоб, за I квартал 2018 года – 680 жалоб. За нарушение законодательства в отношении частных судебных исполнителей принимаются меры дисциплинарной ответственности, а также по приостановлению и прекращению действия лицензии.

Так, в прошлом году 1071 частный судебный исполнитель привлечен к дисциплинарной ответственности, 85 лицензий приостановлено, 28 лицензий прекращено. За I квартал 2018 года 139 ЧСИ привлечены к дисциплинарной ответственности, 35 лицензий приостановлено, девять лицензий прекращено.

В Минюсте приводят такой пример: у частного судебного исполнителя находилось исполнительное производство о взыскании с физлица задолженности в размере 527220 тенге. Частный судебный исполнитель начал производить действия по проникновению в жилье должника и описи и ареста его имущества. Тогда как, согласно статье 25 Конституции, жилище является неприкосновенным объектом. Действия судебного исполнителя были признаны незаконными, и, принимая во внимание факты неоднократного нарушения требований действующего законодательства, действие лицензии на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя было прекращено.

В Министерстве юстиции подчеркивают: для исключения возникновения проблемных вопросов при исполнении судебных актов самим гражданам необходимо своевременно принимать меры по погашению имеющейся задолженности, а также своевременно судебных и иных актов, до предъявления исполнительных документов к исполнению.

Коммерциализация института судебных исполнителей должна исправить недостатки нынешней судебной системы. Главное, чтобы частные приставы не превратились в обыкновенных вышибал

2 апреля президент РК подписал закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Наряду с ограничением прав должников выезжать за пределы страны, со 2 октября 2010 года в Казахстане вводится институт частных судебных исполнителей (они же — судебные приставы).

Власти не могут не опасаться последствий резкого снижения эффективности судебной системы. Кризис спровоцировал волну неплатежей по всей стране: стройкомпании не хотят возвращать деньги дольщикам, заемщики «забыли» о своих обязательствах перед банками. По состоянию на начало ноября 2008 года только южноказахстанские заемщики задолжали коммерческим банкам более 10 млрд тенге.

Не надеясь на правосудие, кредиторы отдают предпочтение криминальным методам выбивания долгов. Так, в феврале местные СМИ рассказали об истории 32-летнего алматинца, которого за долг в одну тысячу долларов похитили, избили, а с родственников потребовали уже две тысячи. Полиция задержала вымогателей. По сообщениям правоохранительных органов, это уже третье подобное преступление в Алматы с начала текущего года.

Между тем судьи продолжают выносить вердикты, а судоисполнители не могут их исполнить. Процент исполнения судебных актов, по данным Министерства юстиции РК, составляет 75%. То есть каждый четвертый судебный акт не исполняется.

Неуважение общества к решениям судей перерастает в нечто большее: всеобщий правовой нигилизм. Ситуацию должны поправить частники. Предполагается, что с их приходом взыскатели получат возможность выбора. Также ожидается, что частники разгрузят государственных судоисполнителей, будут способствовать оптимизации расходов республиканского бюджета, вырастут налоговые поступления в бюджет, в целом повысится эффективность исполнения судебных актов. Но все это будет, если права и ответственность частных приставов будут не только прописаны на бумаге, но и работать в реальной жизни. В противном случае идею дискредитируют в самом зародыше.

С потом и кровью

Мало вынести судебный вердикт — его надо исполнить. Сделать это зачастую совсем не просто. Далеко не всегда лица, на которых суд наложил взыскание, законопослушно исполняют решение суда. Тогда за дело берутся судебные исполнители.

Глядя со стороны, несложно прийти к выводу, что сложившаяся система вряд ли способствует эффективной работе этих должностных лиц. При низкой зарплате государственных судоисполнителей их загруженность запредельная. Два года назад заместитель администратора судов города Алматы Мади Кошикбаев заявил, что при зарплате в 25 тыс. тенге алматинские судоисполнители должны закончить около тысячи производств в год (133 судоисполнителя при 45—50 тыс. исках в год).

К 2010 году загруженность стала угрожающей. Сегодня на каждого судоисполнителя, как заявил Zakon.kz администратор судов Алматы Ахметжан Примкулов, приходится 400—500 производств в месяц.

По мнению доктора юридических наук, профессора Эдуарда Мухамеджанова: «Загруженность и невысокая профессиональная компетенция судоисполнителей приводят к затягиванию процесса исполнения судебных актов».

Государственным судоисполнителям, пытающимся исполнить судебные решения в отношении крупных и средних казахстанских компаний, часто противостоят «зубры юриспруденции». Так как в юридических службах компаний им платят достойную зарплату (по сведениям из анонимных источников, в среднем она составляет от 200—300 тыс., в отдельных случаях до 400—450 тыс. тенге). По сути, это неравный бой на боксерском ринге между бойцами разной весовой категории. Поэтому компаниям проще до бесконечности затянуть процесс исполнения судебных актов, чем государственным судоисполнителям их своевременно исполнить.

Большая нагрузка провоцирует высокую текучесть кадров. По данным того же г-на Примкулова, в 2009 году в судебной системе Алматы уволено 160 человек, принято 133 сотрудника. В первом квартале 2010 года принято на работу 46 человек, уволено 32. Почти половину из этого числа составляют судоисполнители. Как следствие, стаж 40% судоисполнителей не превышает одного года, что до крайности обостряет дефицит квалифицированных кадров.

Невысокая квалификация приводит к ошибкам. Нашумела история матери-героини из Кокшетау Любови Погоровой, воспитывающей 11 детей, оставшейся без денег и жилья. Она давно хотела улучшить жилищные условия. В прошлом году, узнав из объявления в газете о том, что на торги выставлена хорошая четырехкомнатная квартира, она продала свою жилплощадь и купила выставленную на торги. Но новоселье справить так и не смогла. Оказывается, судоисполнители просто не учли права остальных членов семьи хозяина, запутавшегося в долгах. В итоге торги признаны незаконными, а многодетная семья осталась на улице.

Неудивительно, что судоисполнителей в обществе просто не любят. Летом 2006 года в пригородном районе Бакай (Алматы) самовольно захватившие землю люди закидали полицейских и судоисполнителей камнями и бутылками. Весной 2007 года участились случаи нападения на судоисполнителей. В нескольких районах Алматы расследуют случаи, когда горожане избивали приставов и громили их машины. Полиция после памятного всем убийства в «Шаныраке» своего сотрудника неохотно вмешивается в такие конфликты. Недавно во время выселения людей из квартиры по улице Сатпаева (Алматы) должник и его семья избили судебных исполнителей, а полицейские просто смотрели на это.

Естественно, это вызывает ответную неадекватную реакцию со стороны судо­исполнителей. Так, в марте текущего года в Астане случился скандал: судоисполнители избили корреспондента и попытались сломать видеокамеру оператора «31 канала», снимавшего выселение из общежития парламента гражданки Актокты Тусип.

Спорный вопрос

В экспертном сообществе давно обсуждалась идея использовать зарубежный опыт и реформировать систему судопроизводства, внедрив институт частных судебных приставов. Отметим, что старый закон о судоисполнителях был принят 30 июня 1998 года и с тех пор не подвергался модернизации.

В связи с кризисом и ростом неплатежей возникла необходимость разработки нового закона. Этим занялась группа депутатов комитета по судебному администрированию, которая 7 октября 2008 года вынесла его на обсуждение своих коллег.

Само же обсуждение законопроекта шло тяжело. «Он вызвал массу разногласий между нижней и верхней палатами казахстанского парламента. Ведь в представительских органах достаточно много людей, задолжавших банкам», — говорит доктор экономических наук, профессор Рахман Алшанов.

По мнению участников рынка, в глубине души депутаты надеются, что сами они избегут судебного преследования за долги. «Именно это обстоятельство нервирует депутатов, вынуждая их по нескольку раз обсуждать положения законопроекта», — сказал нам на условиях анонимности один из мажилисменов.

Тем не менее весной 2009 года законопроект прошел первое чтение. Затем для преодоления разногласий между мажилисменами и сенаторами была создана согласительная комиссия. Процесс затянулся, поэтому в середине июня 2009 года мажилисменам не удалось одобрить законопроект во втором чтении.

Членам комиссии пришлось изрядно попотеть, вырабатывая приемлемое решение по 18 спорным позициям. Как заявил сразу после достижения консенсуса член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Берик Бекжанов, одна позиция была оставлена в редакции мажилиса, четыре — в редакции сената, по 13 выработана совместная редакция.

17 февраля 2010 года мажилисмены согласились с предложениями согласительной комиссии, а 5 марта это же сделали сенаторы.

Не каждый достоин

В теории все выглядит лучше некуда. Согласно принятому закону частный судо­исполнитель получит лицензию от Минюста и должен действовать строго в правовом поле. В качестве основного вознаграждения за свои услуги он получит 10% от суммы истребованных им исков.

Должники всегда и при любых обстоятельствах неохотно расстаются с собственностью. Часто еще в процессе исполнения судебных актов должники успевали перепродать или переоформить собственность, легко преодолевая юридические рогатки. Теперь частные судоисполнители получили право обращаться в суд о признании недействительными сделок должника по отчуждению имущества. Для этого надо доказать, что действия должника преследуют цель сокрыть свое имущество от взыскания. Как только законодатели внесут изменения и дополнения в кодексы «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», «Об административных правонарушениях», механизм заработает.

Предполагается наделить частного судоисполнителя полномочиями по истребованию информации о банковских счетах должников. С этой целью будут внесены изменения в законы «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О платежах и переводах денег». Аналогично в законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» закрепят право частных судоисполнителей получать информацию о пенсионных накоплениях должников.

Соискатель должности частного пристава должен быть гражданином РК, достигшим 25-летнего возраста, имеющим высшее юридическое образование. Но и этого мало. Сначала он должен пройти годичную (изначально в проекте было два года) непрерывную стажировку у частного судоисполнителя, сдать квалификационный экзамен и получить лицензию. При этом первые частные судоисполнители, видимо, появятся из числа бывших приставов на госслужбе.

Чтобы не пропасть в зародыше

«Эффективность судебной системы и повышение уровня исполнения судебных решений нельзя решить экстенсивным способом, к примеру, за счет увеличения количества юристов, выпускаемых нашими вузами. Законов принимаем много, а исполнять их некому», — считает политолог Эдуард Полетаев. Сегодня в Казахстане работают 1791 судоисполнитель и 2433 судьи. Соотношение более чем странное: во многих развитых странах мира судей существенно меньше, чем судоисполнителей.

Можно ожидать, что теперь пропорция изменится. Сторонники реформирования института приставов полагают, что теперь появится новый сектор услуг — исполнение судебных решений, и количество приставов резко возрастет, как это случилось с нотариусами. 25 апреля 1998 года Мин­юстом РК выданы первые лицензии для частных нотариусов. Через пять лет, к лету 2003 года, количество частных нотариусов превысило количество государственных почти в семь раз (1007 к 143). К 2010 году осталось всего 16 государственных нотариусов.

Но скептики призывают к осторожности, опасаясь, что частные приставы могут заняться банальным выколачиванием долгов с помощью неправовых действий. Законодатель предусмотрел ограничительные меры, которые должны удержать участников рынка от произвола. Контролировать их работу будут в Минюсте (где частники должны получить лицензию), а чтобы они добросовестно выполняли свои обязанности, предусмотрен механизм приостановления и отзыва лицензий. Вместе с тем сенаторы настояли на норме, согласно которой можно подавать в суд на судоисполнителя за бездействие. Еще один корпоративный контролирующий орган должны организовать сами частные судо­исполнители — он должен будет следить за соблюдением профессиональной этики. В крайнем случае, когда другие инструменты неэффективны, устанавливается уголовная ответственность частных судоисполнителей за нарушения законодательства.

Но даже при наличии таких ограничительных мер эксперты опасаются дискредитации идеи в самом зародыше. «Это может случиться, если государственные судоисполнители будут держать своих частных коллег “в черном теле”. То есть оставлять себе акты, по которым легко получить очередную галочку, а частникам отдавать сложные акты без четкой проработки механизма их исполнения. С другой стороны, власти не должны допустить превращения частных судоисполнителей в обыкновенных вышибал», — резюмирует г-н Полетаев.

Идея передачи прав на взыскание долгов частным судебным исполнителям насколько проста, настолько и гениальна. Теперь частники могут собирать свои проценты с любого решения суда по штрафам, иногда – даже не приступая к работе.

Случай из жизни

На днях знакомый пожаловался. Решил сделать доброе дело, отвезти продукты родственникам. Найти место для парковки не смог, поэтому притулился полубоком у остановки, тут племянники подоспели, забрали пакеты с провизией. Только хотел двинуться с места, как появилась дорожная полиция. В общем, выписали ему штраф за остановку в неположенном месте – 10 МРП. Сумма немаленькая, решил дождаться зарплаты. Оплатил.

– А спустя некоторое время, получил извещение, дескать, должен уплатить за услуги частного судебного исполнителя еще 6 тысяч тенге, – рассказывает Ержан. – Это более трети от суммы штрафа! На бумажке был указан телефонный номер. После долгих попыток дозвониться услышал буквально следующее: “А вы оплатили штраф после того, как была выписана бумажка, посмотрите дату, если да, то вам по-любому придется платить мне гонорар”.

И таких историй в последнее время все больше. Из чего складывается размер гонорара и почему судебный исполнитель берет внушительные суммы, даже не приложив никаких усилий?

Закон сырой…

Впору бы подумать, что кто-то просто злоупотребляет своими полномочиями, но оказалось, что действуют частные судебные исполнители вполне законно. По счастливым ли обстоятельствам или по некоему умыслу, но еще весной этого года в закон, который регулирует деятельность частных судебных исполнителей, были внесены принципиальные правки, которые превратили сию деятельность в прибыльное дело.

– Закон РК “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей” в действующей редакции вызывает немало вопросов, – говорит юрист Михаил КЛЕНЧИН. – Так, например, в предыдущей редакции закона должник имел в распоряжении пять календарных дней, чтобы добровольно исполнить обязательство и тем самым не нести расходы на исполнительскую санкцию. Действующая редакция вообще не предусматривает срока для добровольного исполнения. Нередко бывает так, что должник по факту самостоятельно исполняет обязательство, даже не зная о возбужденном исполнительном производстве, а в результате с него взыскиваются исполнительская санкция и пеня. Это абсурд, поскольку судебный исполнитель не предпринимал по факту никаких действий, не тратил времени и ресурсов, но все же получает оплату своих услуг.

Работа на миллиарды

Поправки, которые внесли в закон, также коснулись гонораров частных судебных исполнителей. Теперь они могут получать 25 процентов при сумме долга в размере до 60 МРП. То есть сюда подпадают почти все штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы бизнесменов, которые частенько “вляпываются” из-за неправильно поставленной запятой в отчетах.

Мы подсчитали, сколько может составить потенциальная выручка частных судебных исполнителей. В Казахстане 1,6 миллиона должников. Их суммарный долг по судебным документам перед государством составляет 227 миллиардов тенге. В эту сумму входят административные штрафы, госпошлина, суммы ущерба и прочие выплаты. Если с каждого такого долга судебные исполнители будут забирать себе в карман в среднем по 20 процентов, их “заработок” составит около 45 миллиардов тенге. А сколько долгов между самими гражданами? В общем, не работенка, а золотая жила! Возникает резонный вопрос, почему были установлены такие баснословные суммы гонораров частных судебных исполнителей?

На дальней полке

А ведь раньше судебные исполнители работали с должниками просто за заработную плату. При департаментах юстиции были соответствующие отделы. Работой тех исполнителей мало кто был доволен. Суды выносили решения, но они годами лежали на дальней полке. Особенно много таких дел было по взысканию алиментов. Именно для решения проблем алиментщиков и ждали появления частных судебных исполнителей. На деле все оказалось иначе.

– Много разговоров было о том, как помочь получателям алиментов, ведь проблема действительно актуальна и долгое время остается нерешенной. В итоге сделали так, что действующей редакцией закона, а также постановлением правительства РК № 437 от 4 мая 2014 года сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя для взыскания алиментов была установлена в размере… 1 МРП! То есть за работу по взысканию алиментов судебный исполнитель получит всего 1 982 тенге. В результате сложилась ситуация, что частные судебные исполнители попросту отказываются браться за такие дела, и тысячи женщин остаются без алиментов, – отмечает Михаил Кленчин.

Зато у частников полно другой, более выгодной работы. Мы дозвонились одному такому исполнителю в Алматы, чтобы узнать об особенностях его работы, так он даже разговаривать с нами не стал:

– У меня много дел, позвоните кому-нибудь другому. У нас более 100 частных судебных исполнителей в Алматы…

Свои люди

Понятно, что работа частного судебного исполнителя становится все более престижной. Кто же им может стать? Если теоретически, претендент должен быть старше 25 лет, иметь юридическое образование и успешно пройти тестирование для получения лицензии. Фактически же частные судебные исполнители – это “свои люди”, “с большим опытом”, “выходцы из системы”. Бывшие судебные исполнители, начальники отделов из департаментов юстиций. В этом и последующих годах в Казахстане планируется сократить около 70 процентов государственных судебных исполнителей. А значит, почти все судебные дела уйдут в руки частникам. Дело серьезное и масштабное. Но можно ли его затевать, когда закон, регулирующий их деятельность, по словам юристов, сырой и требует доработки?

Читайте также: