Кто не может быть назначен на должность судебного пристава в 2024 году

Опубликовано: 30.06.2024

Требования к кандидатам на должность судебных приставов определены Федеральным законом № 118-ФЗ, Приказом ФССП России от 10.06.2019 № 251. Дополнительным требованием является прохождение психофизиологического исследования и тестирования на предмет употребления наркотиков, психотропных веществ, наличия алкогольной или иной токсической зависимости. Такая проверка проводится по Приказу Минюста РФ от 30.09.2015 № 230.

Требования к кандидатам на работу в ФССП

Занять должность пристава может дееспособный граждан РФ, достигший возраста 21 год, способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья, исполнять возложенные обязанности.
Для претендентов на должности старшего судебного пристава или его заместителя, либо пристава-исполнителя, требуется наличие высшего образования по специальностям, указанным в Приказе ФССП № 251.

Согласно данного приказа утвержден перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые должен подтвердить претендент на должность судебного пристава:

  • "Психологические науки";
  • "Экономика и управление";
  • "Юриспруденция";
  • "Образование и педагогические науки".

Для вышестоящих должностей ФССП Приказом № 251 предусмотрен расширенный перечень направлений высшего образования.

Причины по которым гражданин не может быть принят на гражданскую службу

Не может претендовать на занятие должности пристава гражданин:

  • осужденный за преступление по приговору суда;
  • имеющий судимость, в том числе снятую или погашенную;
  • привлеченный к качестве подозреваемого, обвиняемого или подсудимого по уголовному делу;
  • освобожденный от уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, по акту об амнистии, либо в связи с деятельным раскаянием.

Проверять факт привлечения к уголовному преследованию будут путем запроса в единый информационный центр МВД.

После утверждения кандидата на должность ему нужно пройти психофизиологическое исследование и тестирование на предмет употребления наркотиков, психотропных веществ, наличия алкогольной или иной токсической зависимости. Направление на такую проверку дает представитель работодателя, а гражданин должен дать согласия на исследование и тестирование.

Конкурс на замещение должности пристава

Служба в ФССП происходит путем занятия должностей государственной гражданской службы. В зависимости от должности, прием на службу может осуществляться на условиях служебного контракта или по итогам конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня на замещение должности, соответствия квалификационным требованиям. Конкурс не проводится:

  • при назначении на должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» с определенным сроком полномочий;
  • при заключении срочного служебного контракта;
  • при назначении служащего на иную должность в пределах ФССП;
  • при назначении на должность гражданина, состоящего в кадровом резерве;
  • по решению руководителя при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей.

О наличии вакансий или проведении конкурса можно узнать на официальном сайте ФССП, подразделений и Управления ведомства.

Нормативная база для проведения конкурса в ФССП

Избежать конкурса при поступлении на работу в ФССП можно только в ограниченных случаях. Обычно таки происходит трудоустройство по срочным контрактам, в отношении кандидатов из кадрового резерва. Также решение о назначении на группу младших должностей без проведения конкурса может принять руководитель Управления или подразделения ФССП.

Конкурс по должностям ФССП проводится в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;
  • Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;
  • Приказ ФССП от 29.03.2007 № 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности ….».

Конкурс проводится на конкурентной основе, т.е. будут рассмотрены документы всех претендентов.

Для реализации конкурсных процедур в ФССП создана специальная комиссия. В нее входят представители центральных органов управления службы и подразделения, в котором открыта вакантная должность.

Порядок проведения конкурса

Конкурс проводится по мере высвобождения должностей, при расширении штата, при проведении реорганизационных мероприятий. Проведение конкурса заключается в организации двух этапов, по итогам которых будет определен победитель.

Первый этап

На первом этапе конкурса принимается решение о замещении должности, после чего кадровые органы ФССП обеспечивают:

  • подготовку публикации о приеме документов на конкурс не менее чем в одном периодическом печатном СМИ, размещение аналогичных сведений на официальном портале ФССП;
  • проверку документов и достоверности информации, представленных претендентом на должность;
  • проверку на предмет квалификационным требованиям.

В перечень квалификационных требований могут включать уровень и характер знаний и навыков, наличие определенного образования, стаж службы или опыт работы по специальности. Если должность предусматривает работу со сведениями гостайны, гражданину будет предложено пройти процедуру допуска. При отказе в получении допуска документы на замещение должности отклоняются.

Документы на участие в конкурсе нужно подать не позднее 21 дня с момента размещения объявления (как правило, в публикации будет указан предельный срок подачи документов). Заявление пишется на имя главного судебного пристава РФ. Ознакомиться со списком документов, которые обязательно нужны для участия в конкурсе, вы можете ниже.

Документы передаются в Управление государственной службы и кадров ФССП для проверки полноты, правильности их оформления и достоверности сведений. После указанной проверки документы регистрируются в журнале учета участников и передаются в Конкурсную комиссию.

В случае выявления обстоятельств и фактов, препятствующих поступлению гражданина на службу, гражданину направляют письменное уведомление с указанием причин отказа. Также отказ в допуске конкурсу может выноситься в связи с несоответствием квалификационным требованиям. Указанные отказные решения кандидат может обжаловать.

Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса участнику направляется письменное уведомление о дате, месте, времени и условиях его проведения. Уведомление можно получить и непосредственно в кадровых органах ФССП, о чем ставиться личная отметка в журнале.

Второй этап

На втором этапе комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) кандидатов на основании представленных документов. Закон предусматривает следующие виды конкурсных процедур, которые может выбрать руководство ФССП:

  • устное или письменное тестирование;
  • проведение групповых мероприятий с кандидатами (дискуссий, беседы, опросы);
  • написание рефератов, эссе;
  • индивидуальное собеседование;
  • иные процедуры, не ограничивающие принцип равенства прав на замещение должности.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения определяется комиссией. В случае выявления победителя на вакантную конкурс может считаться завершенным.

По результатам конкурса не позднее чем через месяц после его проведения издается приказ по ФССП о назначении победителя конкурса на вакантную должность, заключается служебный контракт с победителем. О результатах конкурса все кандидаты уведомляются в письменной форме в течение 7 дней со дня его завершения. Также информация о результатах конкурса размещается на официальном портале ФССП.

Если по конкурсу не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям, может приниматься решение о проведении повторной процедуры.

Документы на должность судебного пристава

Для участия в конкурсе гражданин должен представить в отдел кадров подразделения или Управления ФССП следующие документы:

  • анкета (скачать образец);
  • две фотографии размером 3,5 х 4, 5 без светлого угла (на матовой бумаге, в костюме, цветные 2 штуки);
  • одна фотография 9x12 (цветная, в костюме);
  • автобиография (скачать образец);
  • копии документов об образовании;
  • копия трудовой книжки;
  • копия военного билета для военнообязанных (все страницы);
  • справка из МВД для кандидатов, служивших в этом ведомстве;
  • выписка из приказа для уволенных из ВС, МВД;
  • копии документов о награждениях (почетное звание, ордена, медали);
  • выписка о выслуге лет;
  • выписка о присвоенных классных чинах;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья по форме № 001-ГС/у (форма утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н, предусматривает обязательное заключение специалистов, нарколога, психиатра).

При оформлении на должность потребуется дополнительный комплект документов:

  • справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, его супруги и несовершеннолетних детей;
  • справка о заработной плате с предыдущего места работы (2-НДФЛ);
  • характеристика;
  • свидетельство ИНН;
  • страховое свидетельство СНИЛС;
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака, о рождении детей ;
  • копия полиса ОМС.

Для граждан, впервые принятых на должность старшего пристава устанавливается испытание на срок от трех месяцев до одного года. В остальных случаях испытание устанавливается по нормам ТК РФ.

Нормативно-правовые акты, подлежащие изучению кандидатам на должности ФССП России

Желающим вступить в ряды государственных служащих требуется изучить ряд законов, которые впоследствии будут неразрывно связаны с их работой. Содержание таких документов должен знать каждый кандидат на должность в ФССП России, направляясь на квалификационный экзамен, от которого зависит, примут его на должность или нет.

Кандидаты на замещение вакансий судебный пристав-исполнитель, дознаватель и судебный пристав по ОУПДС обязательно должны знать положения ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ. Кроме того, они хотя бы вкратце должны быть способны ответить на вопросы, которые он регламентирует. Причем для каждой должности это отдельные вопросы.

При желании служить государству всем категориям должностей ФССП также следует знать положения ФЗ «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ, который регламентирует, что запреты, ограничения и требования ко всем государственным служащим (статьи 15-18 ФЗ).

Квалификационные требования к кандидату на должность судебного пристава-исполнителя (СПИ)

Наиболее широко ФЗ № 229 полагается знать именно СПИ. На экзамене, предшествующем поступлению на должность ему могут задать практические любые вопросы по этому закону.

Как рассказывают приставы прошедшие экзамен, чаще всего из ФЗ № 229 спрашивают следующее:

  • о размерах исполнительского сбора для каждой категории лиц по статье 112 ФЗ;
  • просят назвать виды документов, предъявляемых к исполнению по статье 12 ФЗ;
  • просят перечислить требования к содержанию исполнительных документов по статье 13 ФЗ;
  • просят назвать отдельно основания окончания и прекращения исполнительного производства по статьям 46 и 47 ФЗ;
  • просят назвать поводы для отказа в возбуждении производства по статье 31 ФЗ.
  • просят рассказать об исполнительных действиях и их видах по статье 64 ФЗ;
  • просят рассказать о мерах принудительного исполнения и их видах по статье 68 ФЗ.

Также будущий судебный пристав должен знать положения:

  1. ФЗ «О судебных приставах» № 118-ФЗ;
  2. ГПК РФ;
  3. КоАП РФ.

Из ФЗ № 118 могут спросить о правах и обязанностях судебного пристава, описанных в статье 12 этого закона.

Из ГПК РФ будущий работник обязан знать перечень имущества, на которое он не вправе обращать взыскание (ст. 446 Кодекса), положения о рассрочке и об отсрочке исполнения (ст. 434 ГПК). А для большей уверенности на экзамене следует прочитать весь раздел VII ГПК, посвященный исполнительному производству.

Из КоАП РФ судебный пристав должен знать порядок привлечения к административной ответственности должников и иных лиц, способных препятствовать исполнению его законных требований, а также конкретные составы административных правонарушений (в т.ч. статьи 5.35.1, 17,14, 17.8, 19.7 Кодекса).

Квалификационные требования к кандидату на должность судебного пристава по ОУПДС (СП по ОУПДС)

ФЗ-229 содержит совсем небольшое количество норм, связанных с непосредственной работой СП по ОУПДС. Тем не менее, из этого закона на экзамене могут спросить о порядке исполнения административного выдворения за пределы РФ (ст.109.1) и о порядке оспаривания действии или бездействий должностных лиц ФССП (глава 18 ФЗ).

Прежде всего, порядок работы на данной должности регламентирует ФЗ «О судебных приставах» № 118-ФЗ. Поэтому, если ФЗ № 229 кандидатам на эту должность можно почитать поверхностно, то ФЗ № 118 стоит изучить хорошенько, так как вопросы на экзамене вероятнее всего последуют именно по нему.

Как рассказывают приставы прошедшие экзамен, чаще всего из ФЗ № 118 спрашивают следующее:

  • условия применения физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств (ст. 15-18 ФЗ);
  • полномочия СП по ОУПДС (ст. 11 ФЗ).

СП по ОУПДС является должностным лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных нарушениях. Поэтому по КоАП РФ следует знать:

  1. порядок составления протокола (ст. 28.2-28.3);
  2. конкретные составы, по которым он может привлечь правонарушителей по КоАП РФ (ст. 17.3-17.6, 17.8);
  3. порядок доставления правонарушителей и должников (ч.1 ст. 27.2 КоАП РФ);
  4. как производится административное задержание (п. 10 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ);
  5. как производится личный досмотр (ст. 27.7 КоАП РФ);
  6. как производится транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ);
  7. как производится изъятие вещей (ст. 27.10 КоАП РФ).
Вопросы для тестирования на квалификационный экзамен СПИ по ОУПДС

Квалификационные требования к кандидату на должность дознавателя ФССП России

Будущему дознавателю из ФЗ № 118 и ФЗ № 229 следуетзнать порядок взаимодействия между ним и судебными приставами, порядок вызова сторон исполнительного производства. Он должен знать, что дознаватель вправе выносить постановления о приводе, подлежащие исполнению СП по ОУПДС, привлекать судебных приставов для оказания содействия при осуществления дознания.

Но прежде всего для непосредственной работы дознаватель должен хорошо знать нормы из УПК РФ и УК РФ.

Прежде всего, из УПК РФ дознавателю следует знать:

  • статью 41 о полномочиях дознавателя;
  • ст. 42 и 47 о потерпевшем и обвиняемом;
  • ст. 144 о порядке рассмотрения сообщений о преступлениях;
  • правила составления обвинительного акта по ст. 225 Кодекса;
  • главы 32 и 32.1 о дознании, его порядке и сроках;
  • п. 4 ч. 3 ст. 151 о составах преступлений, по которым производится дознание в ФССП.

Также дознаватель хорошо должен знать составы преступлений по УК РФ, непосредственно связанные с исполнительным производством, в т.ч.:

  • ст. 157;
  • ст. 177;
  • ч. 1 ст. 294
  • ст. 297;
  • ч. 1 ст. 311;
  • ст. 312;
  • ст. 315.
Вопросы для тестирования на квалификационный экзамен дознавателя

Практикующий юрист:
Шарапов Дмитрий Васильевич

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Особые требования предъявляются статьёй 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к лицам, назначаемым на должности гражданской службы судебных приставов, которые в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Согласно указанной норме, судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Приказом ФССП России от 07.03.2018 № 80 установлены требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава.

В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к гражданской службе поступление гражданина на гражданскую службу в Федеральную службу судебных приставов для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Порядок проведения конкурсов определяется Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Отнесение должностей гражданской службы к определенным категориям и группам должностей гражданской службы закреплено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Данное требование не применяется:

- к гражданам, претендующим на замещение данной должности гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим данную должность, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;

- к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на данную должность до 01.07.2016.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12.10.2017 № 478, и составляют для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направления подготовки»

Статьей 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения, связанные с гражданской службой, вследствие которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К ним относятся:

1) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказ гражданина от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

11) признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

12) непредставление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Дополнительные требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава (судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя), установлены статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Согласно этим требованиям на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Также при назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

§ 4. Судебный пристав-исполнитель как юридическая профессия
и его правовой статус

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Для замещения должности судебного пристава (за исключением судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) необходимо наличие высшего образования.
На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Также для судебных приставов-исполнителей, в отличие от судей, нотариусов и адвокатов, не предусмотрены требования специальной стажировки и сдачи квалификационного экзамена. При вступлении в должность судебный пристав должен принести присягу.
Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств. Судебным приставам присваиваются классные чины.
Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Соответственно, его правовой статус включает в себя полномочия двоякого характера, отражающие как его общий правовой статус в качестве государственного служащего, так и специальный статус, определенный в ФЗСП и ФЗИП. Общий правовой статус судебного пристава-исполнителя как государственного служащего определен в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", здесь определены его права, обязанности и ограничения, накладываемые на него как на государственного служащего.
Специальный правовой статус судебного пристава-исполнителя определен в ст. 12 ФЗСП. В частности, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗИП, судебный пристав-исполнитель:
- принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
- предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
- рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
- обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
- получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;
- объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством РФ;
- осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина-ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях;
- при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Кроме того, судебный пристав-исполнитель имеет право:
- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
- использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
- в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
- объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
- вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
- при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;
- при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;
- при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;
- совершать иные действия, предусмотренные ФЗИП и ФЗСП.
Классификация действий судебного пристава-исполнителя. В соответствии с предоставленными ему полномочиями судебный пристав-исполнитель наделен достаточно большой оперативной самостоятельностью решения многих существенных вопросов исполнительного производства. Вместе с тем целый ряд исполнительных действий он вправе осуществлять только под контролем или с согласия должностных лиц ФССП либо судов.
Поэтому исполнительные действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в исполнительном производстве, можно подразделить на пять больших групп: 1) осуществляемые им самостоятельно, без чьей-либо санкции; 2) осуществляемые с санкции старшего судебного пристава; 3) осуществляемые с санкции главного судебного пристава субъекта РФ; 4) осуществляемые с санкции главного судебного пристава РФ; 5) осуществляемые с санкции суда общей юрисдикции либо арбитражного суда.
Основную часть исполнительных действий судебный пристав-исполнитель совершает самостоятельно, например, возбуждает исполнительное производство или отказывает в его возбуждении, откладывает исполнительное производство, накладывает арест и осуществляет опись имущества и т.д.
Только с санкции старшего судебного пристава судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов и т.д.
С согласия главного судебного пристава РФ или главного судебного пристава субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства осуществляется передача исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства) и ряд других исполнительных действий в соответствии с ФЗИП и ФЗСП.
Что касается полномочий суда или арбитражного суда, то они наделены достаточно большим кругом полномочий в соответствии с разд. VII АПК и ГПК, а также ФЗИП по разрешению вопросов исполнительного производства в порядке предварительного или последующего судебного контроля, например, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения, разрешить вопрос об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, о повороте исполнения судебного акта, обложении, отложении исполнительных действий, приостановлении или прекращении исполнительного производства, возобновлении исполнительного производства, приостановлении исполнения судебных актов и т.д.
Поэтому каждый раз необходимо внимательно смотреть соответствующие положения законодательства, для того чтобы определить, вправе ли судебный пристав-исполнитель осуществлять соответствующие исполнительные действия самостоятельно, либо для этого необходима соответствующая санкция определенных должностных лиц ФССП либо компетентного суда.
Обязательность требований судебного пристава. Согласно ст. 14 ФЗСП законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с ФЗИП и ФЗСП, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок. Указанная информация с согласия судебного пристава может быть представлена на электронном носителе с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации.
Невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление затребованной им информации или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством, - уголовную или административную.
Вместе с тем согласно ст. 13 ФЗСП судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Нарушение прав граждан и организаций при осуществлении полномочий судебного пристава могут быть основанием для привлечения его к ответственности (дисциплинарной, уголовной).
Характеристика специфики профессии судебного пристава-исполнителя среди других юридических профессий. Поскольку исполнительное производство изучается на самых последних этапах обучения в юридическом вузе, то читателю уже, скорее всего, известны такие юридические профессии, как судья, адвокат, нотариус, прокурор, следователь, юрист на публичной службе или в сфере гражданского оборота и др. Профессию судебного пристава-исполнителя характеризует целый ряд отличительных черт.
Во-первых, судебный пристав-исполнитель работает в сфере правоприменения, поскольку главная его задача - обеспечить выполнение положений закона, содержащихся в исполнительном документе, выданном уполномоченным юрисдикционным органом, прежде всего судом.
Во-вторых, наряду с правоисполнительными судебный пристав-исполнитель наделен достаточно большими юрисдикционными полномочиями, поскольку имеет право самостоятельного разрешения многих вопросов. При этом его юрисдикция осуществляется как в случае согласия с его действиями, так и в случае несогласия со стороны других участников с его действиями. Судебный пристав-исполнитель вправе применять меры воздействия в отношении лиц, которые не подчиняются его решениям. Последние имеют право оспаривания действий судебного пристава-исполнителя в судебном порядке либо обжалования в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицам ФССП.
В-третьих, судебный пристав-исполнитель является относительно независимым должностным лицом, поскольку большинство решений о путях и способах исполнения исполнительного документа принимает самостоятельно, например арест имущества, получение необходимой информации и т.д. Только на совершение отдельных исполнительных действий требуется предварительное санкционирование со стороны старшего судебного пристава (например, разрешение на совершение исполнительных действий в нерабочие и выходные дни), главного судебного пристава субъекта РФ (консолидация и объединение отдельных исполнительных производств в отношении одного должника в сводное исполнительное производство в рамках одного субъекта Федерации) или главного судебного пристава РФ (такое же объединение исполнительных производств, но уже в рамках нескольких субъектов Федерации).
Такая оперативная самостоятельность судебного пристава-исполнителя накладывает на него и ответственность за содержание и последствия своих действий. Кроме того, законом установлено правило о необходимости документального оформления практически всех действий и решений судебного пристава-исполнителя путем их фиксации в постановлениях, актах, заявлениях, письмах, иных документах. Цель составления указанных документов - письменная фиксация действий судебного пристава-исполнителя с целью создания квалифицированных доказательств, которыми впоследствии он сможет подтвердить как сам факт совершения соответствующих действий, так и их законность в случае возникновения спора в суде.
В-четвертых, судебный пристав-исполнитель в силу своей оперативной самостоятельности работает под контролем вышестоящих должностных лиц ФССП, а также суда, контроль которого на стадии исполнительного производства является практически всеобъемлющим. Согласно ст. 121 ФЗИП постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц ФССП, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В-пятых, хотя закон и не устанавливает высоких квалификационных требований к судебному приставу-исполнителю, тем не менее юридическая практика и характер его деятельности предъявляют достаточно высокие требования к нему. Профессия судебного пристава-исполнителя относится к ряду тех, которые характеризуются презумпцией знания практически всего российского законодательства (так же как и профессия судьи и нотариуса). Судебный пристав-исполнитель не вправе уклониться от решения вопроса, поставленного перед ним обратившимся с исполнительным документом лицом в установленном порядке. Профессия судебного пристава-исполнителя не знает четкой предметной специализации, хотя она может иметь место в крупных подразделениях, где для этого имеются возможности.
При этом круг правовых знаний и навыков для современного судебного пристава-исполнителя крайне широк. Например, при исполнении исполнительного документа об обращении взыскания на денежные средства организаций судебному приставу-исполнителю необходимы знания основ правового регулирования расчетных отношений, при исполнении исполнительного документа в сфере семейных отношений - семейного законодательства, а при обращении взыскания на недвижимость или ценные бумаги - соответственно законодательства о недвижимости и ценных бумагах. Таким образом, юридическая практика, особенно в крупных деловых центрах, требует судебного пристава-исполнителя, обладающего достаточно большим и широким кругозором, способным ориентироваться в современном законодательстве и практике его применения. Все это определяет необходимость специализации как подготовки, так и деятельности судебных приставов-исполнителей.
Кроме того, в последние годы стремительно развиваются информационные технологии в сфере исполнительного производства, которые позволяют быстро получать необходимую информацию о должнике и его активах, передавать информацию и использовать для достижения других целей принудительного исполнения. Соответственно, судебному приставу-исполнителю необходимы навыки работы в новой информационной среде в условиях "дематериализации" гражданского и в целом делового оборота.
В-шестых, для работы в качестве судебного пристава-исполнителя необходимы определенные психологические качества, соблюдение режима ряда личных ограничений этического характера. Ведь к судебному приставу-исполнителю обращаются по необходимости в том случае, когда, несмотря на наличие решения суда, должник не исполняет его по самым разным причинам, как по причине простого нежелания, так и по причине отсутствия денег и имущества. Кроме того, исполнение многих исполнительных документов в отношении физических лиц, связанных, например, с выселением семьи, передачей ребенка от одного лица к другому, требует немалой выдержки, умения правильно провести процесс исполнения не только с точки зрения законодательства, но и с точки зрения взаимодействия с участниками совершения конкретного исполнительного действия.
В последние годы судебные приставы-исполнители вовлекаются в исполнение во многих сложных сферах предпринимательских отношений, например, при исполнении исполнительных документов в сфере корпоративных отношений, при восстановлении на работе и практическом допуске восстановленного руководителя организации в его должности и т.д.
Поэтому работа в качестве судебного пристава-исполнителя по своим психологическим качествам требует особой выдержки, поскольку судебный пристав обязан обеспечить исполнение требований закона, воплощенных в исполнительных документах, независимо от своего субъективного восприятия происходящего.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В их число входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Отнесение должностей гражданской службы к определенным категориям и группам должностей гражданской службы закреплено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Данное требование не применяется:

- к гражданам, претендующим на замещение данной должности гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим данную должность, получившим высшее профессиональное образование до 29.08.1996;

- к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на данную должность до 01.07.2016.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Особые требования предъявляются статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к лицам, назначаемым на должности гражданской службы судебных приставов, которые в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Приказом ФССП России от 07.03.2018 № 80 установлены требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава.

Для замещения должности судебного пристава (за исключением судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) необходимо наличие высшего образования по следующим специальностям и (или) направлениям подготовки:

«Экономика и управление»;

Для замещения должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов необходимо наличие среднего профессионального или высшего образования

по следующим профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки:

«Математика и механика»;

«Компьютерные и информационные науки»;

«Информатика и вычислительная техника»;

«Электроника, радиотехника и системы связи»;

«Оружие и системы вооружения»;

«Авиационная и ракетно-космическая техника»;

«Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники»;

«Экономика и управление»;

«Образование и педагогические науки»;

«Языкознание и литературоведение»;

«Физическая культура и спорт»;

«Обеспечение государственной безопасности».

Требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава

не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 01.01.2018, до назначения на новую должность

К валификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12.10.2017 № 478, и составляют для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направления подготовки.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Должность гражданской службы

Группа, категория должности гражданской службы

Образование

Квалификационные требования к стажу работы

Директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации

не менее 4 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

не менее 4 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

не менее 4 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель начальника управления

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Начальник отдела федеральной службы

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела федеральной службы

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

Ведущий специалист 3 разряда

ведущая, «обеспечивающие специалисты»

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 1 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 2 разряда

старшая «обеспечивающие специалисты»

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 3 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

без предъявления требования к стажу

Специалист 1 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

без предъявления требования к стажу

Специалист 2 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

без предъявления требования к стажу

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Должность гражданской службы

Группа, категория должности гражданской службы

Образование

Квалификационные требования

к стажу работы

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

Руководство

Руководитель террито-риального органа Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов – заместитель главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации

без предъявления требования к стажу

Помощники (советники)

без предъявления требования к стажу

Отделы

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 1 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

без предъявления требования к стажу

Структурные подразделения

Специализированный, межрайонный, городской, районный отделы судебных приставов

Начальник отдела – старший судебный пристав

высшее юридическое образование

без предъявления требования к стажу

Старший судебный пристав

высшее юридическое образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава

высшее юридическое образование

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

без предъявления требования к стажу

среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

На должность судебного пристава не может быть назначен любой желающий. Для замещения данной должности гражданин должен соответствовать целому ряду требований. Они установлены в Федеральном законе от «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — ФЗ №58), Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — ФЗ №79), Федеральном законе «О судебных приставах», а также в ряде подзаконных актов.

Требования к лицу, претендующему на занятие должности судебного пристава, можно разделить на группы:

  • 1) установленные в законодательстве о государственной службе, распространяющемся на судебного пристава, поскольку он является государственным гражданским служащим;
  • 2) установленные в специальном законодательстве, регулирующем деятельность судебных приставов;
  • 3) содержащиеся как в законодательстве о гражданской службе, так и в специальном законодательстве.

Кроме того, они могут быть разделены еще на две группы:

  • 1) положительные — требования к наличию определенных качеств, свойств, состояний и обстоятельств у гражданина;
  • 2) отрицательные — требования, в соответствии с которыми определенные качества, обстоятельства, состояния, факты биографии у гражданина должны отсутствовать.

Требования к лицу, претендующему на должность судебного пристава, в соответствии с названными классификациями приведены в таблице 4.

Таблица 4. Требования к лицу, претендующему на должность судебного пристава

Требования, содержащиеся как в законодательстве о гражданской службе, так и в специальном законодательстве

Требования, которые установлены только в законодательстве о государственной службе

государственных гражданских служащих», Приложения № 1,2 к Приказу ФССП РФ от 5 июня 2007 г. №274 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов»)

если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (п. 7 ст. 16 ФЗ №79)

5. Отсутствие подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу (п. 8 ст. 16 ФЗ №79)

Требования, которые установлены в специальном законодательстве, регулирующем деятельность судебных приставов

В отношении судебного пристава действует ряд требований, содержащихся как в законодательстве о гражданской службе, так и в специальном законодательстве.

Обратимся сначала к положительным требованиям, которых насчитывается четыре.

Судебным приставом может стать только гражданин России (ст. 12 ФЗ №58, ст. 21 ФЗ №79, ст. 3 ФЗ № 118). Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют возможности занять данную должность.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 118 гражданин может поступить на должность судебного пристава не ранее достижения возраста 21 года и оставаться в этой должности до 60 лет (ст. 25.1 ФЗ №79). При этом по достижении такого предельного возраста срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а главному судебному приставу РФ — по решению Президента РФ максимум до 70 лет.

3. Уровень профессионального образования.

В статье 12 ФЗ №79 это требование рассматривается как составляющее требования к квалификации. В этой норме установлено, что «в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования». В соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», должность судебного пристава (судебного пристава-исполнителя и судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) отнесена к категории «специалисты» старшей группы должностей, старшего судебного пристава — к категории «специалисты» ведущей группы должностей, главного судебного пристава субъекта РФ — к категории «руководители» главной группы должностей, главного судебного пристава РФ — к категории «руководители» высшей группы должностей.

Таким образом, в соответствии со ст. 12 ФЗ №79 все судебные приставы должны иметь высшее образование. Однако в ст. 3 ФЗ №118, являющейся специальной нормой, установлено, что только старший судебный пристав должен иметь высшее образование. Причем не любое, а только высшее юридическое образование. Обычному судебному приставу достаточно иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование.

Нужно отметить, что с 7 декабря 2014 г. для судебного пристава- исполнителя будет обязательным иметь уже высшее юридическое или высшее экономическое образование.

Главным судебным приставам субъектов РФ и главному судебному приставу РФ необходимо иметь высшее образование в силу нормы ст. 12 ФЗ №79.

Отрицательных требований, относящихся к рассматриваемой группе, насчитывается два.

  • 1. Не может занимать должность судебного пристава лицо, которое было осуждено за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имело судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием (п. 2 ч. 1 ст. 16 ФЗ №79, ст. 3 ФЗ № 118). Работа в должности судебного пристава лица, имеющего криминальное прошлое, не только может вызвать сомнение в способности конкретного лица добросовестно и честно исполнять служебные обязанности, но и негативно сказаться в целом на репутации всей ФССП. Именно данными обстоятельствами и вызвано появление названного запрета.
  • 2. Не может занимать должность судебного пристава лицо, имеющее медицинские противопоказания к такой службе (п. 4 ч. 1 ст. 16 ФЗ №79, ст. 3 ФЗ № 118). Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу РФ и ее прохождению, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2009 г. № 984н‘. При этом несоответствие по состоянию здоровья определяется в заключении медицинского учреждения.

Особое значение имеет состояние здоровья при определении пригодности гражданина к службе судебным приставом по ОУПДС, поскольку такая служба предполагает использование оружия, специальных средств, физической силы в определенных случаях. В отношении оружия установлены специальные запреты, которые не позволяют его иметь гражданам, страдающим определенными заболеваниями, перечисленными в п. 24 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории [1]

Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814‘.

В отношении судебного пристава действует ряд требований, которые установлены только в законодательстве о государственной службе.

Положительных требований этой группы насчитывается два.

1. Знание государственного языка РФ (ст. 12 ФЗ №58, ст. 21 ФЗ №79).

Таким языком в России является русский язык. Им и должен в совершенстве владеть претендент на должность судебного пристава.

  • 2. Соответствие квалификационным требованиям (за исключение требования к уровню профессионального образования, о котором сказано выше) (ст. 12, 21 ФЗ №79), которые включают в себя:
  • 1) требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • 2) требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к стажу установлены Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

В пункте 1 данного Указа установлено, что:

  • 1) для старших должностей федеральной государственной гражданской службы, к которым относится должность судебного пристава, стаж не обязателен (подп. «г»);
  • 2) для ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы, к которым относится должность старшего судебного пристава, необходимо не менее 2-х лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности (подп. «в»);
  • 3) для главных должностей федеральной государственной гражданской службы, к которым относится должность главного судебного [2]

пристава субъекта РФ, необходимо не менее 4-х лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности (подп. «б»);

4) для высших должностей федеральной государственной гражданской службы, к которым относится должность главного судебного пристава РФ, необходимо не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 7 лет стажа работы по специальности.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам установлены приказом Федеральной службы судебных приставов России от 5 июня 2007 г. №274 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов» [3] .

В Приложениях № 1,2 к данному приказу установлено, что:

  • 1) судебный пристав должен иметь:
    • • знания: Конституции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность в соответствующей сфере; правил делового этикета; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, служебного распорядка ФССП России, должностного регламента, порядка работы со служебной информацией;
    • • навыки: работы с нормативными актами; исполнительской дисциплины; владения компьютерной техникой, способность по деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные обязанности.
  • 2) старший судебный пристав должен иметь те же знания, а навыки — несколько другие: работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения; взаимодействия с органами государственной власти и управления; работы с нормативными актами, планирования и контроля за служебной деятельностью, организации проведения анализа показателей служебной

деятельности, исполнительской дисциплины; владения компьютерной техникой и необходимыми программными продуктами;

3) главный судебный пристав субъекта РФ и главный судебный пристав РФ кроме указанных знаний должен иметь знания: методов проведения международных переговоров, методов управления аппаратом государственного органа; а также навыки управления персоналом; оперативного принятия и реализации управленческих и иных решений; прогнозирования последствий принятых решений; ведения деловых переговоров; подготовки делового письма; взаимодействия с другими ведомствами, организациями, государственными органами, субъектами РФ, государственными и муниципальными служащими, муниципальными образованиями, населением; владения компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

Отрицательных требований этой группы насчитывается гораздо больше. Они закреплены в ст. 16 ФЗ №79 и заключаются в том, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, в том числе и в качестве судебного пристава, в шести случаях.

1. Признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Гражданин может быть признан недееспособным, если он вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ).

Гражданин может быть ограничен в дееспособности, если он вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ).

Решение о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным принимается только судом.

Естественно, что гражданин, имеющий названные проблемы, не может состоять в должности судебного пристава.

2. Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений.

Если прохождение службы судебного пристава связано с использованием информации, составляющей государственную тайну, то он должен пройти процедуру допуска к ней, установленную Законом РФ 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне». Работа с гостай- ной без ее прохождения невозможна, а, значит, и в целом — занятие соответствующей должности.

3. Близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данный запрет связан с возможной необоснованной «протекцией» со стороны руководителя такому подчиненному, что может привести к неэффективности службы.

4. Наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Данный запрет вызван необходимостью лояльного отношения служащего к тому государству, на службе у которого он находится. Наличие же гражданства иного государства может ставить под сомнение такую лояльность.

5. Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

Состав документов, предоставляемых при заключении служебного контакта, определен в ч. 2, 3 ст. 26 ФЗ № 79. Если при их проверке выявлен факт подделки либо предоставления заведомо недостоверной информации, то представитель нанимателя вправе отказать лицу в замещении должности судебного пристава.

В отношении судебного пристава действуют следующие требования, которые установлены в специальном законодательстве, регулирующем деятельность судебных приставов (они относятся к положительным требованиям):

  • 1) способность по деловым качествам исполнять возложенные обязанности;
  • 2) способность по личным качествам исполнять возложенные обязанности.

Четкого определения этих двух критериев в законодательстве нет. Что касается первого критерия, то многое здесь перекликается с квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам, о которых шла речь выше.

Некоторые отмечают, что к определению указанных качеств следует подходить из общепризнанных деловых, нравственных и моральных критериев. В частности, из способности кандидата честно и добросовестно, с соблюдением норм права выполнять возложенные на него служебные обязанности, выполнять общепризнанные правила поведения, не допускающие компрометацию службы судебных приставов как органа государственной власти, и др. [4]

Другие указывают, что кандидат не должен совершать административных правонарушений, он должен выполнять общепринятые правила поведения, добросовестно относиться к своим должностным обязанностям по прежнему месту службы или работы [5] .

Думается, что указанные мнения справедливы и могут использоваться при определении способности гражданина по деловым и личным качествам занимать должность судебного пристава.

Читайте также: