Когда будут статус приставам в 2024 году

Опубликовано: 24.07.2024

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Когда будут статус приставам?».

В Совете Федерации планируют повысить статус судебных приставов

МОСКВА, 31 июля. /ТАСС/. Члены Совета Федерации работают над поправками, призванными повысить статус судебных приставов и укрепить их правовое положение. Об этом во вторник корреспонденту ТАСС сообщил член верхней палаты Дмитрий Шатохин, представляющий Республику Коми.

«Повышение статуса судебных приставов — серьезная задача, требующая решения в масштабах всей страны. Сейчас эта служба [Федеральная служба судебных приставов] нуждается в формировании нового статуса, обеспечении дополнительных социальных гарантий и новых возможностях», — отметил он. Парламентарий напомнил, что работа в этом направлении на федеральном уровне идет уже четыре года, но «ее цели так и не были достигнуты».

«В настоящее время Совет Федерации разрабатывает поправки в действующее законодательство, которые призваны усовершенствовать Службу судебных приставов», — проинформировал Шатохин. К примеру, по его словам, «рассматривается возможность отнесения службы на должности судебного пристава к государственной службе иного вида».

Сенатор пояснил, что на сегодняшний день полномочия приставов выходят за пределы, регулируемые федеральным законом «О государственной гражданской службе». «То есть существует несоответствие их правового положения как гражданских госслужащих [возложенных на них обязанностям]. Фактически их функции схожи с функциями полиции, органов Росгвардии, уголовно-исполнительной системы и таможенных органов», — резюмировал Шатохин.

Ранее он провел рабочую встречу с руководителем управления ФССП по Республике Коми Андреем Торховым. На ней Шатохин заметил, что, согласно аналитическим данным, на сегодняшний день уровень оплаты труда и объем социальных гарантий судебных приставов ниже, чем у сотрудников МВД России, МЧС, ФСИН и ФТС.

ПОВЫШЕНИЕ СТАТУСА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

На рассмотрении депутатов Государственной Думы находится проект нового закона, суть которого состоит в радикальном изменении статуса сотрудников ФССП. Если законопроект о судебных приставах 2016 года будет одобрен, то ведомственная структура из гражданской службы будет преобразована в полноценное силовое ведомство.

Министр юстиции Александр Коновалов выступил за повышение статуса судебных приставов. По его мнению, работники ФССП отвечают тем критериям, которые в законодательстве предусмотрены для правоохранителей.

«Так или иначе, но статус приставов, конечно, повышать надо, и там могут быть очень важные детали — как организовать их отношения с работой частных структур, допускать ли вообще к этой работе частные структуры, как разгружать эту службу от охраны судов либо создать специальную службу, похожую на американскую службу маршалов. Но то, что этим нужно серьезно заниматься, это правда», — подчеркнул Коновалов.

К самим исполнителям также будут предъявляться высокие требования. Находящиеся на службе сотрудники пройдут переаттестацию, а также повысятся требования к образованию приставов: высшее образование, экономическое или юридическое, станет обязательным. Приставов будут проверять на полиграфе, тестировать на наличие в крови алкоголя и наркотических веществ. В конечном счете, должна появиться новая структура государственной службы.

Фото взято из открытого доступа

Пресс-служба УФССП России по Рязанской области

Статус судебного пристава (стр. 1 из 6)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специальность 021100 «юриспруденция»

Дисциплина: Исполнительное производство

Тема: Статус судебного пристава

Выполнил: студент 5-ЮСО

Проверил: Волгаева И.Ю.

Введение
1 Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве
2 Правовой статус судебного пристава-исполнителя
3 Принципы осуществления государственной службы судебными приставами-исполнителями
4 Основные права судебного пристава-исполнителя как государственного служащего
5 Основные обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего
6 Ограничения, связанные с государственной службой
7 Порядок прохождения судебным приставом-исполнителем государственной службы
8 Специальный статус судебного пристава-исполнителя
9 Обязанности судебного пристава-исполнителя
10 Функции старшего судебного пристава
Заключение
Список использованной литературы

За последние годы принято множество интересных и прогрессивных законодательных актов, создающих правовую основу для новых экономических отношений в России. Однако само по себе число законов не является самоцелью, поскольку право, не обеспеченное возможностью принудительного исполнения, превращается в фикцию. Исполнение – важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях его субъектов, хотя и подтверждённое судебным или иным актом органа гражданской юрисдикции, является, по сути дела, несуществующим, и подобная фактическая ситуация не может считаться нормальной.

Данный участок правовой действительности, связанный с принудительной реализацией актов органов гражданской юрисдикции (включая судебные органы) регулируется нормами исполнительного производства. Не разработанность или незавершённость исполнительных процедур крайне дорого обходится как отдельным субъектам, так и обществу в целом. В конечном счёте, оставление без решения ряда существенных вопросов исполнительного производства приводит к незащищённости прав собственников, инвесторов, других заинтересованных лиц. Тем самым создаётся ситуация, когда выгоднее быть должником, чем кредитором, ввиду невозможности для кредитора обеспечить принудительное осуществление своих прав. Всё это вынуждает взыскателей прибегать к не правовым способам разрешения конфликтов с должниками, обращаться к нелегальным способам решения проблем, что приводит к криминализации сферы частного права.

Проблема исполнения судебных и иных актов гражданской юрисдикции приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкого характера – об исполнении законов в целом и как их частного случая – принудительного исполнения судебных актов.

Оптимальным вариантом должно быть добровольное исполнение соответствующего решения обязанными субъектами через определённую систему действий либо путём воздержания от их совершения. Однако в случае отказа от добровольного исполнения должен среагировать такой юридический механизм, который обеспечил бы принудительную реализацию с неотвратимостью наступления именно такого варианта поведения, который определён в решении. Равным образом система норм исполнительного производства должна обеспечивать наступление неблагоприятных последствий для обязанного субъекта при неисполнении им акта гражданской юрисдикции.

Исходной предпосылкой реформы исполнительного производства является внесение в систему исполнения современных рыночных механизмов цивилистического характера при одновременном сочетании с административными и уголовно-правовыми мерами воздействия. Это позволит создать условия для функционирования полноценной и работающей системы защиты собственника, инвестора в сфере частного права и, что особенно важно, изменить мотивацию деятельности всех участников сферы исполнения, введя её в правовое русло.

6 ноября 1997 года вступил в силу новый федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве», регулирующий порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и значительно укрепляющий гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Этот закон принят одновременно с федеральным законом «О судебных приставах».

Закон «О судебных приставах» определяет правовую основу деятельности судебных приставов, требования, предъявляемые к ним при назначении на эту должность, порядок назначения и освобождения их от должности, полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, финансирование и материальное обеспечение службы судебных приставов.

По существу созданы новые органы принудительного исполнения, расширены их полномочия, введены новые правила, регламентирующие возбуждение исполнительного производства, определяющие правовые последствия требований, предъявляемых к исполнительному документу. Рассмотрению этих, а также многих других проблем участия судебных приставов-исполнителей исполнительном производстве как стадии гражданского процесса и посвящена данная контрольная работа.

1. Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве

Законопроекты, реформирующие принудительное исполнение и решающие задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов, были разработаны Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. На объединённом Пленуме этих высших судов 28.02. 1995 г. было принято постановление о внесении законопроектов в Государственную Думу РФ.12 мая 1995 г. законопроекты были внесены в Госдуму, в июле приняты в первом чтении и, после значительной доработки, 16.04. 1997 г. приняты во втором чтении, 4 июня 1997 г. – в третьем, одобрены Советом Федерации 03.07. 1997 г. и подписаны Президентом РФ 21.07. 1997 г. Оба закона вступили в силу 6 ноября 1997 года. Этими законами решены следующие основные вопросы исполнительного производства:

— Создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов и таким образом осуществлена одна из основных идей, положенных в основу этих законов. Принудительное исполнение судебных актов и тем более актов административных и других контролирующих органов исполнительной власти не является и не может быть частью гражданского или арбитражного судопроизводства, а поэтому не может и не должно регулироваться ГПК и АПК.

— Исполнительное производство – это вполне самостоятельная отрасль права, такая же, как уголовно-исполнительное производство, регулируемое в настоящее время Уголовно-исполнительным Кодексом РФ, и поэтому нормы о нём должны быть сосредоточены в отдельном и специальном правовом акте — федеральном законе (законах).

— Законодательно обеспечено равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства. Государственная собственность не имеет никаких преимуществ по сравнению с иными формами.

— Созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъёма их профессионального уровня.

— Усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве.

— Обеспечен действенный (внутриведомственный, судебный и прокурорский) контроль над действиями судебного пристава-исполнителя.

2. Правовой статус судебного пристава-исполнителя

Судебный пристав-исполнитель как государственный служащий.

Законодательство, определяющее статус судебного пристава-исполнителя, весьма разнообразно как по видам актов, так и по кругу регулируемых им вопросов. Прежде всего, судебный пристав-исполнитель по своему статуса является государственным служащим.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Необходимо отметить, что лишь в свете последних изменений в законодательстве судебный пристав-исполнитель получил статус государственного служащего. До этого его функциональное значение явно недооценивалось.

Должность судебного пристава-исполнителя относится к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти [1] .

Поэтому статус судебного пристава-исполнителя определяется не только ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», но и законодательством о государственной службы. Основным актом в этой области является закон «Об основах государственной службы РФ» [2] . Он содержит нормы общего характера, которые относятся ко всем государственным служащим.

Действие норм законодательства о труде также распространяется на судебных приставов-исполнителей, но применяются они с особенностями, установленными ФЗ «Об основах государственной службы».

3. Принципы осуществления государственной службы судебными приставами-исполнителями

Законодательство закрепляет следующие принципы осуществления государственной службы судебными приставами-исполнителями [3] :

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Когда будут статус приставам» в комментариях.

Краткое содержание:

В соответствии с Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ была создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Положение о ФССП утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316.

Данный закон, с 1 января 2020 г. претерпел значительные изменения в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. С 1 января Федеральная служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой, а её сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

Последствия

Судебные приставы, получив погоны силовиков, теперь обязаны будут платить из своего кармана за собственные ошибки. Вопросы службы в данном ведомстве регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Думается, что гражданскому обществу будет интересно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесёт потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя было назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее, они не являлись и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции, Росгвардии и других.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет (гарантии), чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше на службе. С другой стороны, предусматриваются серьёзные ограничения. Например, судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не получат мундиры с погонами судимые. Кроме того, сотрудников ведомства регулярно будут проверять на алкоголь и наркотики.

Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Денежное довольствие сотрудников ведомства будет увеличено. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в новом году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Прочитав такую цифру от эксперта, я был сильно удивлён, поскольку, большинство приставов в настоящее время не получает 49,1 тысячи рублей.

В настоящее время управления ФССП многих регионов возглавляют государственные советники юстиции Российской Федерации 3 класса, что приравнивается к воинскому званию генерал-майора юстиции. Новый закон предусматривает для начальников управлений спецзвания полковников внутренней службы, за исключением руководителей крупнейших региональных подразделений ФССП – руководителей главных управлений ФССП по Краснодарскому и Красноярскому краям, Московской и Свердловской областям, по Москве и Санкт-Петербургу. В данных регионах главные управления будут возглавлять генерал-майоры внутренней службы. Обращает на себя внимание то, что остался обиженным один из регионов – город федерального значения Севастополь.

Руководителю Федеральной службы судебных приставов России Дмитрию Аристову президент РФ своим указом присвоил первое специальное звание генерал-полковника внутренней службы. Высшим званием для данной должности является генерал внутренней службы, что приравнивается к воинскому званию генерала армии.

Кстати. Аналогичное звание существовало до недавнего времени в Украине и присваивалось министру внутренних дел государства. В России такое спецзвание введено впервые.

Всем руководителям региональных управлений планируется присвоение звания полковника внутренней службы.

Обязанности ФССП

Хотелось бы образно сказать, что «силы» у ФССП и полномочий прибавится, а обязанностей – вряд ли. Как планирует руководство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в ближайшие годы предполагается ликвидировать очереди граждан на личный приём к судебным приставам. Для этого будет реализовано сразу несколько масштабных проектов, основной из которых – создание информационного суперсервиса. Такой сервис предполагает поэтапное внедрение новшеств в институт исполнения. Поэтому будут расширены объём и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства (например, организации топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, организации, осуществляющие перевозки, и другие).

Одним из ключевых мероприятий при реализации суперсервиса станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от оборота исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде. Выдача на руки исполнительного документа в дальнейшем и направление в службу судебных приставов для исполнения органом, его выдавшим, будут исключены.

Внедрение реестра запланировано не ранее 2021 года. Однако в качестве прототипа реестра исполнительных производств уже рассматривается возможность введения упрощённого механизма для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме. Как правило, это взыскание штрафов, не превышающих 3000 рублей. Предполагается, что эта категория исполнительных документов будет исполняться без возбуждения исполнительного производства за счёт электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счёта должника.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Особые требования предъявляются статьёй 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к лицам, назначаемым на должности гражданской службы судебных приставов, которые в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Согласно указанной норме, судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Приказом ФССП России от 07.03.2018 № 80 установлены требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава.

В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к гражданской службе поступление гражданина на гражданскую службу в Федеральную службу судебных приставов для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Порядок проведения конкурсов определяется Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Отнесение должностей гражданской службы к определенным категориям и группам должностей гражданской службы закреплено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Данное требование не применяется:

- к гражданам, претендующим на замещение данной должности гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим данную должность, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;

- к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на данную должность до 01.07.2016.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12.10.2017 № 478, и составляют для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направления подготовки»

Статьей 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения, связанные с гражданской службой, вследствие которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К ним относятся:

1) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказ гражданина от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

11) признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

12) непредставление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Дополнительные требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава (судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя), установлены статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Согласно этим требованиям на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Также при назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

В России официально стартует реформа ФССП 2019-2020 годов: принят закон о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации (ФЗ-328). Приставы станут полноправными представителями отдельной силовой структуры с соответствующими полномочиями и преференциями.

В статье будет представлен общий обзор положений нового нормативно-правого акта в системе законодательства Российской Федерации.

Общие сведения

Законопроект 745075-7 был внесен в Госдуму только 2 июля 2019 года и вот 1 октября Президентом РФ уже подписан закон о службе в органах принудительного исполнения (официальная публикация состоялась в тот же день). Однако с 1 октября 2019 года он еще не обретает полную юридическую силу, дата вступления в силу Федерального закона ФЗ-328 – 1 января 2020 года.

В результате появился по сути новый закон о судебных приставах 2019 года, последние новости: статус судебных приставов изменен существенно и они практически приравнены в правах к сотрудникам правоохранительным органам. Тут стоит уточнить, что принят отдельный закон о регулировании процесса прохождения службы в органах службы судебных приставов по примеру законодательства о военной или гражданской службе, а не поправки в действующий ФЗ «Об исполнительным производстве» или ФЗ «О судебных приставах». Скорее всего, этим не ограничится реформа ФССП в 2019-2019 годах.

Последние новости

Правительство РФ уже рассматривает вопрос об отнесении расследования уголовных дел в отношении приставов к подследственности Следственного комитета, изменении порядка привлечения приставов к административной ответственности, в ряде случаев предлагается наделить приставов правом на взлом двери и т.д. Данные проекты пока находятся либо в стадии разработки, либо в стадии обсуждения, но оказывают общую тенденцию: законодатель намерен повысить статус судебных приставов.

Это решение обусловлено практикой и недостаточной низкого правового положения службы приставов в системе государственных органов России. В настоящее время пристав располагает некоторыми властными полномочиями, наделен существенными правами и многочисленными обязанностями, в том числе по применению оружия и физической силы, то есть, он не простой чиновник. Однако сотрудники ФССП не имеют гарантий и правомочий сотрудника правоохранительных органов, не носят специальных званий, например, офицерские. Новый закон как раз призван устранить данные недочеты законодательства.

Содержание закона

Федеральный закон №328 уже получил неофициальное наименование «закон о статусе ФССП 2019 года», что верно лишь отчасти. Сфера регулирования нового нормативного акта немного шире: она охватывает весь процесс прохождения службы в органах принудительного исполнения (органы, где осуществляется вид федеральной госслужбы по исполнению решений судебных органов и обеспечению установленного порядка деятельности судов) от поступления до увольнения.

По структуре закон состоит из норм:

  • устанавливающих новые, отдельные положения ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения…»;
  • вносящих изменения в иные в отдельные законодательные акты РФ (это необходимо для введения единообразного прочтения и применения законов).

Основные нормы

Общее содержание закона:

  • общие положения (принципы службы, определение терминов, сфера регулирования и т.д.);
  • перечень должностей, специальных званий , прав и обязанностей сотрудников;
  • основы поступления на службу службы: возникновения права на поступление, контракт как основной документ регулирования ее прохождения, вид и содержание контрактов, испытательный срок, правила замещения должностей;
  • основы прохождения службы: порядок назначения, обязательность составления должностной инструкции, правила перевода и совмещения, совместительства, порядок проведения аттестации, порядок исчисления стажа и составления реестра сотрудников;
  • порядок присвоения служебных званий;
  • правила служебной дисциплины;
  • режим несения службы и отдыха, социальные гарантии;
  • порядок урегулирования конфликтов;
  • порядок прекращения службы;
  • принципы ответственности (уже установлено в ст. 15, что за административные правонарушения пристав несет ответственность в соответствии с ФЗ-328, если иное не установлено КоАП РФ).

Специальные звания

Вводит реформа ФССП в 2019-2020 годах офицерские звания для сотрудников службы (ст. 8 ФЗ-328) от младшего сержанта внутренней службы до генерала внутренней службы Российской Федерации. При этом установлено, что перечень должностей начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается:

  • Президентом РФ для должностей высшего начсостава;
  • федеральным органом исполнительной власти для должностей среднего, старшего и младшего начсостава.

Правовой статус сотрудника

В соответствии с новым законом повысились требования к поступающим на службу в органы принудительного исполнения (этот термин, обозначающий отныне приставов или новый вид госслужбы, введен ФЗ-328). Установлены, помимо требований к образованию и стажу, требования к состоянию здоровья. Поступающие будут обязан проходить военно-врачебную экспертизу, по результатам которой присваиваются категории годности к службе.

Все сотрудники пройдут дактилоскопию, их отпечатки пальцев поступят в базы данных МВД. Также регулярно будет производиться тестирования на употребление алкоголя и наркотиков. Не смогут рассчитывать на поступление в ФССП граждане, имевшие за предшествующий поступлению год неоднократные административные взыскания. В то же время существенно повысится довольствие приставов, на это дополнительно уже планируется выделить более 6 миллиардов рублей. На приставов будут распространены социальные гарантии, предусмотренные ФЗ-283, регулирующем предоставление соцгарантий сотрудникам некоторых федеральных исполнительных органов власти.

ФССП — это орган исполнительной власти. Данная служба обязана обеспечивать исполнение судебных постановлений. Как всякая госструктура, она периодически подвергается реформам, направленным на улучшение ее работы и улучшение материального состояния служащих.

ФССП

В статье рассматриваются основные реформы ФССП и последние новости на основании принятого закона о судебных приставах, вступившего в силу с 1 января текущего года. Указанные в законе реформы правительство собирается провести в 2020-2021 годах. Ожидается, что оптимизация работы ФССП продолжится не только в 2021, но и в 2022 году.
Последние новости об ФССП обещают значительное расширение ее полномочий в 2021 году.

⌚ Суть реформы и преимущества силовой структуры

Решение перевести приставов в силовые структуры вызвано низким правовым положением судебных приставов в иерархии госструктур России. В настоящее время у пристава есть некоторые полномочия представителя власти. Он имеет право применить оружие и физическую силу. Это свидетельствует о том, что пристав по своему положению не просто чиновник. Но сотрудники ФССП не имеют таких же полномочий, как у сотрудников правоохранительных органов, не обладают офицерскими званиями. Новый закон устраняет все эти недоработки в законодательстве.

Основная суть реформы состоит в том, что с начала 2020 года служба ФССП приобретает статус силовой структуры. Благодаря новому статусу и будут проведены положительные преобразования этой организации, такие как:

  • значительное повышение зарплаты;
  • улучшение пенсионного обеспечения;
  • повышение социальной защищенности служащих;
  • различные льготы, присущие силовым структурам.

Согласно новому статусу требования к работе судебных приставов вырастут, но будет значительно улучшаться материальное положение всех работников этой службы.

Аналитики утверждают, что после того, как судебные приставы стали силовой структурой, их уровень доходов приблизится к доходам сотрудников МВД. Согласно реформе теперь на итоговый заработок служащих ФССП окажет влияние доплата за офицерское звание. Эксперты утверждают, что точно такое формирование зарплаты, как в 2020 году, будет действительно и в 2021 году, и в дальнейшем.

👴 Уменьшение пенсионного возраста ФССП

Новый закон полностью изменит пенсионное обеспечение этой категории служащих. У сотрудников ФССП оно станет таким же, как у военнослужащих. Каждый сотрудник ведомства сможет выйти на пенсию отслужив на службе 20 лет или достигнув возраста 45 лет. Ожидаемый средний размер пенсий в ФССП значительно возрастет.

👀 Надзор над финансовыми организациями

Данный законопроект разрабатывается Министерством Юстиции РФ. Этот закон будет устанавливать порядок действий по возврату просроченной задолженности физических лиц. Контроль над этим планируют практически полностью отдать ФССП. Закон может вступить в силу с первого января 2021 года.

С 2016 года и в настоящее время момент ФССП контролирует деятельность профессиональных коллекторов. Предполагается, что в 2021 году ФССП будет осуществлять контрольно-надзорные полномочия в области возврата просроченной задолженности физлиц также над банками, операторами связи, микрофинансовыми организациями. Если закон вступит в силу, количество контролируемых организаций может вырасти до 43,350 тыс, из которых:

  • 1,9 тыс. — микрофинансовые организации;
  • 800 — кредитные организации;
  • 200 — операторы связи;
  • 250 — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • 2,1 тыс. — кредитные потребительские кооперативы;
  • 900 — сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • 12,9 тыс. — ресурсоснабжающие организации;
  • 4 тыс. — ломбарды;
  • 20 тыс. — управляющие компании.

По причине увеличения количества контролируемых организаций будет происходить значительное расширение штата работников ФССП. Таким образом, в результате расширения полномочий ФССП к 2021 году значительно увеличится и зарплата судебных приставов.

💰 Рост заработной платы ФССП

Досрочный выход на пенсию и довольно высокая зарплата делают эту работу более привлекательной. Но есть уже предпосылки, что будут рассматриваться некоторые правила создания дополнительных стимулирующих выплат для стимулирования работников. Эти выплаты будут в виде премии лучшим работникам. Также запланирована индексация ЗП в 2021 году. Но эти предложения пока только в проектах, они еще не утверждены на законодательном уровне.

🏦 Создание единого банка данных ФССП

Создан «Банк данных исполнительных производств». Этот банк содержит полную информацию обо всех делах, которые находятся в работе у российских судебных приставов. В банке находятся все сведения о должнике, о постановлении суда, о требованиях, которые содержатся в исполнительном документе, данные об имуществе должника или его розыске, многие другие сведения, а также наименование и адрес подразделения, где ведется данное производство, что позволит усилить контроль за территориальными ведомствами. К «Банку данных исполнительных производств» существует открытый доступ в сети.

Благодаря созданию такой информационной системы, каждый желающий может получить сведения о состоянии своих данных по какому-либо исполнительному документу. Вместо того чтобы проводить время в очередях перед кабинетами приставов, каждый может узнать о решении своего вопроса на сайте, а также о сумме имеющейся задолженности. На сайте есть возможность погасить свою задолженность через Интернет с использованием банковской карты.

Такая система дает возможность свободного доступа к информации об исполнительных производствах, что может оказаться полезным как в личных целях, так и для бизнеса. Создание «Банка данных исполнительных производств» позволило начать электронный документооборот, что значительно облегчило работу рядовых приставов и граждан.

Читайте также: