Кем назначается главный судебный пристав субъекта рф в 2024 году

Опубликовано: 09.05.2024

Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ

Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ определены ст. 9 Закона о судебных приставах и Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов.

Главный судебный пристав субъекта РФ возглавляет территориальный орган ФССП России по соответствующему субъекту РФ, назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства юстиции РФ по предложению директора ФССП России — главного судебного пристава РФ, если иной порядок не установлен законодательством РФ. Он также осуществляет управленческие полномочия и полномочия по реализации исполнительной власти в установленной сфере деятельности, но на уровне субъекта РФ:

  • организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта РФ;
  • организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава РФ об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;
  • организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта РФ по розыску должника, его имущества или розыску ребенка;
  • издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта РФ;
  • имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение должностного лица службы судебных приставов субъекта РФ;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;
  • организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;
  • организует работу аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделений;
  • утверждает:

  1. положения о подразделениях аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделениях территориального органа ФССП России, должностные инструкции;
  2. состав аттестационной комиссии территориального органа ФССП России;
  3. состав и порядок работы оперативного совещания руководителей территориального органа ФССП России;
  4. служебный распорядок;
  5. регламент работы аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;
  • организует в соответствии с законодательством РФ производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;
  • обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных структурных подразделениях территориального органа ФССП России;
  • назначает на должность и освобождает от должности государственных служащих и работников территориального органа ФССП России, организует их профессиональную и специальную подготовку и стажировку;
  • решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе и трудовым законодательством РФ вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в территориальном органе ФССП России;
  • представляет в установленном порядке территориальный орган ФССП России в органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях;
  • устанавливает государственным служащим и работникам территориального органа ФССП России в соответствии с действующим законодательством РФ надбавки, премии, иные вознаграждения и дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание территориального органа ФССП России;
  • решает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством РФ, вопросы о присвоении классных чинов государственным служащим территориального органа ФССП России;
  • обеспечивает мероприятия по проведению аттестации государственных служащих территориального органа ФССП России, участвует в работе аттестационной комиссии;
  • в пределах полномочий создает кадровый резерв для замещения должностей в территориальном органе ФССП России;
  • применяет к государственным служащим и работникам территориального органа ФССП России меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
  • организует выполнение нормативных правовых актов Министерства юстиции РФ, приказов и распоряжений ФССП России;
  • заключает договоры и соглашения по вопросам основной деятельности территориального органа ФССП России, финансово-хозяйственные договоры;
  • распределяет бюджетные ассигнования, выделенные на содержание территориального органа ФССП России;
  • приглашает руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов РФ для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения;
  • принимает участие (направляет уполномоченных им лиц) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов РФ, коллегий органов исполнительной власти субъектов РФ, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами о судебных приставах и об исполнительном производстве, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
  • Главный судебный пристав субъекта РФ вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления к нему жалобы на постановление, действие (бездействие) подчиненных ему должностных лиц территориального органа ФССП России.

    Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган ФССП России задач.

    Главный судебный пристав субъекта РФ возглавляет Территориальный орган ФССП России по субъекту РФ. Он назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства юстиции РФ по предложению главного судебного пристава Российской Федерации.

    Главный судебный пристав субъекта РФ реализует свои полномочия в основном путем издания индивидуальных правовых актов (приказов и распоряжений).

    Основные полномочия главного судебного пристава субъекта РФ

    • (ст. 9 ФЗ № 118):
    • • осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта РФ по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
    • • организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта РФ;

    • • организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;
    • • организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта РФ по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу;
    • • издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта РФ;
    • • имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта РФ;
    • • обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;
    • • взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы;
    • • организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;
    • • осуществляет иные полномочия, предусмотренные ФЗ № 118, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

    Большинство полномочий главного судебного пристава субъекта РФ касаются во многом тех же вопросов, которые были рассмотрены ранее применительно к полномочиям старшего судебного пристава 1 . Это не касается двух полномочий из числа названных выше.

    Речь идет, во-первых, о том, что главный судебный пристав субъекта РФ обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию, во-вторых, взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы.

    Иерархически главный судебный пристав субъекта РФ стоит выше старшего судебного пристава, поскольку его полномочия распространяются на территорию всего субъекта РФ. Поэтому именно ему, находящемуся на одном уровне с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, поручено осуществлять соответствующие координацию и взаимодействие с ними.

    Это относится и к взаимодействию с органами местного самоуправления, которое осуществляется по всем муниципальным образованиям, существующим на территории субъекта РФ, что опять же было бы не под силу старшему судебному приставу, полномочия которого ограничены рамками одного или нескольких районов.

    Что касается иных полномочий главного судебного пристава субъекта РФ, которые могут быть закреплены, как указывалось выше, в другом законодательстве, то в первую очередь нужно сказать о тех, которые предусмотрены в ФЗ № 229.

    Так, в указанном Законе установлены следующие полномочия главного судебного пристава субъекта РФ:

    • 1) определяет подразделение, в котором должно быть возбуждено исполнительное производство, в случае поступления ему заявления и исполнительного документа от взыскателя, которому неизвестно указанное подразделение, а также направляет туда поступившие к нему документы (ч. 4 ст. 30 ФЗ №229);
    • 2) передает в целях более полного и правильного исполнения исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое, о чем выносит соответствующее постановление и направляет его соответствующим старшим судебным приставам, взыскателю, должнику, в орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 9 ст. 33 ФЗ № 229);
    • 3) определяет подразделение службы, в котором возбуждается сводное исполнительное производство, если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов (ч.З ст. 34 ФЗ №229);
    • 4) осуществляет контроль за ведением сводного исполнительного производства, возбужденного в возглавляемом им территориальном органе ФССП по решению главного судебного пристава РФ в случаях, установленных ч. 2 ст. 34 ФЗ №229, или возлагает его осуществление на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства;
    • 5) приостанавливает исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных ему должностных лиц службы судебных приставов (ч. 3 ст. 40) и т. д.

    Из подзаконных нормативных актов, в которых содержится указание на полномочия главного судебного пристава субъекта РФ, безусловно, наибольшее значение имеет Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов.

    В Положении о ТО установлено, что главный судебный пристав субъекта РФ обладает следующими полномочиями (кроме полномочий, установленных в ст. 9 ФЗ № 118 и продублированных в данном положении):

    • — в сфере внутренней организации руководимого им территориального органа и служебных отношений в руководимом им территориальном органе:
      • 1) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц территориального органа ФССП России по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции территориального органа ФССП России;
    • 2) организует работу аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделений;
    • 3) утверждает: положения о подразделениях аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделениях территориального органа ФССП России, должностные инструкции; состав аттестационной комиссии территориального органа ФССП России; состав и порядок работы оперативного совещания руководителей территориального органа ФССП России; служебный распорядок; регламент работы аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;
    • 4) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в территориальном органе ФССП России;
    • 5) устанавливает государственным служащим и работникам территориального органа ФССП России в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации надбавки, премии, иные вознаграждения и дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание территориального органа ФССП России;
    • 6) решает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросы о присвоении классных чинов государственным служащим территориального органа ФССП России;
    • 7) в пределах полномочий создает кадровый резерв для замещения должностей в территориальном органе ФССП России;
    • 8) отменяет противоречащие Конституции РФ, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации решения начальников структурных подразделений территориального органа ФССП России, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
    • — в рамках взаимоотношений с руководителем ФССП России как вышестоящим должностным лицом:
      • 1) вносит (представляет) директору ФССП России — главному судебному приставу Российской Федерации: проект структуры и штатного расписания территориального органа ФССП России; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда государственных служащих и работников территориального органа ФССП России; предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя территориального органа ФССП России — заместителей главного судебного пристава субъекта РФ; предложения о представлении к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами государственных служащих и работников территориального органа ФССП России, а также лиц, оказывающих содействие территориальному органу ФССП России в решении возложенных на него задач;
      • 2) вносит (представляет) директору ФССП России — главному судебному приставу Российской Федерации ежегодный план и основные показатели деятельности территориального органа ФССП России, а также отчет об исполнении плана; проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
    • — в рамках взаимодействия с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления:
      • 1) представляет в установленном порядке территориальный орган ФССП России в органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях;
      • 2) приглашает руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов РФ для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения;
      • 3) принимает участие (направляет уполномоченных им лиц) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов РФ, коллегий органов исполнительной власти субъектов РФ, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами;
    • — в рамках реализации функции получателя и распорядителя средств федерального бюджета и материально-технического обеспечения деятельности аппарата управления и структурных подразделений:
      • 1) вносит (представляет) директору ФССП России — главному судебному приставу Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования территориального органа ФССП России;
      • 2) заключает договоры и соглашения по вопросам основной деятельности территориального органа ФССП России, финансово-хозяйственные договоры;
      • 3) распределяет бюджетные ассигнования, выделенные на содержание территориального органа ФССП России;
    • — в рамках исполнения основных задач судебных приставов:
      • 1) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;
      • 2) осуществляет иные полномочия, вытекающие из задач территориального органа ФССП России.

    Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ определены ст. 9 Закона о судебных приставах и Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов.

    Главный судебный пристав субъекта РФ возглавляет территориальный орган ФССП России по соответствующему субъекту РФ, назначается на должность и освобождается от должности приказом Министерства юстиции РФ по предложению директора ФССП России - главного судебного пристава РФ, если иной порядок не установлен законодательством РФ.

    - организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта РФ;

    - организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава РФ об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

    - организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта РФ по розыску должника, его имущества или розыску ребенка;

    - издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта РФ;

    - имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение должностного лица службы судебных приставов субъекта РФ;

    - обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

    - организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

    - организует работу аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделений;

    а) положения о подразделениях аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделениях территориального органа ФССП России, должностные инструкции;

    б) состав аттестационной комиссии территориального органа ФССП России;

    в) состав и порядок работы оперативного совещания руководителей территориального органа ФССП России;

    г) служебный распорядок;

    д) регламент работы аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;

    - организует в соответствии с законодательством РФ производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;

    - обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных структурных подразделениях территориального органа ФССП России;

    - назначает на должность и освобождает от должности государственных служащих и работников территориального органа ФССП России, организует их профессиональную и специальную подготовку и стажировку;

    - решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе и трудовым законодательством РФ вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в территориальном органе ФССП России;

    - представляет в установленном порядке территориальный орган ФССП России в органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях;

    - устанавливает государственным служащим и работникам территориального органа ФССП России в соответствии с действующим законодательством РФ надбавки, премии, иные вознаграждения и дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание территориального органа ФССП России;

    - решает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством РФ, вопросы о присвоении классных чинов государственным служащим территориального органа ФССП России;

    - обеспечивает мероприятия по проведению аттестации государственных служащих территориального органа ФССП России, участвует в работе аттестационной комиссии;

    - в пределах полномочий создает кадровый резерв для замещения должностей в территориальном органе ФССП России;

    - применяет к государственным служащим и работникам территориального органа ФССП России меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

    - организует выполнение нормативных правовых актов Министерства юстиции РФ, приказов и распоряжений ФССП России;

    - заключает договоры и соглашения по вопросам основной деятельности территориального органа ФССП России, финансово-хозяйственные договоры;

    - распределяет бюджетные ассигнования, выделенные на содержание территориального органа ФССП России;

    - приглашает руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов РФ для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения;

    - принимает участие (направляет уполномоченных им лиц) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов РФ, коллегий органов исполнительной власти субъектов РФ, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами;

    - осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами о судебных приставах и об исполнительном производстве, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

    Главный судебный пристав субъекта РФ вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления к нему жалобы на постановление, действие (бездействие) подчиненных ему должностных лиц территориального органа ФССП России.

    Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган ФССП России задач.

    Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности (ст. 3 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах"). На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

    Старшим судебным приставом может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование.

    Судебными приставами Управления военных судов могут быть только лица офицерского состава и прапорщики, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах РФ.

    Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

    Главный судебный пристав РФ назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра юстиции РФ.

    Заместитель главного судебного пристава РФ и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции РФ.

    Главные судебные приставы субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом РФ по представлению министра юстиции соответствующего субъекта РФ или начальника соответствующего органа юстиции.

    Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ.

    Старшие судебные приставы и судебные приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов.

    Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: "Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава".

    Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

    Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – и воинские звания.

    Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.

    Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

    Судебные приставы-исполнители вместе с приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.

    Служба приставов – федеральный орган, входящий в состав Минюста РФ, является качественно новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа.

    На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

    Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судовобязан:

    · обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

    · выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; исполнять решения судьи о применении предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

    · обеспечивать охрану зданий, совещательных ком' нат и судебных помещений в рабочее время.

    Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах (ст. 11, 15–18).

    Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта (ст. 12).

    Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории РФ.

    Мерами принудительного исполнения, которые применяются судебными приставами-исполнителями, являются: обращение взыскания на имущество должника путем ареста имущества и его реализации, организуемая судебным приставом; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры.

    Действия судебных исполнителей можно обжаловать в суде или в вышестоящей организации – структуры службы организованы во всех субъектах РФ.

    Одной из важных проблем, отрицательно влияющих на эффективность исполнительного производства, является отсутствие законодательной регламентации права судебных приставов производить оперативно-розыскные мероприятия при осуществлении розыска должника и его имущества, отсутствие права доступа к базам данных правоохранительных органов.

    В этой связи важным является постановление КС, согласно которому приставы могут делать запрос в банк и получать информацию о вкладах физических лиц.

    Федеральным законом предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

    Заместитель главного судебного пристава Российской Федерации и главный военный судебный пристав назначаются на должность и освобождаются от должности министром юстиции Российской Федерации.
    2. Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом Российской Федерации по представлению министра юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации или начальника соответствующего органа юстиции.
    3. Старшие судебные приставы и судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов Российской Федерации.
    Старшие судебные приставы и судебные приставы военных судов назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, определяемом начальником Управления военных судов.
    4. Служба судебных приставов Управления военных судов комплектуется лицами офицерского состава и прапорщиками, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
    Комментарий к статье 6
    1. Комментируемая статья определяет, кто в службе судебных приставов назначает на должности и освобождает от них:
    главного судебного пристава Российской Федерации - Правительство Российской Федерации по представлению министра юстиции Российской Федерации ;
    заместителя главного судебного пристава Российской Федерации и главного военного судебного пристава - министр юстиции Российской Федерации;
    главных судебных приставов субъектов Российской Федерации - главный судебный пристав Российской Федерации по представлению министра юстиции или начальника органа юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации;
    старших судебных приставов и судебных приставов - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации.
    --------------------------------
    Эта норма Закона требует корректировки, так как в связи с изменением статуса Министерства юстиции Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 7 декабря 1998 г. N 1483) заместители министра должны назначаться на должность Президентом Российской Федерации.
    2. Исходя из того обстоятельства, что служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации, главный судебный пристав Российской Федерации является заместителем министра юстиции Российской Федерации, а главные судебные приставы субъектов Российской Федерации - заместителями руководителей территориальных органов юстиции, представляется правомерным вывод о том, что указанные в настоящей статье назначения на должности главных судебных приставов субъектов Российской Федерации и освобождения от этих должностей могут производиться приказами министра юстиции Российской Федерации, равно как и назначения на должности старших судебных приставов и судебных приставов и освобождения от этих должностей - приказами руководителей территориальных органов юстиции.
    3. Установленный порядок гарантирует необходимую централизацию кадровой политики службы судебных приставов и, вместе с тем, в соответствии с подп. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, предоставляет субъектам Российской Федерации право участвовать через территориальные органы юстиции в подборе кадров на должности главных судебных приставов этих субъектов Российской Федерации и влиять на подбор кадров старших судебных приставов и судебных приставов.
    4. Как уже было отмечено, специфика военных судов обусловила и специфику подбора кадров старших судебных приставов и судебных приставов военных судов и порядок их назначения на должности: комплектуется служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации лишь офицерами и прапорщиками, проходящими военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, а порядок их назначения на эти должности устанавливается начальником этого Управления.
    Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

    Читайте также: