Какие проверки может проводить судебный пристав в 2024 году

Опубликовано: 29.06.2024

Судебные приставы – это государственные служащие, которые обязаны следить за соблюдением порядка в судах, а также заниматься исполнением судебных решений. Стать ими могут только граждане в возрасте от 21 года с безупречной репутацией. Соискатели с судимостью не смогут занять вакантную должность.

Как работают приставы?

Основная задача госслужащих – добиться исполнения решения суда, используя различные законные методы. Сама процедура взыскания выглядит следующим образом:

  • Решение суда передается не только ответчику, но и истцу. Если должник не желает выполнять его добровольно, то истец может обратиться в отделение ФССП с исполнительным листом для возбуждения исполнительного производства;
  • Пристав в постановлении прописывает срок для добровольного исполнения обязательств, а также обязывает должника предъявить сведения об имуществе, которое будет использоваться для покрытия величины задолженности;
  • Через 2 месяца, если должник не погасил долг, приставы могут начать процедуру по аресту имущества.

Важно понимать, что за работу пристава придется заплатить ! С ответчика взимается 7% от суммы долга, но не менее 1 тысячи рублей. Сбор платить не придется, если погасить долг добровольно.

Как приставы взыскивают долги?

Все права судебных приставов в законодательстве четко прописаны. Госслужащие могут использовать следующие меры для взыскания долга:

  • Изъятие ценного имущества, передача его на хранение и реализация с торгов;
  • Арест имущества. Данная мера направлена на имущество стоимостью более 3 тысяч рублей. Приставы составляют акт по определенной форме. В нем указывается, на какой срок наложены ограничения, и можно ли пользоваться имуществом;
  • Арест и списание денег с банковских счетов гражданина. Важно понимать, что списываться средства могут даже с кредитных счетов. Так гражданин платит за кредит или онлайн займ , а средства списывает ФССП. Это законно. Так как в момент перечислений средства являются собственностью должника, а не кредитора;
  • Взаимодействие с работодателем, который будет списывать часть зарплаты неплательщика и перечислять вырученные средства на счет ФССП. По закону удержать могут не более 50% от суммы зарплаты;
  • Запрет выезда за границу. Мера является довольно действенной;
  • Ограничение права управления автомобилем. Данная мера используется для ограниченной категории граждан.

Что могут делать приставы с должником?

Нередко неплательщики скрываются. Приставы имеют право объявить таких граждан в розыск или объявить в розыск их имущество. Кроме того, госслужащие могут собрать полную информацию о должнике. Ведь они имеют право контактировать с любыми физлицами, организациями и государственными ведомствами.

Сейчас довольно действенной мерой по борьбе с должниками является передача данных о транспортном средстве в ГИБДД, которые начинают отслеживать машины неплательщиков на дорогах.

Приставы могут входить в жилые и нежилые помещения, зарегистрированные на неплательщика. Госслужащие могут их беспрепятственно осматривать и проводить опись ценных предметов.

Как судебные приставы взыскивают долги, если у должника ничего нет?

В первую очередь госслужащие делают запросы в различные инстанции и службы: ГИБДД, ФНС, банки, Росреестр, ПФ. Данная мера направлена на поиск ценного имущества, благодаря которому удастся погасить долг. Нередко случается, что ответы приходят пустые. Далее приставы стараются ограничить выезд за границу и наложить запрет на управление транспортным средством. Если данные меры результата не принесли, то госслужащие могут сделать запрос в ЗАГС. Если должник официально состоит в браке, то приставы могут попробовать обратить взыскание на супружескую долю в совместно нажитом имуществе. Нередко его наличие приходится доказывать через суд.

Если пришли судебные приставы домой, что делать?

Если сотрудники ФССП не нашли на счетах денег, то они приходят домой к должнику с целью описать его имущество. Во-первых, визит совершают после отправки соответствующего оповещения. Но по действующему законодательству пристав может и не уведомлять о дате своего визита. Во-вторых, посещать неплательщика можно только в рабочее время: с 6 утра до 22 часов вечера. В-третьих, сотрудник обязан представиться, показать удостоверение и постановление о начале исполнительного производства (читайте статью « где прячутся должники »).

  • Чтобы в опись не попали предметы, запрещенные к изъятию;
  • В опись попало все изъятое имущество;
  • Чтобы в опись попали исключительно предметы, принадлежащие неплательщику.

Если должник зарегистрирован, но давно уже не проживает по адресу регистрации, необходимо собрать подписи у соседей и представителей ТСЖ или УК. В этом случае сотрудники ФССП начинают искать имущество должника по фактическому месту проживания.

Не стоит угрожать сотрудникам ФССП, пытаться их запугать. Если должника не уведомили должным образом о том, что в отношении него возбуждено исполнительное производство, в квартиру можно не впускать представителей ФССП.

Что могут описать судебные приставы в квартире, если я там только прописан?

Такой вопрос нередко задают должники. Следует понимать, что даже если неплательщик не собственник недвижимости, но прописан в квартире, имущество могут включать в опись. Совсем другое дело, если должник только прописан, а проживает по другому адресу. В этом случае госслужащие могут прийти по адресу проживания и там описать имущество. Данная мера действует даже в том случае, если человек укрывается у третьих лиц.

Не подвергается описи единственное жилье, если оно не было предметом залога, земля, личные вещи, не относящиеся к предметам роскоши, продукты питания. Все остальное может включаться в опись. Важно понимать, что приставы не обязаны доказывать принадлежность имущества. Приведение доказательств ложится на плечи собственника и должника. К правоустанавливающим документам относятся товарные чеки, гарантийные талоны, накладные, брачный договор, свидетельство о получении наследства. Как только собственник предъявит соответствующие документы, предметы будут исключены из описи. Важно понимать, что показания третьих лиц не служат обоснованием принадлежности собственности. Требуется только документальное подтверждение!

Родственники и третьи лица не отвечают за долги неплательщика, даже если он прописан на их территории. Но госслужащие имеют право описать имущество должника. Но есть оговорки:

  • Если гражданин прописан в одном месте, а проживает в другом, то по месту проживания и пребывания могут описать только предметы, принадлежащие должнику;
  • Собственники имущества обязаны сами доказывать принадлежность своего имущества;
  • Если все-таки имущество родителей или других родственников было изъято сотрудниками ФССП, то можно подать заявление об исключении предметов из описи. Сделать это можно в срок не позднее 5 дней после ареста собственности.

Приставы арестовали счет: как снять арест?

Поверка банковских счетов – это, как правило, первое, с чего начинают работу приставы. Любой банк обязан исполнять решение суда. Поэтому в случае получения обращения от ФССП происходит арест счета. Существует два вида доходов. Одни защищенные – с них списывать средства нельзя. К таким относятся средства маткапитала, различные социальные пособия, алименты, выплаты из бюджета пострадавшим в ЧС. Зарплата, премии, переводы от физлиц относятся к другому типу доходов. Они незащищены. Госслужащие имеют полное право их списывать. Но удерживать можно только 50% от суммы зарплаты. В редких случаях величина взыскания доходит до 70%, если долг по алиментам.

Снять арест со счета удастся в следующих случаях:

  • Полное погашение задолженности;
  • Получение заявления взыскателя;
  • Постановление сотрудников ФССП.

Если задолженность полностью погашена, а арест так и не сняли, то необходимо написать заявление в ФССП и приложить чеки и квитанции о закрытии долга. В течение двух дней арест обязаны снять!

Как узнать: за что приставы сняли деньги с карты?

Уточнить информацию: за что представители ФССП списали средства с баланса, можно двумя способами. Во-первых, можно обратиться в отделение банка и запросить выписку со счета. В ней будут указаны не только дата и время, но и назначение проведенной операции. Как правило, банк четко прописывает реквизиты организации, куда были перечислены средства. Если полученной информации будет недостаточно, то нужно идти по второму пути, то есть обратиться напрямую в ФССП.

Если должник считает, что средства списаны незаконно и есть возможность доказать это, то следует:

  • Написать письменное обращение в банк с целью урегулирования конфликта. Претензии должны рассматриваться в течение 7 дней!
  • Обратиться в суд и доказать, что действия госслужащих были незаконными. Истец может требовать не только возмещение причиненного убытка, но и компенсацию морального вреда.

Что могут забрать приставы за неуплату кредита?

Согласно действующему законодательству, представители ФССП могут забрать только предметы, относящиеся к роскоши или излишествам. Средства не первой необходимости тоже относятся к категории имущества, которое могут изъять.

Как правило, первыми изымаются:

  • Бытовая техника: соковыжималки, СВЧ, телевизоры, ноутбуки и прочие;
  • Ценные предметы гардероба: дорогие шубы, кожаные куртки. Но здесь важно понимать, если шуба всего одна и других теплых вещей нет, то изъять ее не имеют права;
  • Недвижимость. Единственную недвижимость нельзя забрать, но не в случае, если она выступала залогом по кредиту. Кроме того, стоимость недвижимого имущества должна быть сопоставима с суммой долга;
  • Автотранспорт. Как правило, происходит наложение ареста или ограничение права управления. Но данные меры касаются только тех граждан, которые не использую машину для заработка;
  • Средства с банковских счетов. Важно понимать, что они являются имуществом должника, а не банка!
  • Ювелирные украшения, различные изделия из драгоценных камней;
  • Предметы интерьера, ликвидную мебель.

Госслужащие составляют опись объектов для покрытия долга. Они озвучивают оценочную стоимость имущества. Если предметы дешевле 30 тысяч рублей, то неплательщик может их реализовать по более выгодной для себя стоимости, чем была озвучена сотрудниками ФССП.

Что не могут арестовать судебные приставы?

А теперь рассмотрим подробнее, что не могут забрать приставы за долги. К этой категории предметов относятся:

  • Единственное жилье, под которое не был оформлен кредит. Важно, чтобы недвижимость не являлась предметом залога! В противном случае она считается собственностью банка, а не должника;
  • Предметы, которые являются источником заработка. К примеру, швейная машинка, ноутбук, автомобиль;
  • Личные вещи за исключением предметов роскоши. К последним относятся меха, брендовые товары;
  • Средства гигиены;
  • Награды любого вида;
  • Религиозные предметы;
  • Детские вещи;
  • Товары необходимые для организации быта: холодильник, плита;
  • Сельскохозяйственные животные, необходимые для нужд семьи;
  • Продукты питания;
  • Материалы для отопления жилья;
  • Различные механизмы, которые необходимы должнику в связи с инвалидностью.

Приставы арестовали машину: что делать?

Как показывает практика, арест машины является одной из действенных мер. Лишившись автомобиля, многие граждане стараются погасить долг, как можно скорее. Следует понимать, что арест может быть разный:

  • С запретом регистрационных действий;
  • С ограничением права управления ТС;
  • С запретом регистрации и изъятие автомобиля на спецстоянку.

Конечно, некоторые недобросовестные должники стараются, как можно быстрее избавиться от автомобиля. Но данная мера запрещена законом. Кроме того, новый владелец, может потребовать полного возмещения убытка и покрытие морального вреда, в случае, если автомобиль у него изымут приставы.

Арест с автомобиля можно снять. Это возможно в следующих случаях:

  • Полная выплата долга. В этом случае все ограничения и арест снимается. Человек может распоряжаться имуществом по своему усмотрению;
  • Инициатива взыскателя. В некоторых случаях кредиторы договариваются с должниками. Неплательщик может предоставить в залог другое ценное имущество или согласовать схему по поэтапному погашению долга. Когда кредитор получит аргументы и будет уверен в погашении долга, он отзовет исполнительное производство;
  • Неправомерное решение госслужащих. Бывают случаи, когда налагается арест на единственный автомобиль, который используется для получения дохода. В этом случае решение сотрудников ФССП можно обжаловать в судебном порядке.

После закрытия долга неплательщику останется только подождать: пока снимут арест с транспортного средства. Пристав обязан подготовить соответствующее решение и отправить его в регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней.

Если арест не был снят автоматически, то следует направить жалобу в отделение ФССП.

Как оформить машину, чтобы не забрали приставы?

Важно понимать, что арест автомобиля используется в качестве крайней меры. Поэтому если не избегать общения с госслужащими, то сложится все удачно. Во-первых, следует договориться о готовности выплачивать долг постепенно. Во-вторых, не следует резко переписывать имущество на супругу или супруга. Ведь в браке все имущество, совместно нажитое и, несмотря на то, что оно будет переоформлено, вероятность забрать 50% от его реализации очень высока!

Не стоит регистрировать автомобиль на несовершеннолетнего ребенка. Во-первых, приставы могут наложить на него арест, согласовав это с органами опеки. Во-вторых, любые регистрационные действия собственнику все равно проводить с согласованием органов опеки. Кроме того, с 1 января 2020 года регистрация на несовершеннолетнего младше 16 лет запрещена законодательно!

Можно оформить свою машину на ближайших родственников или знакомых. В этом случае приставы не смогут ее арестовать. Но важно понимать, что родственник или знакомый имеет полное право распоряжаться своим имуществом. В случае возникновения спорной ситуации суду будет совершенно неважно, что покупка автомобиля осуществлялась на ваши деньги.

Не стоит пытаться спрятать свой автомобиль. Ведь его будут искать не только приставы, но и сотрудники ГИБДД. Нередко устраивают совместные рейды. Госслужащие вместе с сотрудниками полиции ходят по парковкам у крупных торговых комплексов и сканируют номера. Так удается выявить большое количество скрывающихся должников.

Сколько приставы могут удерживать с пенсии?

Долги по кредитам есть и у пенсионеров. Стоит понимать, что пенсия не относится к защищенным доходам. Законодательство ограничило максимально возможную сумму взыскания в пределах 50% от величины ежемесячной пенсии. При этом сотрудник ФССП должен учитывать материальное и имущественное положение гражданина при установлении размера удержания. Дело в том, что в нашей стране пенсии оставляют желать лучшего. И если удерживать 50%, то средств к существованию не останется совсем. Поэтому лучше величину взыскания согласовать с сотрудниками ФССП. Если мирно урегулировать вопрос не удалось, то следует обратиться в суд.

VII. Порядок проведения проверок бухгалтерий предприятий

(организаций). Ответственность должностных лиц организаций

(предприятий), имеющих обязанности по исполнению

исполнительных документов о взыскании алиментов

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя либо по собственной инициативе имеет право проводить у работодателей проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в указанной организации должников.

Взыскатель имеет право подать в службу судебных приставов письменное заявление о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам о взыскании алиментов.

При этом заявление может быть подано в структурное подразделение судебных приставов, в котором велось (ведется) исполнительное производство о взыскании алиментов, либо в структурное подразделение судебных приставов по месту жительства взыскателя либо по месту нахождения организации, с приложением копии постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (при наличии).

Организация (предприятие), в которую судебный пристав-исполнитель направляет постановление об удержании из заработной платы и иных доходов должника, включается в реестр организаций (предприятий), который ведется в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России (приложение N 5). Соответствующий реестр формируется с использованием ПК ОСП.

По оконченным и неоконченным (при наличии задолженности) исполнительным производствам о взыскании алиментов проверка бухгалтерий организаций (предприятий) проводится не реже одного раза в течение года по инициативе судебного пристава-исполнителя.

При этом проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу судебный пристав-исполнитель должен в обязательном порядке проводить по заявлению либо жалобе взыскателя или в случае непредоставления бухгалтерией организации (предприятия) информации по требованию судебного пристава-исполнителя, направленному в организацию одновременно с копией исполнительного документа и постановлением об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.

Исполнительные действия, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона, судебный пристав-исполнитель вправе совершать самостоятельно либо в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона.

В случае, если проверяемая организация располагается на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, то действия по проверке бухгалтерии организации (предприятия) осуществляются самостоятельно путем выезда в организацию (предприятие) и истребования необходимых документов либо направления требования о представлении документов в структурное подразделение территориального органа ФССП России.

При проведении проверки бухгалтерии организации (предприятия) судебный пристав-исполнитель составляет акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) (приложение N 6).

Акт проведения проверки правильности удержания и перечисления денежных средств бухгалтерией организации (предприятия) с документами, подтверждающими правильность (либо допущенные нарушения) удержания и перечисления алиментов, приобщаются к материалам исполнительного производства, в рамках которого организована проверка.

Копия акта проверки бухгалтерии с соответствующими документами подшиваются в наряд "Акты проверок бухгалтерий (организаций), производящих удержание".

При обнаружении в действиях должностных лиц организации (предприятия) нарушений законодательства Российской Федерации судебный пристав-исполнитель решает вопрос о привлечении их к установленной законодательством ответственности.

В случае выявления при проверке бухгалтерии (организации) нарушений трудового (фактов выплаты должнику заработной платы ниже МРОТ в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации) или налогового законодательства (фактов выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня), судебный пристав-исполнитель о данных фактах информирует территориальные органы Роструда и ФНС России с приложением документов, подтверждающих выявленные нарушения (приложения N 7, N 8).

При этом начальник отдела - старший судебный пристав организует работу по контролю за исполнением территориальными органами Роструда и ФНС России положений межведомственных соглашений по принятию мер реагирования на полученные от судебных приставов-исполнителей сведения о нарушениях.

При выявлении в ходе проверки бухгалтерии организации (предприятия) фактов нарушения должником законодательства об исполнительном производстве, выразившихся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, судебный пристав-исполнитель составляет в отношении виновного лица протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае установления со стороны руководителя организации (предприятия), производящей удержания, признаков злостного неисполнения, а равно воспрепятствования исполнению вступившего в законную силу судебного акта, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, который с копиями материалов исполнительного производства незамедлительно направляется начальнику отдела - старшему судебному приставу для организации регистрации, проверки и принятия процессуального решения.

МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Пленум Верховного суда России разъяснил, какие действия судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными. Об этом говорится в принятом постановлении пленума ВС "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

"Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства", - подчеркнул пленум. Например, незаконным может быть признано бездействие пристава, выяснившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых действий по выявлению другого имущества (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие госрегистрацию имущества и прав на него, и т.д.).

Нехватка кадров - не оправдание

"Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов- исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий", - говорится в рекомендациях судьям.

Пленум отметил, что судебный пристав не вправе удовлетворить ходатайство о временном ограничении на выезд должника из РФ одновременно возбуждением исполнительного производства - до истечения срока для добровольного исполнения и до получения данных о том, что должник знает о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения

Арест имущества должен быть соразмерен долгу

Отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по поиску такого имущества и они оказались безрезультатными.

"Арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объему требований взыскателя, - говорится в постановлении.

Например, арест несоразмерен в случае, когда стоимость арестованного имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительному документу при наличии другого имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание. В то же время такой арест допустим, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведений о наличии другого имущества, на которое можно обратить взыскание, или при отсутствии у должника иного имущества, его неликвидности либо малой ликвидности".

Рассрочка в выплатах не должна нарушать право на исполнение решения

При предоставлении отсрочки или рассрочки в выплатах "судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок", - пояснил пленум.

Кто компенсирует ущерб от незаконных действий приставов

Если незаконные действия или бездействие приставов причинили ущерб, он должен компенсироваться за счет бюджета и самого виновника. "Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность", - пояснил пленум ВС. Предъявлять в суд жалобы на приставов могут и госорганы, администрирующие доходы в бюджет через исполнительное производство.

  • Верховный суд РФ не исключил принудительных мер к судебным приставам при их бездействии
  • Приставы запретили выезд за границу 605 тыс. россиян за долги

Ответчиком по жалобе выступает судебный пристав, чьи действия оспариваются, а при прекращении его полномочий - тот, кто его заменил, если полномочия не передавались - старший судебный пристав. К участию в деле необходимо привлекать территориальный орган ФССП России. При этом отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления пристава во время рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по делу, если его применение привело к нарушению прав, свобод и законных интересов истца.

Подавший иск о возмещении вреда бездействием пристава не должен доказывать то, что должник не владеет иным имуществом, на которое можно обратить взыскание, "если в ходе исполнительного производства судебный пристав- исполнитель не осуществил необходимые исполнительные действия по исполнению исполнительного документа за счет имевшихся у должника денежных средств или другого имущества, оказавшихся впоследствии утраченными".

В то же время, пояснил пленум ВС, "отсутствие реального исполнения само по себе не является основанием для возложения на государство обязанности по возмещению не полученных от должника сумм по исполнительному документу, поскольку ответственность государства в сфере исполнения судебных актов, вынесенных в отношении частных лиц, ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения этих судебных актов и не подразумевает обязательности положительного результата, если таковой обусловлен объективными обстоятельствами, зависящими от должника".

В случае удовлетворения иска к приставу Российская Федерация в лице ФССП в порядке регресса вправе взыскать сумму возмещенного вреда с лица, виновного в его причинении, например, при утрате имущества - с лица, которому имущество передано на хранение, при использовании недостоверной оценки имущества должника; если эту оценку производил оценщик, - с оценщика, и т.д. "ФССП России вправе предъявить иск от имени Российской Федерации в порядке регресса к лицу, виновному в причинении вреда", - отметил пленум.

Судебный пристав – это должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС);

судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Деятельность судебных приставов - государственных гражданских служащих Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах».

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела - старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

соблюдать Конституцию РФ и законы,

защищать права граждан и государства,

достойно переносить трудности профессии,

соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также

по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Полномочия судебных приставов

Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

- обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

- применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

- формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

- осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Обязанности судебных приставов

Обязанности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

Обеспечивать безопасность всех участников судебного процесса и доставки материалов в суд;

Поддерживать общественный порядок в суде.

Охранять здания суда;

Осуществлять привод лиц, которые не ходят добровольно посетить судебное заседание;

Проходить специальную подготовку и проверку на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.

Главная обязанность пристава-исполнителя - принять все меры для исполнения решения суда.

Ответственность судебных приставов

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки.

Законодательство устанавливает следующий перечень дисциплинарных взысканий:

предупреждение о неполном служебном соответствии,

При этом применение других взысканий не допускается.

Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица.

До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Осуществление прокуратурой деятельности по проведению проверок исполнения законов службой судебных приставов относится к правовым средствам прокурора по выявлению правонарушений в их действиях (бездействии), а также законности правовых актов, выносимых судебными приставами.

Перед началом проведения проверки прокурору необходимо изучить законодательство, регламентирующее деятельность судебных приставов- исполнителей по осуществлению исполнительного производства, судебных приставов, осуществляющих порядок в зале судебных заседаний.

В начале проверки прокурор должен проверить наличие оснований для ее проведения (поступившей в органы прокуратуры информации), а также достоверность указанных сведений.

При осуществлении проверки деятельности судебных приставов-исполнителей в поле зрения прокурора попадает их деятельность на всех стадиях исполнительного производства: возбуждение исполнительного производства и подготовка к непосредственному исполнению; осуществление принудительного исполнения; окончание исполнительного производства.

Порядок возбуждения исполнительного производства регламентирован ст. 30 Закона об исполнительном производстве. Прокурору необходимо проверить соблюдение судебными приставами-исполнителями установленного данной нормой трехдневного срока возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Помимо этого следует проверить, установлен ли в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, направлены ли копии данного постановления должнику-налогоплательщику, в налоговый орган или суд в срок, установленный законом. В данном случае должно учитываться, что срок для добровольного исполнения требований, за исключением случаев, предусмотренных п. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Прокурору также необходимо проверить, не подлежит ли исполнительный документ немедленному исполнению. В этой ситуации исполнительный документ немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, на которой должно быть произведено исполнение, и он в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа должен вынести постановление о возбуждении исполнительного документа.

Прокуроры в ходе проверки должны выяснять соблюдение требований, предъявляемых к исполнительным документам. Учитывая, что на стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, прокурору следует обязательно проверять соблюдение судебными приставами-исполнителями оснований для отказа, предусмотренных п. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, а также направление в течение одних суток копии постановления требования взыскателю, суду или органу, выдавшему исполнительный документ.

При осуществлении проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями на стадии принудительного исполнения решений прокурору следует учитывать предусмотренный Законом об исполнительном производстве срок для исполнения требований исполнительных документов, а также обязательный судебный порядок приостановления исполнительного производства, предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов. Так, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

После истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав вправе принимать следующие меры принудительного исполнения:

  • 1) обращать взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
  • 2) обращать взыскание на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;
  • 3) обращать взыскание на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и др.;
  • 4) изымать у должника имущество, присужденное взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса – в предусмотренных федеральным законом случаях;
  • 5) накладывать арест на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;
  • 6) обращаться в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, установленных Законом об исполнительном производстве;
  • 7) совершать от имени и за счет должника действия, указанные в исполнительном документе, в случае если эти действия могут быть совершены без личного участия должника;
  • 8) принудительно вселять взыскателя в жилое помещение;
  • 9) принудительно выселять должника из жилого помещения;
  • 10) освобождать нежилое помещение, хранилище от пребывания в них должника и его имущества;
  • 11) совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Несмотря на широкий перечень мер принудительного исполнения требований, наибольшее количество нарушений, допущенных судебными приставами-исполнителями, приходится на наложение ареста на имущество должника, а также изъятие у него имущества. В связи с этим при осуществлении прокурорского надзора прокурору необходимо уделять пристальное внимание осуществлению надзора за исполнением судебными приставами-исполнителями требований закона о наложении ареста на имущество. Проверке подлежит соблюдение ими требований ст. 80 Закона об исполнительном производстве о наличии оснований для наложения ареста на имущество должника. Данная норма устанавливает их исчерпывающий перечень. Вместе с тем необходимо проверять выполнение требований о соблюдении судебными приставами-исполнителями срока наложения ареста на имущество. При осуществлении проверки прокуроры проверяют наличие заявления взыскателя о наложении ареста, вынесение судебным приставом постановления о наложении ареста на имущество, а также составления акта арестованного имущества.

Особое внимание следует обращать прокурору на выполнение требований гл. 10 Закона об исполнительном производстве о соблюдении судебными приставами-исполнителями особенностей наложения ареста на имущество должника – организации. Так, прокурор должен проверить, соблюдена ли в ходе ареста имущества организации очередность обращения взыскания на имущество в случае отсутствия у нее денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительных документах. Кроме того, при осуществлении проверки прокурору следует требовать от судебных приставов исполнения положения ст. 95 Закона об исполнительном производстве в части направления в ФНС России, а в случаях, когда должником является кредитная организация, – в Центральный Банк России постановления о наложении ареста на имущество в целях выяснения факта процедуры банкротства предприятия (организации) или отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.

Не менее важным направлением в деятельности прокуратуры в сфере исполнительного производства является проверка исполнения судебными приставами-исполнителями требований Закона об исполнительном производстве о принудительной реализации имущества, в ходе которой выясняется соблюдение судебными приставами-исполнителями:

  • – сроков реализации арестованного имущества (п. 10, 11 ст. 87);
  • – требований закона о запрете реализации имущества, изъятого из оборота;
  • – правил реализации арестованной дебиторской задолженности;
  • – перечня имущества, реализация которого осуществляется только путем проведения открытых торгов в форме аукциона (п. 3 ст. 87);
  • – правил оценки имущества должника по рыночным ценам (ст. 85).

Таким образом, в ходе проведения проверки исполнения законов службой судебных приставов-исполнителей прокурору надлежит выяснить:

  • – соблюдается ли трехдневный срок со дня поступления к судебного приставу исполнительного документа для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, направлена ли копия указанного постановления взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
  • – ведутся ли следующие журналы учета: исполнительных производств, а также собственно исполнительные производства; взысканий сумм временных пособий на несовершеннолетних детей; штрафов, налагаемых судебным приставом-исполнителем; журнал регистрации жалоб и заявлений;
  • – обоснованно ли взыскателю отказано в возбуждении исполнительного производства;
  • – произведены ли судебным приставом действия по приостановлению, прекращению исполнительного производства, предоставлению рассрочки взыскания в случаях, предусмотренных законом, на основании заявлений взыскателя;
  • – соблюден ли судебным приставом в случаях, предусмотренных законом, срок для добровольного исполнения требований, указанный в исполнительном документе;
  • – соблюдены ли требования закона по принудительному исполнению решения, в том числе наложения ареста на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах в банках, использования нежилых помещений при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества; соблюдены ли требования налогового законодательства о получении санкции прокурора на наложение ареста на имущество должника. В соответствии с Законом об исполнительном производстве реализация имущества должника осуществляется специализированным организациями, привлекаемыми на конкурсной основе в порядке, установленном законом. В связи с этим предметом прокурорской проверки является также соблюдение закона при проведении конкурсного отбора организаций, осуществляющих реализацию арестованного имущества;
  • – соответствуют ли закону решения, принимаемые судебными приставами-исполнителями;
  • – своевременно ли рассматриваются жалобы на судебных приставов.

Наиболее типичными нарушениями закона в деятельности судебных приставов-исполнителей являются:

  • – превышение сроков возбуждения исполнительного производства;
  • – незаконное взыскание исполнительского сбора и штрафов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве при добровольном исполнении исполнительного документа;
  • – незаконное прекращение производства по исполнению решений суда или других органов и должностных лиц;
  • – незаконный арест имущества должника и реализация арестованного имущества.

В то же время имеют место ситуации обращения взыскания и реализация имущества организаций, подпадающих под признаки Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Иногда выявляются случаи, когда сумма реализованного с торгов имущества значительно превышает сумму задолженности. Нередки случаи осуществления оценки имущества специализированными организациями, не имеющими лицензии на осуществление данного вида деятельности, занижения стоимости реализуемого имущества, нарушения требований закона о реализации имущества путем проведения торгов.

Кроме того, при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов нередко выявляются нарушения порядка применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, отсутствие регистрации жалоб на судебных приставов, нарушения сроков их рассмотрения, сокрытие фактов поступления жалоб.

Читайте также: