Кто осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов в 2024 году

Опубликовано: 16.05.2024

Доброго времени суток

Прокуратура является надзорным органом, можете туда обращаться

Удачи Вам в решении Вашего вопроса.

Контроль и надзор за деятельностью судебных приставов осуществляет прокуратура и вышестоящий орган Управление ФССП по конкретному региону. Желаю удачи.

Начните с начальника подразделения, он если есть "прорехи",то наведет порядок в своем подразделении. Если не поможет, то на ступень выше идите к руководству, в прокуратуру писать бесполезно, они направят Вашу жалобу руководству ФССП по региону, если конечно нет состава преступления.

Уфссп региональное, прокуратура по месту нахождения отдела ссп, суд,стороны исполнительного производства в рамках прав предоставленных ФЗ об исполнительном производстве.

Судебные приставы.

Могут ли судебные приставы открывать исполнительное производство на уже отменный судебный приказ.

Если Вы не просили суд отозвать приказ с исполнения, значит приставы не знают об отмене. Берите определение об отмене в суде и везите приставу, чтобы окончил исполнительное производство.

По закону - нет, по практике - сплошь и рядом. Тогда надо брать отмененный приказ и с заявлением о прекращении производства (повороте исполнения, если деньги уже списали) идти к приставам.

На деле происходит много интересных ситуаций из разряда "очевидное-невероятное". К сожалению, придется тратить свое время на разбор ситуации. Пробуйте созваниваться, списываться (есть личные кабинеты на сайте, иногда работают), посетить пристава со всеми документами.

Для начала пробейте себя в банке исполнительных производств.

Судебные приставы.

Судебные приставы заблокировали зарплатную карту, суд отменил судебный приказ карту разблокировали, кто должен вернуть деньги?

Кто должен вернуть деньги? - тот, кто получил - Взыскатель, но для этого нужно обратиться в суд с заявлением о повороте исполнения судебного приказа.

ГПК РФ Статья 443. Поворот исполнения решения суда

В случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

Обратитесь к приставам и, если деньги с депозита ОСП еще не были перечислены взыскателю, то их вернут Вам.

Если же деньги уже были перечислены приставами взыскателю, то Вам необходимо обратиться в суд, выдавший судебный приказ с заявлением о повороте исполнения судебного приказа в соответствии со ст.443-444 ГПК РФ и суд взыщет их обратно в Вашу пользу.

Судебные приставы.

Мировым судьей был вынесено определение об наказании по административному правонарушению. Апелляционный суд оставил решение Мирового судьи без изменений. Направил спустя 5 месяцев Кассационную жалобу, но судебные приставы уже возбудили исполнительное производство. Вопрос: Имеют ли право СП возбудить исполнительное производство, если еще не проел Кассационный суд?

Да,имею! Кассационная жалоба подается на Вступившие в законную силу судебные постановления.

А исполнительный лист выдается, после вступления в законную силу. Никто ничего не нарушал. Если конечно вы не просили СУД о приостановлении производства и суд вам не отказал в этом.

С вынесением судебного акта апелляционной инстанцией решение вступает в законную силу, поэтому СП и возбудила исполнительное производство.

Судебные приставы.

Подала на алименты в июле 2019, в суде выдали исполнительный лист в августе, сказали отнести судебным приставам для того чтоб получать алименты.

Придя в судебные приставы в этот же день августа, приняли заявление и исполнительный лист. В сентябре месяце алиментов не было. Пошла к приставам в октябре месяце сказали все отправили. И тут нет алиментов. Ноябрь, декабрь, январе 2020, феврале 2020 все тоже самое.12 марта 2020 пришла и сказала, чтоб при мне все нашли и отправили после чего пристав начала искать ИП,но так и не нашла, сказала, что найдет и мне позвонит, звонка я так и не дождалась.

На следующий день,13 марта я пошла к начальнику Судебных приставов, ее ответ мне найдут и перезвонят. Звонок от нее поступил 14 марта и она сказала, что ИП нашли продублировали и 16 марта отправят заказным письмом в организацию должника. По сегодняшний день алиментов так и нет. Звоню в организацию лист туда не поступал, звоню приставам говорят отправили, но номер исходящего не дают.

Что мне делать, куда обратиться, где добиться справедливости. Долг по алиментам с июля 2019 по март 2020 года. Все данные предоставляла сама.

Вам остается только писать жалобы.

Смотрите видео по вашей проблеме на канале:

Судебные приставы

Брал кредит, возникли трудности после чего не имел возможности погасить кредит во время. Банк подал на меня в суд, после чего я погасил всю сумму долга перед банком полностью. У судебных приставов я до сих пор числюсь как должник, принес им официальную справку из банка о том что весь мой долг погашен, но они требуют оплатить еще какую то пошлину в размере 7000 рублей и после этого сказали что снимут меня с должников. Законно ли это?

Это не госпошлина, а исполнительский сбор. Все законно.

Видимо при долге 100000 руб, взыскивают исполнительский сбор, 7%. Оплата обязательна.

Это не госпошлина, а исполнительский сбор. Этакая государственная комиссия за то, что приставы взыскивают с вас долг, то есть, за свою работу

Исполнительский сбор - это денежное взыскание, которое судебные приставы выставляют должнику, если он не исполняет решение суда в установленный для добровольного исполнения срок. По денежным взысканиям этот срок составляет 5 дней с даты получения постановления о возбуждении исполнительного производства. По статье 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" размер исполнительского сбора составляет:

7% от суммы долга - по имущественным взысканиям, минимум 1000 рублей с физ лица / ИП и 10000 рублей с организации;

5000 рублей с физ лица / ИП или 50000 рублей с организации - по требованиям неимущественного характера.

Как отменить исполнительский сбор?. Нарушение процедуры уведомления должника о возбуждении исполнительного производства. То есть пристав не уведомил должника и вынес исполнительский сбор, в этом случае такое постановление очень легко обжаловать. Если пристав направил письмо по месту, где должник уже не проживает, данное постановление будет являться незаконным.

Действия, которые суд обязал исполнить должника, носят длительный характер. Например, обязанность должника выполнять определенные действия в разные периоды времени

Обязанность по уплате исполнительского сбора не прекращается даже если исполнительное производство окончено. Это одно из самых распространенных заблуждений должников. Исполнительский сбор, когда окончится исполнительного производства может быть выделен в отдельное производство.

Постановление о взимании сбора можно и нужно обжаловать. Платить штраф, в случае не хватки денег для оплаты основного долга, будет затруднительно, поэтому с целью избавления от оплаты еще и исполнительского сбора, нужно обратиться в суд с заявлением о признании незаконным постановления пристава. Основанием для обжалования будет являться не уведомление должника о возбуждении исполнительного производства. Приставы стараются не штрафовать должников без оснований, поэтому постарайтесь наладить контакт с сотрудником ФССП, чтобы он не выносил исполнительский сбор. Кроме того можно написать в суд заявление об отсрочке или рассрочке оплаты данного сбора. Сроков давности на взыскание исполнительского сбора не существует. После окончания производства по исполнительскому сбору оно, как правило, не возобновляется. Теперь Вы знаете как отменить исполнительский сбор!

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто осуществляет надзор за работой судебных приставов?».

Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью

Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ в пункт 1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Кто осуществляет надзор за судебными приставами

Действия сотрудников ФССП по выполнению ими возложенных обязанностей подвергается контролю на основании положений стати 19 Закона о судебных приставах. Он проводится Генеральной прокуратурой и нижестоящими сотрудниками соответствующих подразделений.

Нормативное регулирование

На основании положений главы 3 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992г. обязанность надзирать за выполнением законодательных актов службами, производящими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Помимо этого, существуют различные ведомственные акты, которыми работники прокуратуры должны руководствоваться при осуществлении контрольных функций по исполнению норм права сотрудниками ФССП.

Одним из таких документов является указание Генпрокуратуры РФ от 25.04.1999г. №19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора … обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения», а также №155/7 от 12.05.2009г. «Об организации …».

Что понимается под надзором за работой служащих ФССП и для чего он введен

Контроль за выполнением должностных обязанностей работниками является одним из видов слежения соответствующих организаций за выполнением законных требований сотрудниками службы в выполнении решений суда, в частности, и конфискация активов.

Работники прокуратуры наделены полномочиями, дающими им методы воздействия на сотрудников службы при нарушении ими правомочий и интересов различных субъектов. Такая процедура поднимает степень доверия к судебной системе, совершенствуя её и развивая деятельность работников, а также производит обеспечение правопорядка в при ведении судопроизводства.

В чем заключаются надзорные функции

Генеральной прокураторой осуществляется контроль за:

  • применением соответствующих мер при принятии решений или формировании документации;
  • учетом заявлений, составленных на действия сотрудников при проведении исполнительных мероприятий;
  • правомерностью конфискации имущественных объектов;
  • полнотой применения мер при поиске должника;
  • ведением документационного учета.

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (далее – закон) её сотрудники производят контрольные функции за выполнением требований законодательной базы исполнителями при осуществлении своих обязанностей.

Надзорные мероприятия за активностью сотрудников службы производится над:

  • обеспечение защищенности сторон судебного процесса и её операций;
  • качественностью подготовки помещений для ведения судопроизводства;
  • доставкой в судебные слушания вещественных доказательств;
  • выполнением вердиктов судьи;
  • требованиями взятия свидетельских показаний при проведении слушаний, лиц, избегающих явки;
  • исполнение положений законодательства;
  • проведением совместных операций приставов и служащих иных силовых ведомств в отношении субъектов, находящихся под стражей;
  • соблюдением регламентированных сроков при выполнении предписаний вердиктов суда.

Надзорные задачи за действиями приставов-исполнителей

Основными контрольными функциями являются:

  • исполнение служащими правил, предусмотренных нормами права, и применяемых в рамках должностных полномочий;
  • решения, принимаемые сотрудниками службы, должны соответствовать положениям законодательной базы в сфере исполнения решений суда;
  • соблюдение законных прав различных субъектов при осуществлении исполнительных мероприятий.

К объектам прокурорского контроля относятся:

  • ФССП России и её территориальные отделения;
  • сотрудники службы, осуществляющие действия по выполнению решений суда;
  • администрация учреждений, занимающихся исполнением наказаний и применением мер принуждения;
  • руководство колоний, изоляторов и иных мест ограничения либо лишения свободы.

Надзорный предмет

При осуществлении мер по исполнению вердиктов суда, контролю подвергаются такие действия:

  • выполнение судебных решений и иных госорганов;
  • соблюдение властными инстанциями требований законодательной базы;
  • равноправное обеспечение правомочий всех жителей страны.

ВНИМАНИЕ! Судебные исполнители обязаны следовать решениям, допускаемые правовой базой России, и не превышать возможности на свое усмотрение.

Какими полномочиями обладает сотрудник прокуратуры при выполнении контрольных функций

При обнаружении нарушений в действиях сотрудников ФССП прокурорский работник вправе:

  • получать доступ к любой информации;
  • требовать предоставления от руководства службы отчетных данных, необходимой документации, подтверждающих материалов;
  • вправе задействовать при возникновении сложной ситуации иных специалистов, определяемых ст.21 Закона;
  • вызов необходимых лиц для получения сведений о причинах правонарушения;
  • проведение проверочных мероприятий для выявления правомерности производимых действий;
  • пользоваться беспрепятственным доступом к контролируемым помещениям и территориям.

Полномочия прокурора включают:

  • вынесение решений о компенсации нанесенного ущерба лицам при проведении незаконных мер;
  • освобождение субъектов, арест которых осуществлялся не на основании норм права;
  • принятие участия в судебных разбирательствах судов различных уровней для защиты правомочий людей и учреждений;
  • выставление требований о возможном привлечении нарушителей к административной либо уголовной ответственности.

Такие полномочия позволяют осуществлять надзор за законностью действий подведомственных подразделений.

Проведение мероприятий

Эффективность проводимых действий по выполнению положений нормативной базы судебными исполнителями зависит от конкретного планирования мер, определяемых сотрудниками структуры.

ВНИМАНИЕ! Для качественной организации работы необходимо обладать высоким уровнем знания действующего законодательства, а также знать практику его применения. Поэтому служащие структуры постоянно повышают свою квалификацию.

Для этого помощники прокурора либо его заместители:

  • обеспечиваются нормативной базой, пособиями и рекомендациями;
  • собираются с целью подбора и анализа информации;
  • составляется план проведения мероприятий;
  • наделяются достоверными данными о случаях появления правонарушений: сбор, переработка и сохранение информации при проведении расследования. Такие сведения могут поступать не только в виде жалоб и обращений граждан либо правоохранительных органов, но и в качестве материалов, истребованных в различных учреждениях, полученных при осуществлении контрольных функций за соблюдением норм в разных сферах гражданского общества;
  • в перечень мероприятий могут включаться проверочные действия в отношении организаций либо субъектов для выявления правонарушений;
  • аналитическая деятельность;
  • взаимодействуют с другими структурными отделами службы;
  • составляют отчетность по проводимым действиям.

При проведении надзора важно применение рекомендаций и внедрение передовых инноваций.


Меры воздействия

При проведении проверочной деятельности могут применяться следующие действия:

  • опротестование нормативной документации, противоречащей законодательству России;
  • подача исков в соответствующие инстанции разных уровней для защиты прав пострадавших людей;
  • заведение дел по факту превышения полномочий служащими ФССП.

ВАЖНО! При определении мер воздействия прокурор вправе руководствоваться нормами Закона и актами Генеральной прокуратуры и исходить из правомерных соображений в искоренении правонарушений, учитывая сложившиеся условия.

Надзор за законностью осуществления служебной деятельности исполнителей вердиктов суда является важной функцией общественно-правовой жизни населения страны. От качественности выявления преступлений и скорости реагирования на них зависит в целом спокойствие граждан и качество их жизни в государстве.

Надзорный орган над судебными приставами

Образец жалобы на судебных приставов в органы прокуратуры

Действия судебных приставов регулируются законом. За неправомерные или перечащие закону действия пристава полагается наказание, точно так же, как и за бездействие. Все, что нужно для совершения правосудия — доказать прокурору вину судебного пристава, а восстановить справедливость поможет опытный юрист. В его квалификацию входит предоставление услуг по составлению жалобы, а также содействие при формировании правовой позиции заявителя.

Судебный пристав — это законом назначенное должностное лицо, которое производит контроль над соблюдением решения суда и выступает в качестве судебного исполнителя, является гарантом выполнения со стороны ответчика всех пунктов решения.

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст.

Надзорный орган над судебными приставами

В связи с переходом к новым рыночным отношениям все более актуальной становится проблема исполнения судебных актов и актов других органов в сфере таких правонарушений, как имущественные, семейные, трудовые, административные и т.д.

Низкая исполнительная дисциплина крайне дорого обходится как отдельным лицам, так и обществу в целом, снижает эффективность функционирования судебной системы. В 1990-е гг. был проведен комплекс мероприятий по реформированию исполнительного производства в стране. Упразднен институт судебных исполнителей.

Надзорный орган над судебными приставами

Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ. В Министерстве юстиции РФ создана и действует служба судебных приставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в судебных заседаниях, исполнения судебных решений. Служба судебных приставов призвана заменить ныне пока еще действующих при районных судах судебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебной деятельности и, соответственно, судебных решений, а также противодействия их исполнению оказалась малоэффективной.

Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В состав этой службы входят: Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ.

Надзорный орган над судебными приставами

Разделение судебных приставов по функциональному признаку на две категории, безусловно, предопределяет определенные различия в полномочиях прокуроров по надзору за исполнением законов теми или иными приставами.

Но он не обладает полномочиями по проверке законности судебных распоряжений, постановлений, исполнение которых вменяется в обязанность соответствующего судебного пристава, поскольку деятельность судов в предмет прокурорского надзора не входит.

Незаконный арест счета приставами: На какие счета ФССП не может наложить арест

Зачастую граждане жалуются на арест счета приставами, на который приходят детские пособия из федерального бюджета.

В этой статье мы рассмотрим законны ли действия приставов в данном случае и узнаем, когда и за что ФССП может арестовать счета. Судебные приставы могут наложить арест на счет в случаях не уплаты налогов и коммунальных платежей, а также в случае невыполнения своих кредитных обязательств.

Следует отметить, что арест счета приставами не происходит спонтанно. ФССП накладывает арест на счет только после вынесения судебного решения. После того как судом было вынесено постановление, судебные приставы подают запросы в банки о наличии у должника счетов.

Далее эти счета арестовываются.

Если на этих счетах уже имеются денежные средства, то они списываются в счет погашения долга.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Кто осуществляет надзор за работой судебных приставов» в комментариях.

Судебные приставы – служащие, состоящие в государственной структуре, ответственные за исполнение решений, постановлений суда. Деятельность должностных лиц направлена на оптимизацию мероприятий, действий граждан и юридических лиц с целью достижения конечного результата в виде удовлетворения судебных требований. Работа приставов имеет множество нюансов, сложностей, поэтому требует контроля вышестоящих органов. В связи с этим необходимо выяснить, какими полномочиями наделен надзорный орган над судебными приставами.

Суть контроля и наблюдения

Анализ правомерности, законности действий приставов (СП) возложен на прокуратуру РФ ст. 19 ФЗ №118 от 21.07.1997 ., указом №155/7 от 12.05.2009 ., ФЗ №119 от 21.07.1997 г. В первую очередь следует выяснить, кто именно контролирует работу судебных приставов. Обязанность по исполнению надзора назначена Генеральному прокурору и его подконтрольным лицам.

Конкретного регламента осуществления надзорной деятельности не существует. В исполнении своих обязательств работники прокуратуры должны руководствоваться законом №2202-1 от 17.01.1992 г, законом №229-ФЗ от 02.10.2007 г, а также пользоваться иными действующими нормативно-правовыми актами РФ.

Понятие прокурорского надзора включает проверку соблюдения следующих принципов исполнения требований суда:

  • Законное обоснование решений СП.
  • Своевременность принятых принудительных мер, исполнительских действий.
  • Почтение прав граждан, их чести, достоинства.
  • Сохранность минимального имущества должника, необходимого для обеспечения своих физиологических потребностей, содержания семьи.
  • Соответствие заявленных исполнителем требований объему взыскиваемых обязательств.

Важно, что основополагающей целью надзора является охрана прав и потребностей физических лиц, деятельности которых непосредственно касается функционирование СП.

прокуратура

Проверке подлежат следующие действия исполнителей:

  • Выполнение требований суда.
  • Документальное оформление мероприятий взыскания.
  • Отслеживание ходатайства к гражданам по исполнительному производству.
  • Соразмерность налагаемого ареста на объекты собственности должника.
  • Оценка полноты мер по розыску ответчика, выявлению его имущества и др.

Особое внимание прокурорского надзора направлено на контроль исполнительских действий:

  • Обеспечение неприкосновенности, безопасности служащим государственных структур, являющихся участниками производства.
  • Защищенность процессов.
  • Порядок подбора, приготовления территории для проведения производства.
  • Исполнительность при предоставлении в суд вещественных доказательств.
  • Условия применения дополнительных мер силового воздействия на граждан.
  • Координирование сроков погашения исполнительных листов и др.

Назначение и объект надзора

Субъектом прокурорской проверки является комплекс мероприятий по реализации требований суда. Объектами контроля признаются действия территориальных организаций приставов и граждан, осуществляющих работу в них. Работники прокуратуры должны непрерывно контролировать следование СП Конституции РФ, нормам действующего федерального, регионального законодательства.

Базовыми задачами прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов являются:

  • Анализ работы приставов на соответствие действующему постановлению суда, полномочиям, определенным законодательством.
  • Оценка законности решений СП.
  • Защита интересов субъектов исполнительного производства.

закон и суд

П.2 ст.1 закона о прокуратуре определяет основные цели работы службы надзора по отношению к СП:

  • Соблюдение верховенства закона, обеспечение защиты государства, общества, прав граждан.
  • Актуальность обнаружения нарушений и принятие соответствующих мер к должностным лицам.
  • Отслеживание правомерности деятельности СП, направленной на исполнение требований суда, по отношению к должникам и гражданам, вовлеченным в процесс.

В связи с тем, что служба приставов занимается оперативно-розыскной работой, предметом надзора прокуратуры становится порядок осуществления мероприятий по расследованию, оценка разрешения обращений и сообщений о возможных преступлениях, а также порядок соблюдения конституционных прав граждан.

Надзор осуществляется по двум основным направлениям:

  • Соблюдение государственного законодательства и регламента деятельности ССП.
  • Следование решениям суда и иным нормативно-правовым актам.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами на основании заявлений и обращений граждан. Задачами надзора являются не только защита заявителей, но и интересов служащих ССП. Если в действиях исполнителя обнаружено нарушение, проверяющий выносит предписание на имя вышестоящего должностного лица в рамках организации или субъекта.

Мероприятия надзора

Порядок организации прокурорского контроля состоит в распределении полномочий между структурными подразделениями прокуратуры, работой которых является осуществление надзора следующих действий:

  • Полнота исполнения российского законодательства.
  • Применение закона о работе приставов исключительно в рамках прописанных норм.
  • Проверка соответствия документов, издаваемых приставами, нормативно-правовым актам РФ.
  • Обеспечение законности исполнительских действий по гражданским делам.
  • Рассмотрение обращений граждан о правонарушениях в работе СП.
  • Участие прокурора в делах, касающихся судебного оспаривания действий приставов и др.

анализ

При этом обеспечивается слаженная работа подразделений, искореняется задвоенность действий подчиненных и достигается максимальная эффективность труда. Проверки действий службы судебных приставов могут иметь систематический и внеплановый характер. Первый тип предполагает осуществление надзора в запланированные подразделением сроки, а второй – реагирование на обращения граждан, представителей органов власти, информации из СМИ.

В зависимости от направления расследований федеральная и территориальная служба прокуратуры имеет подразделение на следующие отделы:

  • Госнадзор за реализацией свода законов государства.
  • Контроль хода следствия.
  • Проверка оперативно-розыскных мероприятий и следствий.
  • Контролирование особо важных дел по нарушению уголовно-процессуального свода законов главным управлением СП.

Сущность деятельности прокурора по надзору за работой СП определяется тремя правилами:

  • Доскональное изучение законодательства, регулирующего деятельность СП.
  • Анализ статистических данных.
  • Оценка фактов возникновения нарушений и мер, принятых для их исправления.

Работа проверяющего состоит из следующих этапов:

  1. Приглашение для дачи показаний должностного лица, на действия которого получена жалоба.
  2. Изучение фактов деятельности пристава по спорному производству. При этом проверка материалов дела происходит непосредственно в службе приставов, либо путем направления запроса на предоставление документов.
  3. Выявление нарушений и привлечение старших по должности приставов к урегулированию вопросов, вынесение предложений о дисциплинарном наказании виновного лица. При обнаружении препятствий исполнения судебного решения прокурор обязан предпринять исчерпывающие решения для обеих сторон: не только к СП, но и к гражданам, исполняющим их законные требования.
  4. Подготовка заключения и характеристики мер наказания.

ответственность

Прокурорское реагирование

По результатам проверки обращений граждан надзорный орган имеет право предпринять следующие меры:

  1. Инициировать исправление нарушений в рамках ССП путем предъявления протеста руководящему должностному лицу, и написать предостережения субъекту проверки о недопустимости нарушения закона. Решение вопросов в рамках ФССП происходит только при отсутствии в нарушении уголовного состава, при этом прокурор имеет право объединить несколько заявлений при вынесении предписания.
  2. Подать протест в суд на оспаривание постановлений, актов и действий СП, руководствуясь приказом №137 от 06.09.2007 г.
  3. Возбудить дело по административным проступкам (ст. 17.7 КоАП РФ).
  4. Вынести постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для привлечения лиц к уголовной ответственности (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
  5. Провести информирование Генеральной прокуратуры по результатам надзора.

Прокурорский надзор законности действий приставов позволяет усовершенствовать работу службы, достичь максимальной эффективности исполнения решений суда. Результатом своевременного реагирования прокуратуры становится налаживание утвержденного порядка деятельности судов, обеспечение гаранта удовлетворения законных требований граждан.

О судебных приставах и не только можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Комментарий к статье 19
1. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд, в связи с чем судебный пристав должен организовать исполнение своих служебных обязанностей в строгом соответствии с действующим законодательством, обеспечивая соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций. Положения п. 1 ст. 19 относятся к обеим категориям судебных приставов (судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебным приставам-исполнителям), и по смыслу данной нормы могут быть обжалованы не только действия судебных приставов, но и их бездействие.
В целях реализации права граждан и организаций на обжалование действий судебного пристава следует отнести к обязанности судебных приставов разъяснять гражданам и организациям порядок и сроки обжалования их действий (бездействия).
Предметом обжалования могут быть только неправомерные действия (бездействие) судебных приставов, связанные с выполнением или ненадлежащим выполнением ими своих служебных обязанностей, в том числе, например, в связи с халатным отношением судебного пристава к своим обязанностям, проявленной грубостью при исполнении служебных обязанностей, совершением поступков, не совместимых с занятием должности судебного пристава, и т.п. (см. комментарий к ст. 8).
Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет очень важное положение, согласно которому обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд. В данном случае законодатель исходит из того, что гражданин или организация вправе самостоятельно выбирать порядок защиты нарушенных прав: обратиться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, обратиться с жалобой непосредственно в суд либо одновременно обратиться с жалобой как к вышестоящему должностному лицу, так и в суд. Причем законодателем не установлен досудебный порядок урегулирования данного вида спора, и нет необходимости предварительно обращаться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, прежде чем обратиться с жалобой в суд.
2. Вышестоящими должностными лицами по отношению к судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебным приставам-исполнителям являются:
старший судебный пристав соответствующего районного, межрайонного подразделения судебных приставов, который несет ответственность за выполнение подчиненным подразделением задач, возложенных на судебных приставов (ст. 10 Закона);
главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, который осуществляет руководство уже соответствующей территориальной службой судебных приставов, координирует и контролирует их деятельность, т.е. осуществляет организацию внутриведомственного контроля за деятельностью подразделений судебных приставов, а также рассматривает жалобы на действия (бездействие) судебных приставов в порядке подчиненности (ст. 9 Закона, п. 1.1 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 9 августа 2000 г. N 239 "Об организационном и методическом руководстве деятельностью служб судебных приставов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации").
Главный судебный пристав Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью всей службы судебных приставов, в том числе рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности (ст. 8 Закона).
Поскольку старший судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и главный судебный пристав Российской Федерации являются работниками Федеральной службы судебных приставов, их действия (бездействие) как работников данной службы по смыслу п. 1 ст. 19 Закона также могут быть обжалованы в порядке подчиненности или в суд.
Должностные лица рассматривают жалобы и заявления граждан, обеспечивают контроль и сроки разрешения и проверок жалоб также с учетом положений, закрепленных в действующем в настоящее время Указе Президиума Верховного Совета от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в ред. от 4 марта 1980 г. и 2 февраля 1988 г.), а также в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
3. Следует отметить, что п. 1 ст. 19 комментируемого Закона должен применяться с учетом положений ст. ст. 90, 92 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В связи с чем необходимо учесть, что действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, совершенные в процессе исполнительных действий, в том числе в случае отказа в отводе судебного пристава-исполнителя, с точки зрения соблюдения ими норм законодательства об исполнительном производстве могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Спор, связанный с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, может быть разрешен также только в судебном порядке по иску заинтересованных граждан и организаций об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи (ст. 92 указанного Закона).
Судебный порядок обжалования действий (бездействия) судебных приставов установлен соответствующими нормами АПК РФ (ст. 329, гл. 24) и ГПК РФ (ст. ст. 441, 442).
4. Пунктом 2 комментируемой статьи установлена ответственность судебного пристава за проступки и правонарушения, совершенные им при исполнении своих служебных обязанностей. Являясь федеральным государственным служащим, судебный пристав может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. В частности, к судебному приставу могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. 14 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации. Кроме того, в случае превышения своих полномочий либо совершения иных правонарушений, подпадающих под деяния, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или Уголовным кодексом Российской Федерации, судебный пристав несет соответствующую ответственность, установленную данными федеральными законами.
5. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Правила п. 3 комментируемой статьи содержатся также в п. 2 ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которому вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Аналогичная по содержанию норма, закрепляющая обязанность возмещения вреда, причиненного судебным приставом-исполнителем в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом, содержится в ст. 330 АПК РФ.
Правовыми основаниями возмещения такого ущерба являются взаимосвязанные положения, закрепленные в нормах ст. 16 и ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Поскольку Федеральная служба судебных приставов в соответствии со ст. 5 комментируемого Закона входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации и является федеральным органом государственной власти, финансирование и материально-техническое обеспечение ее деятельности осуществляются за счет средств федерального бюджета (ст. ст. 22, 23 Закона), то вред, причиненный действиями (бездействием) судебного пристава, возмещается по правилам ст. 16 и ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчиком по таким требованиям должна выступать Российская Федерации в лице Министерства юстиции Российской Федерации как главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Соответственно Федеральная служба судебных приставов не может непосредственно выступать в качестве ответчика по указанным требованиям, однако, учитывая, что судом будет даваться оценка правомерности или неправомерности действий (бездействия) судебного пристава, служба судебных приставов должна привлекаться к участию в деле в качестве заинтересованного в исходе дела лица и участвовать непосредственно в судебном процессе.
Следует отметить, что ответственность за ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, наступает при наличии определенной совокупности условий: действия (бездействие) судебного пристава при исполнении служебных обязанностей должны быть неправомерными; неправомерные действия (бездействие) произошли по вине судебного пристава; гражданину или организации причинен вред; имеется прямая причинно-следственная связь между причиненным вредом и виновными действиями (бездействием) судебного пристава.
Возмещению подлежит реальный ущерб, упущенная выгода возмещению в данном случае законодательством не предусмотрена. Требования о возмещении ущерба рассматриваются по общим правилам искового производства, установленным соответственно АПК РФ и ГПК РФ.
6. Прокуратура Российской Федерации при осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций руководствуется Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Надзор осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и п. 4 комментируемой статьи не конкретизируют предмет и полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами, в связи с чем Генеральной прокуратурой Российской Федерации в указании от 6 января 1999 г. N 1/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами" соответствующим подчиненным прокурорам предложено обеспечить по направлениям деятельности эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения.
В соответствии с данным указанием основные направления прокурорского надзора касаются следующего:
надзор за деятельностью службы судебных приставов в части соблюдения закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов;
надзор за исполнением законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства;
надзор за соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых главным судебным приставом Российской Федерации;
надзор в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства, а также рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий (после соблюдения заявителем установленного законодательством порядка апелляционного и кассационного обжалования).
Следственным подразделениям дано указание разрешать заявления и сообщения о совершенных или подготовляемых судебными приставами при осуществлении своих полномочий преступлениях, а также расследовать такие преступления.
Следует отметить, что сведения о противоправных действиях (бездействии) судебных приставов могут быть получены от граждан, права и интересы которых были нарушены, руководителей учреждений и организаций, из средств массовой информации, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений и др.
По смыслу п. 4 ст. 19 комментируемого Закона прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами должен также обеспечивать защиту самих судебных приставов как государственных служащих от необоснованных жалоб и обвинений.
Глава IV. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Добрый день, сегодня мы затронем тему Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, органа входящего в ведомство Министерства Юстиции, разберемся что представляет из себя данный орган, узнаем его функции и структуру. Актуальность данной темы обусловлена правовой неграмотностью большей части населения, и я убежден, что данная статья будет полезна многим.

Для начала разберемся со структурой системы ФССП, фото представлено ниже:

Теперь разберемся с задачами и функциями:

3 задачи, возлагаемые на судебных приставов:

1. обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (иными словами, поддержание общественного порядка в зданиях судов; возможно применение легитимной силы);

2. осуществление принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (речь идет о всех судебных актах, кроме уголовных, их исполнение возложено на ФСИН);

3. исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - Федеральная служба судебных приставов) (как правило, связано со злостным неиспо л нением судебных а ктов);

Выделяют 2 категории судебных приставов:

1. судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

2. судебных приставов -исполнителей;

Разница между ними велика:

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов – мускулы суда, они поддерживают порядок, поэтому должны обладать определенной физической подготовкой, быть готовыми к применению силы. Судебные приставы-исполнители должны в больше мере обладать интеллектуальными способностями, должны разработать стратегию производства, направленную на исполнение судебного акта, на разрешение конфликта;

Это органы исполнительной власти. До 1997 г. исполнением судебных актов занимались сотрудники аппарата судов (т.е. представители судебной власти). Однако до сих пор определенный контроль со стороны суда остался.

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому судебным приставом:

1. гражданство РФ;

2. достижение 21-летнего возраста;

3. наличие среднего общего, среднего профессионального образования; для некоторых должностей требуется наличие высшего юридического или экономического образования;

Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ;

Минюст осуществляет координацию и контроль на д ФССП .

Теперь поговорим о правах и полномочиях судебных приставов: они ограничены данным нормативно-правовым актом (N 118-ФЗ О Судебных Приставах)

однако ряд прав я все же напишу для ознакомления:

  • Принимать действия по своевременному, правильному и в полном объеме выполнению требований исполнительных документов;
  • Также судебные приставы могут предоставить для ознакомления материалы исполнительного производства, также из данных материалов можно делать выписки и снимать копии. Данные материалы предоставляются только сторонам исполнительного производства;
  • Также приставы могут рассматривать заявления сторон по исполнительному производству, рассматривать ходатайства и выносить по этому поводу соответствующие постановления, также при этом разъясняя сроки и порядки в которых можно обжаловать вынесенные постановления;
  • Также судебный пристав обязан взять самоотвод, если по ходу исполнительного производства появились обстоятельства, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности. То есть если пристав имеет заинтересованность в исходе дела, то он обязан взять самоотвод;
  • Имеет право на получение и обработку персональных данных, но есть условие, что данные необходимы ему для своевременного, правильного и в полном объеме исполнения требований исполнительных документов;
  • Пристав имеет право объявить в розыск должника по исполнительным документам, также розыск его имущества или ребенка, если исполнительный документ содержит требования об отобрании ребенка и его передаче;
  • Также пристав имеет право на осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
  • Также в ходе совершения исполнительных действий он имеет право получать нужную ему информацию, также персональные данные, любые объяснения и справки;
  • Если пристав передал к должнику по месту работы исполнительный документ, то он имеет право проверить работодателя на выполнение требований переданного документа и проверить ведется ли какая либо финансовая документация по данному документу;
  • Может давать указания как физическим лицам, так и организациям которые участвуют в исполнительном производстве необходимые поручения по вопросам касающимся совершения конкретных исполнительных действий;
  • Пристав имеет право входить в помещения и хранилища которые занимает должник или помещения принадлежащие должнику. Проводить в данных помещениях осмотры, имеет право вскрывать их, а по определениям соответствующего суда совершать действия такого же типа по отношению к хранилищам и помещениям, занимаемым другими лицами или принадлежащим этим лицам;
  • Имеет право арестовывать, изымать и передавать на хранение, а также реализовывать любое арестованное имущество, исключение составляет имущество исключенное из гражданского оборота на основании закона;

Это лишь ряд прав, вы должны понимать, что орган судебных приставов, орган обязывающий, следовательно спектр его прав достаточно широк, а это в свою очередь требует более детального ознакомления с этим вопросом, так как моя статья является лишь "верхушкой айсберга" во всем юридическом "океане".

Читайте также: