Как отстранить судебного пристава в 2024 году

Опубликовано: 09.05.2024

Зарегистрировано в Минюсте России 8 апреля 2020 г. N 58013

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 марта 2020 г. N 69

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ВРЕМЕННОГО ОТСТРАНЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ

СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

В соответствии с частью 4 статьи 71 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 40, ст. 5488), подпунктом 23.23 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2020, N 1 (ч. 1), ст. 7), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок временного отстранения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации от исполнения служебных обязанностей.

приказом Минюста России

от 30.03.2020 N 69

ПОРЯДОК

ВРЕМЕННОГО ОТСТРАНЕНИЯ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ

СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

1. Порядок временного отстранения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации от исполнения служебных обязанностей регулирует процедуру временного отстранения сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудник) от исполнения служебных обязанностей.

2. Решение о временном отстранении сотрудника от исполнения служебных обязанностей (далее - временное отстранение сотрудника) принимается:

директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 71 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), - в отношении сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава, а также сотрудников, назначаемых на должность директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации;

заместителем директора Федеральной службы судебных приставов - заместителем главного судебного пристава Российской Федерации, курирующим кадровое подразделение, руководителями территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 71 Федерального закона, - в отношении сотрудников, назначаемых на должность указанными руководителями (начальниками);

непосредственным руководителем (начальником) сотрудника в случае, предусмотренном частью 7 статьи 71 Федерального закона, - в отношении подчиненных ему сотрудников.

3. Основаниями для временного отстранения сотрудника являются:

а) рапорт прямого или непосредственного руководителя (начальника), содержащий ходатайство о временном отстранении сотрудника, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 71 Федерального закона;

б) постановление судьи в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 71 Федерального закона;

в) решение руководителя (начальника) о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну и иную охраняемую законом тайну, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 71 Федерального закона;

г) факт нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения в случае, предусмотренном частью 7 статьи 71 Федерального закона.

4. Решение о временном отстранении сотрудника в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 71 Федерального закона, оформляется приказом.

5. В случае нахождения сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения непосредственный руководитель (начальник) немедленно отстраняет данного сотрудника от исполнения служебных обязанностей. Решение о временном отстранении сотрудника отражается в рапорте непосредственного руководителя (начальника) на имя прямого руководителя (начальника) и доводится до сотрудника.

6. Рапорт непосредственного руководителя (начальника) об обнаружении сотрудника, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, немедленно передается прямому руководителю (начальнику) для назначения служебной проверки. Рапорт непосредственного руководителя (начальника) должен содержать сведения о выявленных признаках алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения сотрудника: показания свидетелей, наличие акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) лица либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), зафиксированный не менее чем двумя сотрудниками.

Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О Порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)" (зарегистрирован Минюстом России 11.03.2016, регистрационный N 41390) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 25.03.2019 N 159н (зарегистрирован Минюстом России 27.06.2019, регистрационный N 55060).

7. Рапорт о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

а) основания для временного отстранения сотрудника;

б) указание на положение Федерального закона, в соответствии с которым предполагается временно отстранить сотрудника от исполнения служебных обязанностей;

в) дату, с которой предлагается отстранить сотрудника от исполнения служебных обязанностей.

8. Приказ о временном отстранении сотрудника издается в течение суток:

а) со дня поступления в орган принудительного исполнения Российской Федерации постановления судьи - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 71 Федерального закона;

б) со дня оформления решения руководителя (начальника) о прекращении допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, - в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 71 Федерального закона;

в) со дня принятия руководителем (начальником), указанным в пункте 2 настоящего Порядка, решения о временном отстранении сотрудника - в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 71 Федерального закона.

9. Приказ о временном отстранении сотрудника должен содержать следующие сведения:

а) основание для временного отстранения сотрудника и указание на положение Федерального закона, в соответствии с которым сотрудник временно отстраняется от исполнения служебных обязанностей;

б) дату, с которой сотрудник временно отстраняется от исполнения служебных обязанностей.

10. В случае, если сотрудник привлекается к исполнению обязанностей по иной должности или к выполнению отдельных служебных поручений на основании частей 5 и 6 статьи 71 Федерального закона, в приказ о временном отстранении сотрудника включаются:

а) наименование должности, к исполнению обязанностей по которой привлекается сотрудник, или указание на содержание отдельных служебных поручений;

б) дата привлечения сотрудника к исполнению обязанностей по иной должности или выполнению отдельных служебных поручений;

в) срок привлечения сотрудника к исполнению обязанностей по иной должности или выполнению отдельных служебных поручений.

11. В случае временного отстранения от должности директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации сотрудника, замещающего должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, кадровым подразделением центрального аппарата ФССП России в течение суток одновременно с проектом приказа о временном отстранении сотрудника подготавливается и представляется директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу Российской Федерации проект письма Президенту Российской Федерации о временном отстранении от должности сотрудника, замещающего должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

12. Сотрудник подлежит временному отстранению от исполнения служебных обязанностей:

а) с даты, указанной в постановлении судьи, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 71 Федерального закона;

б) со дня издания приказа о временном отстранении от исполнения служебных обязанностей, в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 и частью 2 статьи 71 Федерального закона.

13. На период временного отстранения сотрудника должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам.

можно ли поменять судебного пристава

Судебные приставы

После того как суд принял решение, он выдает исполнительный лист. Взыскателю остается передать его судебному приставу для дальнейшего выполнения требований, принятия обеспечительных мер. Документ подается в территориальное подразделение в том районе, где живет ответчик.

Если местонахождение должника не известно, лист передается в орган по месту расположения собственности. Если этой информации нет – в район, который был последним местом жительства другой стороны.

  1. Распределение исполнительных производств между сотрудниками ФССП
  2. Можно ли заменить пристава по законным основаниям
  3. Порядок обжалования работы пристава
  4. Как правильно написать жалобу

Распределение исполнительных производств между сотрудниками ФССП

За каждым представителем ФССП закреплены свои адреса с домами должников. Узнать, какой именно пристав будет заниматься вашим делом, можно в канцелярии подразделения. У стороны есть право поменять своего судебного пристава, для этого нужны основания и составленное заявление.

И также в ст. 855 ГК РФ установлена очередность распределения платежей при погашении задолженности. Если средств на счету стороны недостаточно, устанавливается следующий порядок:

  • Алименты, выплаты с возмещением вреда, причиненного здоровью потерпевшего.
  • Долги по трудовым соглашениям, вознаграждения за интеллектуальную деятельность.
  • Уплата налоговых задолженностей, сборам в пользу государства.
  • Исполнение требований по другим листам.
  • Выполнение предписаний других документов в порядке календарной очередности.

Можно ли заменить пристава по законным основаниям

Отвод в исполнительном производстве – процедура, которая проводится по заявлению истца или ответчика. Это возможно при неправомерном поведении должностного лица, нарушении процессуального порядка рассмотрения дела. Действия регламентируются ст. 63 федерального закона об исполнительном производстве.

Пристав не может участвовать в деле, если состоит в родственных отношениях с другими сторонами, подчинен данным лицам, имеет личную заинтересованность в исходе дела. Обязанность исполнителя – заявить самоотвод.

По этим же основаниям ответчик, истец могут написать заявление об отводе, в нем приводится мотивация. Документ составляется до начала действий принудительного характера. Исключение – случаи, когда о законных основаниях стало известно после исполнительных действий.

Других причин для отвода судебного пристава-исполнителя не предусмотрено. Если сторона считает, что его поведение было неправомерным, она может обжаловать действия или бездействия в вышестоящей инстанции, в суде.

Интересно, что в законе не указано, какая степень родства не допускается между сотрудником исполнительной службы и стороной. При совершении принудительных действий не должно возникать сомнений, что они назначаются беспристрастно. Поэтому обжаловать работу пристава можно при любой степени родственных отношений. Заинтересованность должностного лица в исходе дела может носить прямой или косвенный характер. В первом случае сам пристав получает выгоду в исходе производства. Во втором – его родственники, близкие люди.

Порядок обжалования работы пристава

Истец или ответчик пишут заявление, в котором указывают информацию:

  • Данные исполнителя, подразделение, куда направляется документ.
  • Информация о стороне.
  • Название бланка (жалоба).
  • Суть дела. Кратко опишите ситуацию с указанием номера дела, обстоятельств. Приводить ссылки на статьи федеральных законов не обязательно, но вы можете сделать это по желанию.
  • Требования (применить к лицу выговор, отстранить от процесса, восстановить нарушенное право, компенсировать вред).
  • Указание на дальнейшее обжалование в суде.
  • Подпись, дата.

Документ составляется в письменной произвольной форме от руки или на компьютере, передается должностному лицу лично, по обычной или электронной почте. С момента получения он рассматривается в течение 10 дней, после чего пристав выносит решение.

Порядок действий при отводе судебного пристава

Если ответа не поступило, он вас не устроил, подавайте заявление в судебную инстанцию. В таком документе указываются доказательства нарушенного права в виде приложений (показания свидетелей, переписка, детализация телефонных звонков, видеосъемка).

Вопрос с отводом решается старшим исполнителем, его заместителем после изучения обстоятельств. По этому поводу выносится мотивированное постановление. Срок рассмотрения заявления – три дня со дня его поступления в отделение. В документе указывается новый исполнитель с переданными полномочиями. Ксерокопии постановления в этот же или на следующий день направляются заявителю и лицу, в отношении которого был назначен отвод.

Как правильно написать жалобу

Приведем рекомендации по составлению официальной бумаги:

  1. Правильно указывайте наименование подразделения, данные сторон. При малейшей ошибке бланк возвращается, а вы теряете время. На отправку документа есть 10 дней, срок отсчитывается с того момента, как вы узнали о нарушенном праве.
  2. Описывайте ситуацию строгим формальным языком, без просторечных выражений. Суть дела можно выразить пунктами.
  3. Укажите, что при отсутствии ответа вы обратитесь в суд.
  4. Рекомендуется направить бланк сразу несколькими способами, чтобы сотрудник ФССП точно получил его.
  5. Приводите доказательства (чем их больше, тем лучше). Все они будут рассматриваться старшим исполнителем или судом индивидуально, на основании этого принимается решение об отводе.
  6. Если вы неуверены, что сможете составить бланк самостоятельно, обратитесь к юристу, который поможет оформить официальную бумагу, а при наличии доверенности – передаст ее должностному лицу.

Какие причины можно обжаловать во время производства? Отказ в возбуждении дела, отсутствие действий по розыску собственности, материальных средств ответчика, неправомерное окончание процесса – с этим может не согласиться взыскатель, которому важно восстановить нарушенное право. Нарушение правил описи и ареста имущества, визиты представителей ФССП в неположенное время, грубое поведение, применение насилия – повод для написания заявления должником.

Таким образом, вышестоящий пристав может заменить исполнителя в вашем производстве на основании самоотвода или заявления сторон. Основная причина – родственная связь, свойство, подчиненное положение, личная заинтересованность в исходе дела. В большинстве случаев вопрос удается решить без передачи в суд. Новый пристав получает все права и обязанности предыдущего лица.

Как привлечь судебных приставов-исполнителей к ответственности, как пожаловаться на пристава, ответственность приставов, жалоба на пристава и многие другие популярные вопросы рассмотрим в этой теме. Эта тема своего рода инструкция по привлечению судебных приставов-исполнителей к ответственности, которая имеет пошаговый процесс.

Используя данную инструкцию Вы сможете наказать и взыскать моральный ущерб за бездействие пристава или привлечь его к уголовной ответственности.

Как привлечь пристава к ответственности

Если судебный пристав у которого находится Ваше исполнительное производство не предпринял мер к исполнению решения суда,- возможно он понесет солидарную ответственность с должником и в отношении судебного пристава будет вынесено судебный акт о признании бездействия судебного пристава незаконными в соответствии со ст.15. ГК РФ и согласно ст.1069 ГК РФ Вам будет возмещен «вред причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов»

Если в течение 2-х месяцев после вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель не предпринял мер к исполнению решения суда, именно: взыскателя не уведомил, запросы не отправил, арест на имущество должника не наложил, временные ограничения на выезд за границу должнику не вынес, предупреждение о привлечении к уголовной ответственности за уклонение от исполнения решения суда не вынес, административный протокол по ст. 17.15 КоАП РФ за нарушение не составил, рапорт в соответствии со ст. 143 УПК РФ руководству не подал, Вы имеете право:

  1. Отправить жалобу на имя руководителя отдела судебных приставов, в котором работает судебный пристав-исполнитель и потребовать исполнения судебного акта в 10-ти дневной срок согласно ст.123 (Закона № 229-ФЗ), а также привлечения к ответственности судебного пристава-исполнителя и возбуждения уголовного дела в отношении должника по признакам ст. 177. УК РФ за злостное уклонение руководителя организации или гражданина от погашения кредиторской задолженности после вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
  2. Если Вам не ответили или прислали Постановление о признании правомерными действий судебного пристава, уголовное дело не возбуждено и меры к взысканию не приняты, Вы имеете право направить жалобу на имя Прокурора края с просьбой разобраться в ситуации и потребовать проведения дознания по факту уклонения должника от исполнения судебного акта.
  3. Если ответ начальника отдела судебных приставов по, где работает пристав, который ведет Ваше дело Вас не устроил или ответ Вам не прислали, Вы имеете право отправить жалобу на имя Главного судебного пристава области согласно ст. 124-127 ФЗ «Об исполнительном производстве» №229, мотивируя тем, что согласно ст.19 Федерального закона №118-ФЗ «О судебных приставах» бездействием судебного пристава-исполнителя Вашим интересам взыскателя причинен материальный вред и моральный ущерб, который подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации и Вы вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных Вам в результате совершения исполнительных действий.
  4. Если Вы получили (или нет) ответ от Главного судебного пристава области и уголовное дело не возбуждено и меры к взысканию не приняты, Вы имеете право обратиться в Прокуратуру с жалобой на действия УФССП и отсутствием контроля с их стороны за действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей по исполнению судебного акта.
  5. Если ответ вас не удовлетворил,- обращайтесь с иском в суд общей юрисдикции о признании факта бездействия судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. 441 ГПК РФ и согласно ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
  6. Если получите положительное решение и суд признает бездействие СПИ, то имеете право обратиться с иском в Арбитражный суд области о возмещении убытков, причиненных в результате бездействия службы судебных приставов и взыскании с казны Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов РФ в пользу Вас.
  7. В Арбитражном суде Вы имеете право потребовать возмещения материального вреда и морального ущерба, причиненного судебным приставом в результате неисполнения (бездействия) или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей в соответствии со ст.36, ст.128 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.3, ст.19, ст.22 Федерального закона №118-ФЗ «О судебных приставах», ч.3. ст. 158 БК РФ, ст.16, ст.1069, ст.1071 ГК РФ и в соответствии с п.2 ст.29, ст.71, ст.81, ч.1 ст.197-199, ст.329, ст.330 АПК РФ.

Если судебный пристав у которого находится Ваше исполнительное производство не предпринял мер к исполнению решения суда,- возможно он понесет солидарную ответственность с должником и в отношении судебного пристава будет вынесено судебный акт о признании бездействия судебного пристава незаконными в соответствии со ст.15. ГК РФ и согласно ст.1069 ГК РФ Вам будет возмещен «вред причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов».

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования». По крайней мере есть большой процент вероятности, что судебного пристава-исполнителя уволят, а Вашим делом плотно займутся.

Не так все просто, конечно, но с другой стороны юридическое обеспечение правоприменительного процесса (от подачи заявления о привлечении должника к уголовной ответственности по ст. 177,315 УК РФ, 1069 ГК РФ до последовательного обжалования возможных отказов в возбуждении уголовного дела и информационное освещение юридического процесса), необходимо для формирования правоприменительной практики по данной категории дел.

Что бы быстрее привлечь должника к уголовной ответственности, обязательно проверяйте росписи должника о вручении ему Предупреждения и Требования. Если росписей нет, то он считается не предупрежденным об уголовной ответственности. Если должник не предупрежден дважды, он не считается злостным неплательщиком,т.е. происходит затягивание ИП. (Из собственного опыта читателя нашего блога Галины из г. Арсеньев).

Вообще интересные люди, кто работает в этой службе (не все конечно, но бывают индивидуумы). Знаю не по наслышке, часто сталкивался с незнанием закона людей, которые исполняют этот самый закон. Парадоксально не правда ли? Такова реальность и от этого никуда не деться. Ваша задача — быть на чеку и не давать расслабляться сотруднику, контролировать каждый шаг и тогда результат не заставит себя ждать. В общем сегодня поговорим о том, как правильно обжаловать действия должностных лиц. Кстати я не просто юрист, а юрист некоторое время отслуживший в системе. Кое — какой опыт накопил и планирую поделиться с Вами друзья. Начинаем!

Главный принцип — законность!

Человек принимая решения в повседневной жизни, связан не только моралью, но и законом. Находясь в социуме человек подчиняется определенным правилам и нормам. Таким образом наши решения зависят не только от нашего сознания (немного философии, дальше поймете к чему). Закон призван создать четкие правила для участников общественных отношений. Будут правила, значит будет порядок, а если будет порядок значит будет результат.

Это правило касается не только нас с Вами — обычных людей, но и должностных лиц. Принимая решения, человек в погонах, наделенный государством властными полномочиями обязан в первую очередь соблюдать закон. Как я уже говорил закон признан обеспечить порядок взаимодействиями между субъектами — в рассматриваемом случае участников исполнительного производства. Самый главный постулат для нас сегодня — Федеральный закон «об исполнительном производстве». Вышеуказанный нормативный акт регулирует взаимоотношения должника, взыскателя, лица ведущего дело. Бесплатная консультация юриста в Челябинске.

Каждое действие сотрудника выражаются в принимаемых им постановлениях (он весьма ограничен в своих действиях). Каждое вынесенное постановление должно быть законным и обоснованным при определенных обстоятельствах в рамках исполнительного производства.

Пример: как нельзя делать!

Для большего понимая приведу пример: Имеется должник, зовут его Василий. У Василия есть долг в 100 тысяч рублей. Есть сотрудник, назовем его Николай. Николаю необходимо исполнить требования исполнительного документа. Николай арестовывает имущество Василия стоимостью 1 миллион рублей. Внимание вопрос! Законны ли действия Николая? Конечно нет, Николай нарушил п.5 ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» (соотношение требований взыскателя и принятых мер) наложил арест на имущество. Действия должны быть законными. Законность один из главных принципов в исполнительном производстве. Законность главный принцип не только в сфере принудительного исполнения, а в системе Российского права в целом. (п.1 ст. 4 Закона). Перед тем как писать заявление постарайтесь наладить взаимодействие с человеком, постарайтесь предложить свою помощь. Не нужно с порога проявлять агрессию и ругаться. Люди бывают разные и информацию воспринимают индивидуально.

Что делать, если сторона не согласна с вынесенным постановлением и считает его незаконным? Значит пришло время принимать решение о подачи жалобы!

Куда лучше обращаться? Распространенные ошибки.

Заявление можно подать в три инстанции на выбор:

  1. Вышестоящему руководству. По служебной иерархии над обычным сотрудником находится руководитель отдела (старший судебный пристав). Фактически это его начальник. В обязанности старшего входит организация работы всего отдела. Обращаясь в порядке подчиненности будьте готовы: вашу жалобу никто не будет рассматривать беспристрастно. Начальник всеми способами будет помогать своему «младшему брату» и возможно закроет на нарушения глаза. Так что, если вы решительно настроились, то полагаю это не ваш вариант.
  2. Жалоба в прокуратуру. Более эффективный метод чем первый. По заявлению прокурор обязан провести проверку и принять меры прокурорского реагирования. Сроки рассмотрения заявления могут длиться до 30 суток. На практике прокурор не обладает самостоятельностью не имея право отменить незаконное постановление. Для этого он должен обратиться в судебные инстанции. В моей практике был случай, когда прокурор обратился с заявлением в интересах государства — МЧС России. Статистика такова — наибольшее количество обращений приходится на взыскателей. Поскольку не каждый человек и тем более организация готовы мириться с бездействием. Бездействие приводит к тому, что лицо не может получить присужденное (денежные средства или имущество). Небольшое отступление. В свою очередь исполнители «завалены» исполнительными производствами. Приходилось наблюдать, когда в некоторых отделах число исполнительных производств на одного человека составляло 3-4 тысячи. И о каком качестве работы можно вести речь? Только представьте — по каждому делу нужно выполнять определенные действия (возбуждения производств, арест имущества, обращение взыскания на денежные средства и прочее). Люди работают в условиях катастрофической нехватки времени при заплате около 20 тысяч рублей (не считая Москвы и Санкт-Петербурга).
  3. На мой взгляд добиваться правды в суде наиболее эффективный способ среди рассматриваемых. Минимум на Вас обратят внимание, максимум решат проблему сразу. Далеко не каждое лицо захочет нести ответственность. Решая оспаривать незаконные действия (бездействие) не забывайте про процессуальные сроки направления жалобы. Его можно подать в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Дата вынесения документа находится в верхнем правом углу. Но бывает, постановление попросту не отправлено и о вынесении постановления Вы выяснили гораздо позже. Сроки идут с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав. Пропуск срока может явиться хорошим аргументом вашего оппонента для отказа в требованиях.

Жалоба на пристава в суд. Составляем административное исковое заявление

наказать пристава

Первое о чем нужно задуматься — это доказательственная база незаконного действия или бездействия. Как получить доказательства? Все очень просто — нужно ознакомиться с материалами производства и сделать фотокопии. Вообще закон не обязывает сторону писать заявление на ознакомление с материалами производства. Во избежание проблем, лучше заявление подготовить и заранее направить в ОСП. В канцелярии отдела обязаны проставить входящий штамп (о принятии документа). В приемное время можно прийти к должностному лицу и смело просить ознакомить с материалами.

Составляем административное исковое заявление и приобщаем доказательства. При составлении потребуется определиться с подсудностью. Иск направляйте в суд общей юрисдикции (арбитражный для организаций) на территорию которого распространяются полномочия работника. Пример: я планирую подать жалобу на лицо, осуществляющее трудовую деятельность в ОСП по Калининскому району г. Энска. Заявление я буду направлять (как физическое лицо) в Калининский районный суд г. Энска. Но бывает что в одном производстве есть исполнительные документы выданные разными инстанциями — общей юрисдикции и арбитражным. Встает вопрос куда направлять заявление? Судебная практика четко разграничивает полномочия судов в рассматриваемом случае. Дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции. А мировые вообще не вправе рассматривать споры подобной категории. Помощь по кредитным делам в Челябинске.

  • Административное исковое заявление должно содержать следующие данные:
  • Наименование судебного органа (указывается в верхней правой части);
  • Адрес (строчкой ниже);
  • Сведения о подателе заявления (ФИО полностью, адрес);
  • Сведения об административном ответчике, заинтересованных лицах, адреса;
  • Информация о ходе производства;
  • Незаконные действия по мнению заявителя (к примеру незаконно снят арест с имущества);
  • Ссылки на нормы действующего законодательства;
  • Просительная часть (прошу признать действия незаконными, отменить постановление о наложении ареста на имущество должника).

Друзья, предлагаю более детально разобраться в вопросе, для Вас я подготовил примерные образцы жалобы. Я не запрещаю пользоваться материалами с этой страницы, но при копировании на другие ресурсы интернета, прошу указывать ссылку на мой сайт.

Не забудьте привлечь Управление службы по региону и сторону в качестве заинтересованного лица, ведь в их обязанности входит контроль за трудовой деятельностью рядовых сотрудников. Административному истцу дано право заявлять ходатайство о применении обеспечительных мер о временном неисполнении спорного постановления. Это позволит на время приостановить действия оспариваемого документа. Госпошлина по делам рассматриваемой категории не уплачивается.

Важно! Провинившийся апонент может понимать, что оспариваемое постановление действительно незаконно и попытаться исправить ситуацию. У меня была практика оспаривания незаконного постановления о взыскании исполнительского сбора. По данному факту были направлены документы. Должностное лицо указало, что спорное постановление отменено и просил прекратить производство по делу поскольку законные права и интересы стороны более не нарушаются.

Чтобы виновное лицо привлекли к ответственности нужно заранее запастись доказательствами. Рекомендуем направлять заявления о признании действия (бездействия) незаконны согласно иерархии:

  • Вышестоящее должностное лицо;
  • Управление ФССП по региону;
  • Суд.

До конца практика по прекращению судами административных дел не сложилась.

Следует учитывать (интересно будет тому, кто собирается обжаловать бездействие) не исполнение требований 2-х месячный не является безусловным основанием для признания бездействия. Практика трактует такой срок как не пресекательный, не связывает пропуск с бездействием. Интересная статья об отмене судебного приказа.

Как привлечь к ответственности?

Пристав, как и любой работник в случае проступка обязан нести ответственность. Почему я начал с порядка обжалования незаконных постановлений? Все просто! При наличии положительного решения будет проще доказать наличие незаконных действий со стороны федерального государственного гражданского служащего. Какая ответственность предусмотрена в нашем случае?

Работодатель может применить к нерадивому сотруднику следующие виды наказаний:

  • Дисциплинарная;
  • Замечание;
  • Выговор;
  • Неполное соответствие занимаемой должности;
  • Увольнение.

Предусмотрена административная и уголовная ответственность. Наказание будет предусматриваться в зависимости от конкретного состава административного правонарушения или уголовного преступления.

На практике к дисциплинарной ответственности служителей Фемиды трудно привлечь. Это обусловлено сильной текучкой в службе, отсутствием квалифицированных кадров, маленькими зарплатами (я про службу исключительно). Привлечение к дисциплинарной ответственности это право работодателя, а не обязанность. В преобладающим большинстве руководство всяческим образом «выгораживает» сотрудника. Повторюсь, все будет зависеть от конкретной ситуации.

Подведем итоги. Завершим нашу тему лекции поговоркой, ведь как известно «под лежачий камень вода не течет». Не думайте, что проблема решится сама собой! Нужно быть собранным и контролировать весь процесс начиная с возбуждения исполнительного производства заканчивая окончанием. Не подготовленному человеку достаточно сложно защищать свои права, тем более в судах.

Юриспруденция — большая наука, достижения результата зависит от образования, квалификации и опыта человека. Разумным будет доверить решение своей проблемы квалифицированным юристам. В нашей команде работают настоящие профессионалы! За плечами у многих учеба в ведущих высших учебных заведениях страны, обширный опыт работы! Обращайтесь за помощью и результат не заставит себя ждать! Не стесняйтесь отставлять комментарии, мы обязательно ответим на каждый!

МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Пленум Верховного суда России разъяснил, какие действия судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными. Об этом говорится в принятом постановлении пленума ВС "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

"Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства", - подчеркнул пленум. Например, незаконным может быть признано бездействие пристава, выяснившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых действий по выявлению другого имущества (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие госрегистрацию имущества и прав на него, и т.д.).

Нехватка кадров - не оправдание

"Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов- исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий", - говорится в рекомендациях судьям.

Пленум отметил, что судебный пристав не вправе удовлетворить ходатайство о временном ограничении на выезд должника из РФ одновременно возбуждением исполнительного производства - до истечения срока для добровольного исполнения и до получения данных о том, что должник знает о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения

Арест имущества должен быть соразмерен долгу

Отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по поиску такого имущества и они оказались безрезультатными.

"Арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объему требований взыскателя, - говорится в постановлении.

Например, арест несоразмерен в случае, когда стоимость арестованного имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительному документу при наличии другого имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание. В то же время такой арест допустим, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведений о наличии другого имущества, на которое можно обратить взыскание, или при отсутствии у должника иного имущества, его неликвидности либо малой ликвидности".

Рассрочка в выплатах не должна нарушать право на исполнение решения

При предоставлении отсрочки или рассрочки в выплатах "судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок", - пояснил пленум.

Кто компенсирует ущерб от незаконных действий приставов

Если незаконные действия или бездействие приставов причинили ущерб, он должен компенсироваться за счет бюджета и самого виновника. "Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность", - пояснил пленум ВС. Предъявлять в суд жалобы на приставов могут и госорганы, администрирующие доходы в бюджет через исполнительное производство.

  • Верховный суд РФ не исключил принудительных мер к судебным приставам при их бездействии
  • Приставы запретили выезд за границу 605 тыс. россиян за долги

Ответчиком по жалобе выступает судебный пристав, чьи действия оспариваются, а при прекращении его полномочий - тот, кто его заменил, если полномочия не передавались - старший судебный пристав. К участию в деле необходимо привлекать территориальный орган ФССП России. При этом отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления пристава во время рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по делу, если его применение привело к нарушению прав, свобод и законных интересов истца.

Подавший иск о возмещении вреда бездействием пристава не должен доказывать то, что должник не владеет иным имуществом, на которое можно обратить взыскание, "если в ходе исполнительного производства судебный пристав- исполнитель не осуществил необходимые исполнительные действия по исполнению исполнительного документа за счет имевшихся у должника денежных средств или другого имущества, оказавшихся впоследствии утраченными".

В то же время, пояснил пленум ВС, "отсутствие реального исполнения само по себе не является основанием для возложения на государство обязанности по возмещению не полученных от должника сумм по исполнительному документу, поскольку ответственность государства в сфере исполнения судебных актов, вынесенных в отношении частных лиц, ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения этих судебных актов и не подразумевает обязательности положительного результата, если таковой обусловлен объективными обстоятельствами, зависящими от должника".

В случае удовлетворения иска к приставу Российская Федерация в лице ФССП в порядке регресса вправе взыскать сумму возмещенного вреда с лица, виновного в его причинении, например, при утрате имущества - с лица, которому имущество передано на хранение, при использовании недостоверной оценки имущества должника; если эту оценку производил оценщик, - с оценщика, и т.д. "ФССП России вправе предъявить иск от имени Российской Федерации в порядке регресса к лицу, виновному в причинении вреда", - отметил пленум.

Читайте также: