Есть ли судебные приставы в других странах в 2024 году

Опубликовано: 12.06.2024

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгополов О. А.

В данной статье проводится сравнительно-правовой анализ деятельности службы судебных приставов России и зарубежных стран: рассматриваются общие аспекты и особенности исполнительного производства , организационно-правовой статус институтов исполнения судебных актов , систему взаимодействия с другими государственными органами.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Долгополов О. А.

BAILIFF SERVICE: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

A comparative legal analysis of the Bailiff Service in Russia and some foreign countries is presented, including a review of general aspects and peculiarities of enforcement proceedings, organizational and legal status of enforcement institutions, and the system of interaction with other government agencies.

Текст научной работы на тему «Служба судебных приставов: опыт России и зарубежных стран»

СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ: ОПЫТ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

© 2008 г. О.А. Долгополов

Управление Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области

Поступила в редакцию 30.04.2008

Проводится сравнительно-правовой анализ деятельности службы судебных приставов России и зарубежных стран: рассматриваются общие аспекты и особенности исполнительного производства, организационно-правовой статус институтов исполнения судебных актов, система взаимодействия с другими государственными органами.

Ключевые слова: судебный пристав, исполнительное производство, судебный акт.

На протяжении столетий добиться добровольного исполнения судебных актов гражданами и организациями без применения принуждения не удавалось ни одному государству, поскольку добровольная уступка денежных средств или имущества пока не стала неотъемлемой частью правовой культуры граждан. Иначе говоря, решение вопроса об имущественном споре среди всех народов осуществляется только в результате упорной борьбы сторон. По этой причине для обеспечения окончательного восстановления нарушенных прав и свобод все государства, независимо от своей экономической и военной мощи, создают специальные службы и регулируют их деятельность.

Разумеется, в разных странах институты, регулирующие организационно-правовые условия исполнительного производства, имеют не только свои особенности, но и выступают под различными наименованиями, отличаются в организационно-правовом смысле.

Так, например, в Соединенных Штатах Америки исполнением судебных решений занимаются государственные служащие, входящие в службу «маршалов». Это одна из старейших федеральных государственных должностей.

Маршалы выполняют те же функции, что и российские приставы, но имеют большие полномочия. Институт маршалов - влиятельный правоохранительный орган системы государственных учреждений. Маршальская служба осуществляет не только исполнение судебных решений, но и обеспечивает безопасность судеб-

ных учреждений и участников судебного процесса, оказывает помощь министерству обороны и военно-воздушным силам США при транспортировке ядерных боеприпасов. Маршальская служба США имеет в своем составе отряды специального назначения, оснащена необходимым современным вооружением, специальными и транспортными средствами различных видов.

Функции исполнительного производства осуществляют шерифы и их заместители, отчасти маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы - исполнители, а также частные юридические агентства. Шерифы налагают арест на имущество должника. Причем если шериф, как правило, не является юристом, то его заместитель обязательно должен пройти обучение в полицейской академии, где в том числе преподается и исполнительное производство [4].

В европейских странах работают частные судебные приставы. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления.

Для занятий подобной деятельностью необходимо получить лицензию. Получив ее, частный пристав самостоятельно решает все проблемы, возникающие при исполнении судебных решений. Оплату за работу частного судебного пристава производит клиент.

В Великобритании уже несколько лет используется смешанный принцип. Судебных

приставов здесь называют «бейлифами». Они состоят на государственной службе, но если не справляются со своими обязанностями, привлекают частных. С 1604 года здесь не изменялись правила ареста и продажи имущества должников. В случае необходимости бейлиф может без соблюдения особых формальностей запросить помощи у полиции, пожарных и даже армии [1].

Довольно долго, с 1895 г., не изменялись основные положения об исполнении судебных решений и в Финляндии. На 5 миллионов населения здесь действуют 100 приставов и около тысячи помощников судебных исполнителей.

Во Франции исполнительное производство реализуется не только судебными исполнителями, но и генеральными прокурорами, прокурорами Республики, командирами и офицерами полицейских сил. Однако основные действующие лица - это судебные исполнители. Их правовой статус сочетает в себе элементы статусов независимого практикующего лица и государственного служащего. При исполнении судебных решений на первый план в статусе исполнителя выступают признаки государственного служащего. Поскольку работа исполнителя связана с денежными и прочими ценностями, то существующий при этом риск покрывается страховкой, на которую должно подписаться сообщество исполнителей. Страховая премия распределяется среди членов объединения судебных исполнителей [2].

В Германии исполнительное производство осуществляют регистраторы суда, у которых имеется специальный сертификат, дающий им право исполнять решения суда [3].

В Греции к основным органам исполнительного производства относится не только исполнитель, но и нотариус, в функции которого входит исполнение судебных актов о взыскании денежных средств. Такой нотариус называется клерком публичного аукциона, и только он вправе проводить публичный аукцион.

Обзор организационно-правовой системы исполнительного производства за рубежом позволяет выделить два существенных факта. Во-первых, исполнительным производством занимаются многие органы государства и организации. Во-вторых, нередко оно поручается частным лицам, которые используются на разном уровне: это может быть судебный исполнитель, работающий по лицензии, или частная адвокатская контора, занимающаяся розыском имущества, и пр. Тем самым государственные органы хотя и вовлечены в сферу исполнительного производства, но благодаря такому распределению функций несколько разгружены, что позволяет им иметь меньше дел в производстве.

В России частных приставов - исполнителей нет. С одной стороны, существование частных лиц в качестве судебных приставов - исполнителей довольно непривычно для российского менталитета. Но вспомним: нотариат в советские времена был государственным, и люди старшего поколения еще не забыли, какие очереди приходилось выстаивать для оформления сделок. В условиях развития рыночной экономики и связанных с этим отношений собственности государственный нотариат не смог бы справиться с постоянно возрастающей нагрузкой. Поэтому возникли частные нотариусы. Современный уровень развития отношений собственности не может не сказываться и на исполнительном производстве, которое вслед за судебной системой задыхается от обилия дел. Может быть, пора подумать и над введением частных исполнителей наряду с судебными приставами - исполнителями, определив в законодательном порядке их компетенцию. Опыт работы нотариата оправдал себя - возможно, целесообразно применить данный опыт в рамках исполнительного производства.

Наиболее актуальным представляется анализ работы зарубежных коллег по вопросу непосредственного исполнения судебных актов и актов иных органов.

Одна из таких мер, не известная современному российскому праву, - это тюремное заключение. В качестве примера сошлемся на использование тюремного заключения в США. В этой стране, если кредитор не знает, где находится имущество должника, на которое должно быть обращено взыскание, можно прибегнуть к помощи суда. Должнику вручается повестка о вызове его в суд. Если после этого должник не является в суд или во время рассмотрения данного вопроса в суде не раскрывает информацию о месте нахождения имущества, то к нему может быть применено тюремное заключение. В отличие от уголовного осуждения, применительно к такому должнику не назначается какой-то конкретный срок. Как только должник раскроет нужную информацию, он сразу же будет освобожден. По образному выражению, должник находится в тюрьме с ключами от собственной камеры в кармане. Аналогичная мера применяется в некоторых штатах США относительно родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов на содержание своего ребенка. При этом принимается во внимание наличие уверенности в платежеспособности должника.

Прообраз тюремного заключения за неисполнение судебного решения о выплате денежных средств был взят из древних правовых сис-

тем, таких как Законы Моисея и Законы 12 таблиц. Эта мера была распространена в римском, германском, английском праве.

В Англии тюремное заключение было известно с давних времен и отменено оно лишь в 1970 г., за исключением некоторых категорий дел. В Г ермании ответчик может быть помещен в тюрьму, если не внес требуемую сумму. Однако эта мера применяется редко. В Нидерландах исполнение судебных решений обеспечивается, как правило, наложением штрафа. Но возможно применение и тюремного заключения. Во Франции отсутствует рассматриваемая мера обеспечения исполнения решения.

В Израиле, в соответствии с решением Верховного суда, должник может быть помещен в тюрьму, но только после того, как с достоверностью будет установлено, что он отказывается платить по решению суда, хотя у него была возможность произвести выплаты или исполнить решение иным путем. В Греции тюремное заключение может быть применено к должнику как дополнительное средство при отказе раскрыть местонахождение собственности.

В Марокко в 1961 г. была введена возможность применения задержания к должнику как по гражданским, так и по уголовным делам. В этой стране применение тюремного заключения возможно только тогда, когда ранее при исполнительном производстве применялась сила или имела место угроза применения силы, но все попытки оказались безрезультатными. Должник, не выполнивший свои обязанности, может быть задержан на срок от двух дней до двух лет. Задержание осуществляется по требованию кредитора, который вносит депозит в соответствии с продолжительностью задержания.

Конечно, применение данных мер в отношении российских должников вызовет затруднение в связи с «перегруженностью» тюрем. Однако можно предложить несколько модифицированный способ использования зарубежного опыта. Если законодатель сочтет нужным урегулировать возможность применения тюремного наказания к должникам, которые не исполняют решения, несмотря на примененные к ним иные меры взыскания (штрафы и пр.), можно предусмотреть альтернативные меры наказания: тюремное заключение, общественные работы или выплата штрафа в размере суммы, причитающейся кредитору по исполнительному документу, и штраф в бюджет государства. Таким образом, должник, не исполняющий судебное решение, стоит перед выбором: оказаться в тюрьме, быть привлеченным к общественным работам или исполнить решение. И конечно же,

менее болезненный для него выход - исполнить решение. Как знать, может быть, введение своеобразных аналогов долговых ям позволит добиться более успешного исполнения судебных актов? Наличие возможности применения тюремного заключения к должникам по гражданским делам может привести к возникновению частных тюрем, которые известны всему миру. На первый взгляд, подобные предложения кажутся фантастически далекими от реальности. Но не исключено, что в эпоху процветания бизнеса найдутся желающие открыть собственные тюрьмы. Тем более что тюремное заключение может быть заменено и общественными работами, потребность в которых ощущается в любом населенном пункте. При этом законодательно должны быть определены не только санкции за неисполнение исполнительных документов, но и условия их применения. Одним из таких условий в развитых странах является наличие оснований, позволяющих утверждать, что должник в состоянии исполнить соответствующий документ.

Наряду с тюремным заключением существуют и иные средства, помогающие обеспечивать исполнение судебных актов. Законодательство Израиля предусматривает следующие меры обеспечения исполнительного производства.

Если должник собирается покинуть страну и тем самым воспрепятствует исполнению решения, директор службы исполнителей вправе отдать приказ о запрете выезда такого должника из страны [2]. Подобного рода меры стали активно применяться и в России. Более того, ограничение применяется не только при выезде за пределы границы, но и при получении заграничного паспорта.

Интересен опыт США в плане несудебного исполнения решения суда. Один из таких путей заключается в том, что кредитор может обратиться в агентство по взысканию, основная функция которого - оказание определенного давления на должника в форме письменного обращения с сообщением о предполагаемом начале против него правовых действий. Такие агентства действуют на основе лицензии.

Другое несудебное средство воздействия на должника - сообщение о его задолженности в агентство по кредитным сведениям. В обязанность данных агентств входит сбор информации о гражданах как о потенциальных неблагонадежных заемщиках. Общеизвестно, что в США, если лицо намерено получить кредитную карточку или приобрести какую-то собственность в кредит, будущий кредитор вправе настаивать на получении сообщения из агентства, предостав-

Использование рассмотренного способа как одной из мер принудительного исполнения, на наш взгляд, является достаточно эффективным.

Так, 12.10.2007 г. в УФССП по Нижегородской области поступило письмо заместителя губернатора Нижегородской области об оказании УФССП по Нижегородской области содействия в публикации в региональных средствах массовой информации списков недобросовестных налогоплательщиков. Публикация данной информации планируется 2 раза в месяц или по мере поступления информации от УФССП по Нижегородской области.

Чисто американская мера принуждения - это изъятие водительских прав. Так, в штате Мэриленд поступление от просроченных выплат на содержание детей в 1999 г. составило 56.8 млн долл. благодаря предупреждению о приостановлении действия водительских прав. Подобная мера охватывает и все виды деятельности, требующие лицензии, ибо легче исполнить решение, чем потерять лицензию врача, юриста и пр.

Данная мера, на наш взгляд, является достаточно эффективной, однако ее применение в рамках российского законодательства затруднительно. Причина в том, что лишение водительских прав, во-первых, возможно лишь при наличии случаев, строго определенных законодательством (административным кодексом РФ) и, во-вторых, органом, специально наделенным данным правом (судом).

Таким образом, использование подобных мер принуждения должника к исполнению су-

дебного акта в российских условиях возможно только в том случае, если в соответствующее законодательство будут введены необходимые основания лишения лицензии. Именно в этом и состоит идея действенного механизма правового регулирования, когда работают не отдельные отрасли, а все право вместе, поддерживая те или иные институты. Установление аналогичных мер вполне возможно и в российском законодательстве.

Эффективной мерой при принудительном исполнении судебных и иных актов послужит ограничение прохождения технического осмотра автотранспортного средства. В этих целях в настоящее время подготавливается соглашение о взаимодействии между УФССП и ГИБДД по Нижегородской области. Суть этого способа заключается в том, что владелец автомобиля при прохождении технического осмотра будет ограничен в его прохождении, что, в свою очередь, повлечет применение в отношении него мер административного характера. Также при наличии данного ограничения при прохождении технического осмотра у судебного пристава -исполнителя появляется дополнительная возможность обнаружения имущества, принадлежащего должнику на праве собственности и, соответственно, обращения на данное имущество взыскания.

Также в настоящее время совместно с отделом информатизации рассматривается вопрос о возможности внедрения процедуры «автоматического обзвона должников», которая предусматривает автоматический набор телефонных номеров должников.

1. Гладышев С.И. Исполнительное производство Англии. М., 2002. С.60.

2. Григонис Э.П. Правоохранительные органы России: понятие, виды, место в государственном механизме // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 3. С. 126-136.

3. Давтян А.Г. Гражданское процессуальное право Германии. М., 2002. С. 31.

4. Новосельцев Е.В. Специфика исполнительного производства в США // Бюл. службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. № 1. С. 49.

BAILIFF SERVICE: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

A comparative legal analysis of the Bailiff Service in Russia and some foreign countries is presented, including a review of general aspects and peculiarities of enforcement proceedings, organizational and legal status of enforcement institutions, and the system of interaction with other government agencies.

Слух о том, что ФССП России и Центральный банк Российской Федерации зарегистрированы за границей упорно ходит по интернету. В сегодняшнем # расследование бориса воронина я расскажу, есть ли у него основание и что за этим стоит? Ведь «нет дыма без огня»!

«Скучным» ответом на такой вопрос будет:

Но раз в этом уверено множество наших граждан и такой слух ходит не первый год, я решил разобраться, откуда пошли разговоры.

Вполне правдоподобное начало

Признаком перерегистрации и даже продажи государственных органов за рубеж люди считают наличие номера DUNS-UPIC . Разберемся, что это и зачем.

Кто всё знает про бизнес?

В 19 веке один из торговцев в Нью-Йорке создал агентство по предоставлению информации о надежности контрагентов . Постепенно оно росло, передавалось из рук в руки и в 1859 году стало называться R.G. Dun & Company .

Агентство, а по сути бюро кредитных историй по юридическим лицам, собирало по почте информацию от предпринимателей, юристов (адвокатов), нотариусов и судей. Хотя подобные бюро кредитных историй создавались в США едва ли не в каждом городе, агентство R.G. Dun & Company было крупнейшим в США .

В начале 20 века Агентство начало скупать конкурентов и объединенная компания стала называться «Dun & Bradstreet» (по фамилиям создателей) или кратко D&B .

Заметьте, информацию о компаниях собирала и предоставляла частная компания (точнее акционерное общество), а не Налоговая служба США. Это было бы сложно в стране с 50-ю Штатами (в переводе «штат» - государство), где у каждого Штата свои правила и законы.

Единый идентификатор субъекта

В 1962 с распространением в работе компьютеров, связанных в единую сеть по электронным каналам связи (да, оставалось еще 7 лет до изобретения прообраза сети Интернет), D&B стало использовать единый уникальный номер для учета субъектов. Называется он D-U-N-S или DUNS (созвучно названию компании), а переводится как «числовая универсальная система нумерации» . Второе название – UPIC – расшифровывается и переводится как «универсальный идентификатор контрагента» .

Эта система нумерации стала использоваться не только самой компанией и ее заказчиками, но признаваться ООН, Евросоюзом (до 1992 - Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) и другими международными организациями.

При чем здесь государственные органы?

Каждому субъекту экономической деятельности присваивается уникальный девятизначный цифровой код. Причем присваивают его бесплатно и не спросив об этом самого субъекта. Присвоить код могут одному филиалу или подразделению, а равно какой-то группе юридических лиц.

Пример

У Саморегулируемой организации «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (сокращенно – СРО НАПКА), которая не является коммерческой, номер DUNS тоже есть, и узнал я об этом только при подготовке этой статьи.

Информация D&B

Зачем его присвоили? Предполагаю, потому что НАПКА входит в Европейскую коллекторскую ассоциацию FENCA (штаб-квартира в Германии). Где-то в отчете FENCA проскочило название, а ему присвоили номер DUNS.

DUNS для государственных органов

Точно также номера DUNS присвоили Правительству Российской Федерации, Банку России и ФССП России - по собственному желанию D&B, ведь государственные органы (за исключением Правительства Российской Федерации) – обычные юридические лица и даже стоят на учете в ФНС России. И все они ведут активную межгосударственную деятельность.

Посмотрите, пожалуйста, фото ниже (пролистайте).

Информация D&B

Российские госорганы зарегистрированы за рубежом? Разбираемся

Российские госорганы зарегистрированы за рубежом? Разбираемся

Кстати, с адресом Правительства России в D&B явно ошиблись, указав адрес Администрации Президента вместо Краснопресненская наб., дом 2. Не всё о нас знают «империалисты».

Номер регистрации или учетный номер

Но DUNS – это не номер регистрации (как ОГРН в России), а учетный номер. Например, в России ОГРН присваивается каждому юридическому лицу и определяет факт его создания в России. А ИНН – это номер, под которым это юридическое лицо учитывается в реестре ФНС России.

Информация ФНС России с сайта nalog.ru

Российские госорганы зарегистрированы за рубежом? Разбираемся

Пример

Скажем, Вы можете завести реестр своих нынешних и возможных контрагентов (прямо на листе бумаги или в компьютере) и внести туда:

  • под № 1 – работодателя;
  • под № 2 – соседа, которому вы одалживали 500 руб. до пятницы;
  • под № 3 лично Президента США Дональда Трампа.

Факт существования Вашего реестра и содержания в нем личности под номером 3 никак не обяжет Трампа, это даже не станет свидетельством переезда его в Ваш подъезд. Это всего лишь номер, не влекущий за собой ничего важного, но удобный для Вас при проведении расчетов с Трампом (если они будут).

Вывод

Точно такую же роль, но только в масштабах всего мира играет и номер DUNS-UPIC.

Недавно в Правительстве обсуждали, какие изменения можно внести в действующую систему судебно-исполнительной власти.

Одним из актуальных дополнений стали судебные приставы, работающие в частном порядке. За рубежом подобный опыт уже применяется на практике, в нашем государстве такие возможности только начинают рассматривать.

Кто такой ЧСИ

В мире уже работает частная система принудительного исполнения различных приказов и решений. Главная характеристика связана с тем, что судебный исполнитель будет брать на себя роль свободного профессионала. Частный судебный исполнитель имеет право самостоятельно организовывать деятельность, но при этом за результаты работы несёт полную ответственность.

Органы юстиции передают таким лицам определённые полномочия, действуют подобные специалисты от имени органов власти. Именно Министерство юстиции отвечает за таких сотрудников.

Граждане этого типа заинтересованы в качественном исполнении работы, ведь от этого зависит прибыль, которую они получат в итоге. Можно назвать их предпринимателями, заинтересованными в предоставлении услуг.

Как предположительно будет работать система

Торгово-промышленная палата разработала целый проект, связанный с этим направлением. В нём говорится, что судебным приставам передают полномочия, которые связаны сразу с несколькими разновидностями разбирательств:

  1. Споры с участием юридических лиц.
  2. Коммерческие разбирательства в арбитражном суде.

Если компания выиграла дело – она будет иметь право обратиться к частному приставу, предварительно заключив с ним соглашение. Тот будет искать способы для взыскания денежного долга. При этом методы используются те же, что и у государственных служащих.

То есть, специалист получает права на:

  • Арест имущества и счетов должников.
  • Обращение взысканий.
  • Выставление требований освободить помещения.

Что касается требований к самим кандидатам, то планируется установить такие условия:

  1. Возраст от 25 лет.
  2. Наличие высшего образования в юридической сфере.
  3. Практический опыт от 2 лет и более.

Планируется, что каждые четыре года работникам будет направляться требование по подтверждению своей квалификации. Дополнительно введут запрет на одновременную предпринимательскую деятельность и такую работу, нужно будет выбрать что-то одно. Соблюдение закона о взыскании долгов станет важным, за нарушения вводят наказания.

Новая система взыскания предполагает, что сами приставы получают процентное вознаграждение за выполнение своей работы. В современной Федеральной службе действует только окладная разновидность системы. Но планируется установить верхнюю планку или максимум, за пределы которого выходить нельзя. Сейчас ещё ведутся разговоры по поводу того, как именно будут проводиться расчёты в этом направлении.

Работа будет вестись только с должниками, оформившими регистрацию в пределах территории России. А вот исполнительные действия можно осуществлять вне зависимости от указанного выше пункта. Для частных судебных приставов планируется ввести строго ограниченное количество должностей. В общем доступе планируют опубликовать Реестр, включающий списки и информацию по таким специалистам. Число вакансий определяют контролирующие органы, отвечающие за работу в данных направлениях.

Практика работы судоисполнителей в других странах

Есть несколько вариантов, по которым организуют работу.

  • На территории Франции. Система частного взыскания долгов разработана в стране давно, успешно находит практическое применение. Министерству юстиции остаются подконтрольными все, кто работает в частном секторе. Государство регулирует, лицензирует деятельность в этой сфере. Даже если продолжается работа на прибыль. Планируется ввести дополнительную профессию судебного комиссара.
  • Белоруссия. Система только государственная. Приставы наделены большим количеством полномочий, в том числе по отключению интернета и другой связи, наложению запретов на выезд за границу.
  • Финляндия. Приставы относится к исполнительному органу, контроль которого выполняется согласно Конституции. Структура работает отдельно, напоминает правоохранительные органы. Схем работы напоминает то, что происходит в РФ.
  • Израиль. Здесь исполнительный процесс организуется против каждого десятого. Решение суда может отправить человека за решётку. Но только после того, как будет доказано, что гражданин намеренно отказался от возможности оплатить долги, хотя ему всё предоставлялось.
  • Германия. Здесь судебный пристав практически является чиновником. Это страна с федеративным устройством, которая разделена на определённое количество земель. Единый закон об исполнительном производстве в государстве отсутствует, у каждого из регионов свои особенности. Пристава нельзя уволить, его назначают на службу до конца жизни. Исключения делают только для тех, кого сажают в тюрьму за какие-либо нарушения.

Количество детей вместе с семейным положением определяет, каким будет оклад. Есть отпуск продолжительностью на месяц, возмещение медицинских расходов. Пристав сам может организовать свой офис, если у него всё складывается хорошо. Можно арендовать помещение, заниматься закупкой оборудования. Но платят за всё самостоятельно, поэтому приставы приравниваются к предпринимателям.

Скорее всего, от введения системы с ЧСИ в этой стране откажутся.:

  • Испания. Здесь функция возлагается на прокуроров. Других лиц, отвечающих за подобную работу, нет.
  • Узбекистан. Организована только государственная служба. Её представители при необходимости могут вызывать себе на помощь сотрудников полиции. Перевод из Минюста в прокуратуру сделал работу в этой сфере более эффективной.
  • Америка. Каждый штат в этом случае сам организовывает работу судебной системы.

Интересное видео

О специфике работы частных приставов из первых уст:

Заключение

Планируется, что новая система с судебными приставами позволит привлечь к работе ответственных профессионалов, которые по-настоящему заинтересованы в результатах своих визитов к должникам. При этом их всё равно будет контролировать государство, просто система вознаграждения станет более гибкой. Требования к получению должности не такие уж серьёзные, каждый сможет пройти обучение и приступить к обязанностям. Взаимодействие с юридическими лицами будет выгодным для каждой из сторон. Такие системы действуют далеко не во всех странах, но в некоторых случаях уже приносят результаты.


В стране преимущественно частная система взыскания, там она впервые была применена и успешно функционирует. Но частные исполнители подконтрольны Министерству юстиции, они лицензируются и регулируются государством, хотя и работают при этом на прибыль. с 2022 года в стране появится новая профессия – судебный комиссар. Это пристав плюс судебный оценщик, в России нет аналога такой должности.


Здесь вся система полностью государственная, приставы имеют много полномочий: они могут запретить должнику пользоваться телефоном и интернетом, закрыть ему выезд из страны.


В Финляндской Республике приставы – исполнительный орган, который регулируется Конституцией. Это отдельная структура наравне с правоохранительными органами, устройство которой очень близко к российскому, поэтому скоро наши страны подпишут меморандум о сотрудничестве.


Израиль

В стране каждый десятый человек имеет исполнительное производство против него. В Израиле в соответствии с решением суда должника могут посадить в тюрьму, но только после того, как с достоверностью будет установлено, что он отказывается платить по решению суда, хотя у него была возможность.


Судебный пристав там приравнен к чиновнику. Страна имеет федеративное устройство, она поделена на земли, в каждой из которой собственные порядки, так что в Германии даже нет единого закона об исполнительном производстве. Пристав назначается на службу пожизненно и не может быть уволен (за исключением случаев, когда его сажают в тюрьму за какое-либо преступление).

Оклад пристава зависит от его семейного положения и количества детей. Им также возмещают расходы на медицину (50–70% можно вернуть). Отпуск – 30 рабочих дней. Однако при высокой зарплате и хороших условиях офис пристав себе организовывает сам: покупает оборудование, арендует помещение и сам за все платит. Так что пристав не только чиновник, но и предприниматель.

На среднего пристава приходится 15 000 жителей. Чиновники должны исполнять обязанности лично, приходить к должникам в одиночку, а если появятся проблемы – просто вызвать полицию, охраны у него нет. Частной системы приставов в Германии, скорее всего, не будет никогда.


В Испании нет отдельных должностных лиц, которые занимались бы исполнением судебных решений. Эти функции выполняют испанские прокуроры.


Узбекистан

Там только государственные взыскатели, они могут без суда привлекать полицию на помощь. В 2017 году приставов передали из Минюста в прокуратуру. Это дало большой положительный эффект: возросла эффективность работы приставов, сократились сроки исполнения, увеличились объемы взысканий.


Таиланд

Приставы там – госслужащие при Минюсте. На исполнение судебного решения им дается 100 дней, но скоро в стране пройдет реформа, которая сократит этот срок до 75 дней.


Оказалась одной из самых технологически развитых в этом плане стран. Должникам там приходят СМС и электронные письма о возбуждении исполнительного производства, а еще там есть Telegram-канал, где каждый может узнать, есть ли у него долги по налогам или штрафам.


Одновременно сосуществуют и государственные, и частные приставы. У них примерно одинаковые полномочия, потому что стандарты и процедуры едино прописаны в законе для всех.


Китай

В стране всего 40 000 приставов, это около 1 на 35 000 человек. Такое соотношение меньше, чем в других странах, где в среднем 15 000 человек приходится на одного пристава. В Китае пристав может вести несколько дел одновременно, но не может тратить больше полугода на одно. В год приходится 150 дел на пристава.


В США из-за деления на штаты нет единого подхода. Там особенная судебная система: есть Верховный суд, но при этом есть суды штатов, а в каждом штате свои законы. Например, если два человека судятся из-за дома, при этом они живут в разных штатах, а дом находится в третьем, то они могут обратиться в суд любого из трех штатов, выбрав тот, законы которого им выгоднее. Решение суда передается сначала в юридическую службу, подписывается, а исполняют его шерифы или судебные исполнители, которые также подчиняются законам штата.

Материал создан на основе докладов участников Девятой Международной научно-практической конференции на тему: «Государственная и частная системы принудительного исполнения: сравнительный анализ и лучшие практики».

Должник живет за границей и прекрасно себя там чувствует, не собираясь возвращаться. И тем более, возвращать Вам Ваши деньги.

Что делать в этой ситуации?

Первый вопрос, который возникает при такой ситуации, а есть ли между Россией и государством, где скрывается Должник – «Соглашение о правовой помощи»?

Официальный путь в таких случаях, для привлечения Должника к ответственности это направление иностранным компетентным органамПросьб и Ходатайств об оказании международной правовой помощи.

В этих целях Российской Федерацией заключен ряд универсальных Соглашений и международных двусторонних Договоров о правовой помощи.

На сегодняшний день Россия является участницей более 70 международных соглашений, предусматривающих оказание правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам.

Если между страной, где живет или скрывается должник и Россией такой «Договор (Соглашение) о правовой помощи» заключен – то дальше все просто и понятно.

  • Надо перевести долговые документы на язык государства, где находится Должник.
  • Заверить перевод нотариально.
  • Получить согласование Министерства Юстиции России.
  • Получить согласование Министерства Иностранных Дел России.
  • Получить апостиль в Посольстве государства, где будете реализовывать свои Долговые требования.
  • Получить согласование в Министерстве Юстиции государства, где прячется Должник.
  • Могут потребовать еще и получить согласование МИД этого государства.

И вот только теперь, можно начинать процедуру реализации ваших Долговых требований на территории государства – пребывания Должника.

ПОДУМАЙТЕ – может быть лучше поручить исполнение всех этих процедур специалистам?

Потому что реализация Ваших Долговых требований на территории иностранного государства, связана с еще более сложными и специфичными особенностями. Которые надо учитывать в каждом государстве – отдельно.

НАПРИМЕР – между Россией и Турцией подписано Соглашение о правовой помощи! Но не ратифицировано. Это означает, что такое Соглашение не действует. Но, тем не менее, существует целый ряд правовых способов и приемов, которые позволяют добиваться реализации Решений Арбитражных судов России на территории Турции. И не только Арбитражных. С Долговыми документами частного лица, можно обращать в Гражданский суд Турции. И получать судебное решение в свою пользу, которое будет действовать на территории Турции. Но при условии, что Вы получите Апостиль на Расписку. Но можно и не ставить Апостиль. Что бы не стоять длинные очереди в Посольство Турции в Москве.

Мы знаем и другие эффективные способы «легализации» на Территории Турции, Долговых документов подписанных в России.

НАПРИМЕР – в некоторых странах, не нужно получать Судебное решение местного Суда. Достаточно получить штамп – «апостиль» в Посольстве этого государства в России. И этот Долговой документ уже будет принят «Исполнительным органом» государства пребывания Должника к исполнению. И местные «Приставы», начнут «трясти» Вашего Должника. Когда он этого совсем не ожидает.

Все быстро, легко и просто. Должник и – «Ахнуть не успеет».

НАПРИМЕР – с США подписано много всяких международных Договоров, Соглашений и Конвенций о правовой помощи и признании Судебных решений государства подписавшего такой Договор. Но в большинстве случаев, Долговых споров в отношении Должника проживающего на территории США – все это не нужно. Достаточно «грамотно» обратится в – IRSUSA. И вопрос о возврате Долга, начнет решаться. Только обратите внимание на слово – «грамотно». Вот в этом и заключаются наш опыт, знания и связи.

СИТУАЦИЯ – а что делать, если между Россией и этим государством нет Договора о правовой помощи?

Тогда официальный путь только один – получайте Апостиль на свои Долговые документы. Если сможете. И начинайте процедуру легализации Долговых Обязательств на территории государства, где «благоденствует» Ваш Должник.

А какие есть «не официальные» пути? – их несколько. Мы расскажем Вам о них, когда Вы придете к нам на консультацию!

Все чаще и чаще мы встречаемся с такими ситуациями. И это нормально. Ведь мы знаем, что в этих ситуациях и как делать.

У нас есть практический опыт работы с Должниками в таких странах, как – КИПР, ТУРЦИЯ, ГРУЗИЯ, ИСПАНИЯ, ЕГИПЕТ, КИТАЙ, США (НЬЮ-ЙОРК), АВСТРИЯ, ДАНИЯ, УКРАИНА, ЛАТВИЯ, ТАДЖИКИСТАН, БЕЛОРУССИЯ….

Если Ваш должник в какой-то другой стране, то ни чего страшного. Если Вы доверяете нам и нашему опыту, то мы готовы освоить новую страну.

ВНИМАНИЕ – в этой ситуации у наших Конкурентов всегда возникает один вопрос. Который они задают с «умным» видом. «А остается ли Ваш Должник по-прежнему гражданином РФ?»
Это правильный вопрос, но он не главный.
Если мы занимаемся таким Должником, то для результатов Взыскания долга не так важно, какой паспорт у Должника в кармане.
Так что обращайтесь. Мы Вам поможем. Не словами, а Делом.

Читайте также: