Федеральная служба судебных приставов российской федерации может быть в 2024 году

Опубликовано: 08.05.2024

9 марта 2004 года N 314 был издан УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПУТИНА В.В. «О СИСТЕМЕ И СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ».Положения данного документа, касающиеся Федеральной службы судебных приставов, вступают в силу после вступления в силу соответствующих Федеральных законов (абзац 2 пункта 26 данного документа).
Пункт13: образовать «Федеральную службу судебных приставов, передав ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности»;

Пункт 26 указывает: «Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением: положений настоящего Указа в отношении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, которые вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов;
Таким образом, указание на будущее время вступления в силу соответствующего закона указывает на его не нахождение в действии и соответственно не может служить указанием на находящийся в действии Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах".

В статьи 46 Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ от 29.06.2004 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" не указано на введение или вступление в силу с определенной даты положений п. № 26 Указа Президента РФ № 314 от 09.03.2004 г. в отношении Федеральной службы судебных приставов, что указывает на не вступление в законную силу положения п. 13 этого Указа президента о создании ФССП РФ («Федеральную службу судебных приставов, передав ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности»).

ФАКТ имеющий юридическое значение:
- во Всеобщей Декларации Прав Человека отсутствует ФССП РФ;
- в Конституции СССР от 07 октября 1977 года отсутствует ФССП РФ;
- в Конституции РСФСР от 1978 года отсутствует ФССП РФ;
- в Конституции РФ 1993 отсутствует ФССП РФ;
- в ГК РФ отсутствует ФССП РФ;
- в ГПК РФ отсутствует ФССП РФ!

Может быть поэтому во Всеобщей Декларации Прав Человека напрочь отсутствует какое - либо упоминание о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации. Конституция РФ от 1978 года не вспоминает о ФССП России, как будто такого государственного специализированного учреждения нет и быть никогда не должно. Продолжает традицию Конституция Российской Федерации от 1993 года ничего не знает о ФССП РФ. Можете сколько хотите трясти Гражданский Кодекс России ( переворачивать его как хотите! ), в нем так же нет никакого упоминания о государственном специализированном учреждении - Федеральная служба судебных приставов России. Беда! Таким образом, из- за отсутствия соответствующего Федерального закона, вводящего с определенной даты в законную силу положения УКАЗА президента Российской Федерации о создании Федеральной службы судебных приставов РФ., в настоящий момент ФССП России- созданной не является!
Требования, распоряжения, решения, исполнительные листы ФССП России и УФССП РФ в регионах, являются ничтожными и не имеют, хотим мы того или нет, никакой юридической силы!

Следовательно ФССП РФ и УФССП России регионов, являются организациями осуществляющим свою деятельность незаконно, самоуправно (ст.330 УК РФ), с присвоением полномочий (ст. 288 УК РФ), захватом власти и действиями по изменению Конституционного строя (ст.278 УК РФ), вымогательством (ст.163 УК РФ), мошенничеством введением в заблуждение (ст. 159 УК РФ), грабежом (ст. 161 УК РФ), Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) (ст.35 УК РФ), государственной изменой финансированием иностранных организаций или их представителей в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации(ст. 275 УК РФ).

СЕЙЧАС, когда пишутся эти строки, где -то на просторах России, судебные приставы взламывают очередную квартиру якобы должника, не взирая на то, что они никто в этом государстве и их деятельность,конечно же, противозаконна без права на то с людей и их юридических лиц преступники службы судебных приставов взыскивают миллиарды рублей на обеспечение своего незаконного существования. Идет грабеж народа, который, склонив голову, отдает нарушителям закона последние свои деньги, смотрит со слезами на глазах, как сносится жилье теми, кто не имеет даже право на свое существование в государстве. Каждое утро террористы в форме судебных приставов идут на улице городов, чтобы грабить и унижать свой народ, пополняя свою казну незаконно взысканными с людей деньгами.

Федеральная служба судебных приставов, ее региональные подразделения, являются организациями осуществляющими свою деятельность незаконно, самоуправно ( статья 330 Уголовного Кодекса РФ ), с присвоением полномочий ( им никто таких полномочий не давал; ст. 288 УК. России ), захватом власти и действиями по изменению Конституционного строя РФ ( ст. 278 Уголовного Кодекса РФ ), вымогательством ( ст. 161 УК. России ), мошенничеством с введением в заблуждение ( ст. 159 УК. РФ ).

Деятельность структуры, созданной вне правового поля Российской Федерации, положила в основу своей работы различного рода, ими совершаемые уголовные преступления и льется нескончаемым потоком террор тех, кому государство не давало права, тех, кто по собственной инициативе создал механизм не правового бесчинства для обеспечения своего жизненного благополучия, не особо нуждаясь для этого в каких- либо законах. Грабителям народа законы не нужны! Никакие виды терроризма никогда не нуждались для своего оправдания в тех или иных законодательных нормах. Терроризм, тем отличается от всех иных форм жизни, что он- никакими правовыми законами не регулируется!

Краткое содержание:

В соответствии с Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ была создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Положение о ФССП утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316.

Данный закон, с 1 января 2020 г. претерпел значительные изменения в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. С 1 января Федеральная служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой, а её сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

Последствия

Судебные приставы, получив погоны силовиков, теперь обязаны будут платить из своего кармана за собственные ошибки. Вопросы службы в данном ведомстве регулируются Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Думается, что гражданскому обществу будет интересно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесёт потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя было назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее, они не являлись и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции, Росгвардии и других.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет (гарантии), чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше на службе. С другой стороны, предусматриваются серьёзные ограничения. Например, судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не получат мундиры с погонами судимые. Кроме того, сотрудников ведомства регулярно будут проверять на алкоголь и наркотики.

Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Денежное довольствие сотрудников ведомства будет увеличено. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в новом году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Прочитав такую цифру от эксперта, я был сильно удивлён, поскольку, большинство приставов в настоящее время не получает 49,1 тысячи рублей.

В настоящее время управления ФССП многих регионов возглавляют государственные советники юстиции Российской Федерации 3 класса, что приравнивается к воинскому званию генерал-майора юстиции. Новый закон предусматривает для начальников управлений спецзвания полковников внутренней службы, за исключением руководителей крупнейших региональных подразделений ФССП – руководителей главных управлений ФССП по Краснодарскому и Красноярскому краям, Московской и Свердловской областям, по Москве и Санкт-Петербургу. В данных регионах главные управления будут возглавлять генерал-майоры внутренней службы. Обращает на себя внимание то, что остался обиженным один из регионов – город федерального значения Севастополь.

Руководителю Федеральной службы судебных приставов России Дмитрию Аристову президент РФ своим указом присвоил первое специальное звание генерал-полковника внутренней службы. Высшим званием для данной должности является генерал внутренней службы, что приравнивается к воинскому званию генерала армии.

Кстати. Аналогичное звание существовало до недавнего времени в Украине и присваивалось министру внутренних дел государства. В России такое спецзвание введено впервые.

Всем руководителям региональных управлений планируется присвоение звания полковника внутренней службы.

Обязанности ФССП

Хотелось бы образно сказать, что «силы» у ФССП и полномочий прибавится, а обязанностей – вряд ли. Как планирует руководство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в ближайшие годы предполагается ликвидировать очереди граждан на личный приём к судебным приставам. Для этого будет реализовано сразу несколько масштабных проектов, основной из которых – создание информационного суперсервиса. Такой сервис предполагает поэтапное внедрение новшеств в институт исполнения. Поэтому будут расширены объём и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства (например, организации топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, организации, осуществляющие перевозки, и другие).

Одним из ключевых мероприятий при реализации суперсервиса станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от оборота исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде. Выдача на руки исполнительного документа в дальнейшем и направление в службу судебных приставов для исполнения органом, его выдавшим, будут исключены.

Внедрение реестра запланировано не ранее 2021 года. Однако в качестве прототипа реестра исполнительных производств уже рассматривается возможность введения упрощённого механизма для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме. Как правило, это взыскание штрафов, не превышающих 3000 рублей. Предполагается, что эта категория исполнительных документов будет исполняться без возбуждения исполнительного производства за счёт электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счёта должника.

Судебный пристав – это должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС);

судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Деятельность судебных приставов - государственных гражданских служащих Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах».

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела - старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

соблюдать Конституцию РФ и законы,

защищать права граждан и государства,

достойно переносить трудности профессии,

соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также

по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Полномочия судебных приставов

Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

- обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

- применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

- формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

- осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Обязанности судебных приставов

Обязанности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

Обеспечивать безопасность всех участников судебного процесса и доставки материалов в суд;

Поддерживать общественный порядок в суде.

Охранять здания суда;

Осуществлять привод лиц, которые не ходят добровольно посетить судебное заседание;

Проходить специальную подготовку и проверку на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.

Главная обязанность пристава-исполнителя - принять все меры для исполнения решения суда.

Ответственность судебных приставов

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки.

Законодательство устанавливает следующий перечень дисциплинарных взысканий:

предупреждение о неполном служебном соответствии,

При этом применение других взысканий не допускается.

Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица.

До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.


Судебный пристав – это государственный служащий, в чьи обязанности входит принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Работа у судебных приставов неблагодарная. Именно они по решению суда арестовывают счета из-за неуплаты кредита, накладывают ограничение на выезд за границу, списывают деньги с банковской карты в счет погашения штрафов ГИБДД или неуплаченных алиментов, изымают автомобили и недвижимость в случае неоплаты кредита.

В этой статье мы разберемся, кто же такие, судебные приставы-исполнители, на что они опираются, исполняя должностные обязанности, какими правами наделены и как противодействовать неправомерным действиям работников этого государственного органа. Кроме того, попытаемся понять, какую пользу можно извлечь из сотрудничества с судебными приставами.

Что такое ФССП России и какова ее структура

ФССП РФ – это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.

Основные функции службы судебных приставов:

    Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах; Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц; Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ; Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств); Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.

Структурно, федеральная служба судебных приставов состоит из следующих элементов:

1 Центрального аппарата ФССП России;

2 Территориальных органов, которые имеют деление по округам (всего 8 округов). В состав территориальных органов входят ГОСП (городские отделы судебных приставов) и РОСП (районные отделы судебных приставов).

В наше время подразделения судебных приставов — обыкновенный атрибут государственной власти в регионах, такой же, как суды, прокуратура, полиция, налоговые органы и другие органы государственной власти.

Представительство за рубежом и подведомственные государственные органы власти у ФССП отсутствуют.

История создания службы судебных приставов

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

Первые исторические упоминания о судебных приставах можно найти и в «Русской правде» и в летописях Новгородской феодальной республики и в «Судебнике» 1479 года. Невзирая на то, что название должности звучало иначе (отроки, мечники, детские, подвойские и т.д.), суть их полномочий не изменилась и представляла собой исполнение денежных взысканий по решению судов.

Ситуация изменилась в XVII веке, когда, после принятия Земским Собором, Соборного уложения 1649 года, соотношение между имущественными и телесными наказаниями резко изменилось в сторону увеличения последних. Необходимость в специалисте для взыскания штрафов и пеней постепенно сходила на нет, и в начале XVIII века полномочиями судебных приставов наделили полицию.

В 1864 году император Александр II провел ряд реформ, которые в корне изменили ситуацию. Было принято решение возродить институт судебных приставов. Позже образована система приставов: существовали частные-становые приставы, городские следственные приставы, судебные.

История создания службы судебных приставов

В полномочия судебных приставов входили: привод, оповещение, получение денежных средств с должника до решения суда (чем не коллекторская деятельность?), исполнение судебных решений, доставка сторонам судопроизводства повесток и документов по судебным делам.

При поступлении на государеву службу пристав получал значок, печать и три прошнурованные книги. Книга учета входящих документов, исходящих, и денежная приходно-расходная книга.

Книга учета входящих документов, исходящих, и денежная приходно-расходная книга

Испытательный срок составлял 1 год. Кандидат на должность вносил залоговую сумму в размере 600 рублей, взнос, который был гарантом возмещения убытков от неправомерных действий пристава. Вступая в должность — пристав приносил присягу. Смена места жительства пристава без получения разрешения председателя суда была невозможна, а денежное довольствие — самым маленьким в канцелярии суда. Годовое довольствие вместе с оплатой питания и жилья составляло 600 рублей.

В 1917 году Декретом народных комиссаров «О суде», система судебных приставов была упразднена вместе с институтом мировых судей и окружных судов.

Радикальные экономические перемены в государстве в конце XX века побудили пересмотреть систему судопроизводства. С принятием в 1997 году законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», началось формирование службы судебных приставов. Сейчас, Федеральная служба судебных приставов, стала частью единой системы министерства юстиции и является ведомством, которое охватывает все регионы РФ и обеспечивает исполнительное производство.

Кто такие судебные приставы

Поступить на работу в ССП и занять должность судебного пристава, может любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, возрастом от 21 года. Будущий пристав не должен иметь судимости, в том числе и погашенной. У претендента на должность и его ближайших родственников не должно быть долгов.

Посмотреть квалификационные требования, предъявляемые ФССП к кандидатам на должность, можно на официальном сайте ФССП РФ, здесь же можно ознакомиться с иерархией должностей в ФССП.

Структурные подразделения (Районные отделы судебных приставов)

Нажмите для увеличения изображения

В зависимости от обязанностей, которые возложены на работника ФССП, приставы делятся на категории:

1 судебные приставы-исполнители — это приставы, которые выполняют решения суда;

2 судебные приставы по ОУПДС (обеспечению установленного порядка деятельности судов) — эти лица следят за соблюдением правопорядка в судах, являются сопровождающими судебных приставов-исполнителей при выезде по адресам должников, разыскивают должников и так далее.

Давайте более подробно остановимся на первой категории, так как с ними людям чаще приходится иметь дело.

Судебный пристав-исполнитель — это должностное лицо, основной обязанностью которого является исполнение решений суда, а также других властных органов и должностных лиц, вступивших в законную силу.

Судебный пристав-исполнитель занимается принудительным изъятием денежных средств, куда входит обнаружение, арест и удержание денежных средств на банковских счетах должника, а также арест, оценку и передачу на продажу имущества должника, с последующим погашением задолженности.

Пристав не продает имущество должника самостоятельно. Он может только его арестовать и если есть подозрение, что имущество может быть утрачено, распродано или испорчено, изымает его и передает на ответственное хранение организациям, с которыми у приставов заключены договоры о хранении.

В СПП существуют специальные методики расчета оценки. Оценка имущества производится исходя из его технического состояния и внешних признаков. Если по предварительной оценке стоимость имущества должника составляет более 30 тысяч рублей, то привлечение специалиста-оценщика обязательно.

По истечении 10 дней, в течение которых можно обжаловать постановление об аресте, выносится постановление о реализации арестованной собственности и пакет документов передается в Росимущество. Росимущество занимается проведением торгов как самостоятельно, так и используя договорные отношения с организациями, занимающимися реализацией имущества. Правила реализации имущества должника прописаны в статье 87 Закона «Об исполнительном производстве».

Продажа арестованного, конфискованного и иного имущества

Нажмите для увеличения изображения

После публикации в СМИ объявления о реализации, имущество выставляется на торги. Если на торгах арестованное имущество было продано, то в течение 5 дней, деньги поступят на счет приставов, а те, в свою очередь, перечислят их взыскателю.

Для того чтобы ускорить исполнение требований по ИД (исполнительному документу), приставы-исполнители обладают правом на применение ряда стимулирующих мер. Это, например, ограничение выезда за границы Российской Федерации, запрет на продажу, дарение (отчуждение) движимого и недвижимого имущества, запрет на получение загранпаспорта и другие.

Что такое исполнительный документ, можно узнать обратившись к статье 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007

Какие документы являются поводом для возбуждения приставами исполнительного производства:

    Исполнительные листы, выдаваемые судами на основании судебных актов; Судебные приказы и акты по делам об административных правонарушениях; Нотариально заверенные соглашения об уплате алиментов; Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; Акты ПФР и ФСС Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника индивидуального предпринимателя; Постановления судебного пристава-исполнителя; Акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; Исполнительная надпись нотариуса; Исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств, подлежащие исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

Правовой статус судебного пристава-исполнителя

Особенности правового статуса (совокупности прав и обязанностей) этого представителя власти определяются правовыми нормами, которые регулируют вопросы исполнительного производства:

    Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ Федеральным законом «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

Кроме того, к таким документам можно отнести ряд локальных актов Министерства юстиции РФ.

Выполняя свои должностные обязанности, пристав-исполнитель представляет исполнительную ветвь власти, а следовательно, его требования являются обязательными и неподчинение им грозит административной ответственностью. Невыполнение требований судебного пристава влечет за собой наложение штрафа. Сумма составит от 1 до 2,5 тыс. рублей. Штраф может быть выписан и за другие нарушения (не уведомили об увольнении с работы, скрыли важную для исполнительного производства информацию и т.д.) по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. Кроме того, чиня препятствия работе пристава, вы пытаетесь повлиять на ход исполнительного производства, за это предусмотрена уголовная ответственность (гл. 30 и 31 УК РФ).

Характеризуя компетенции пристава, необходимо указать на их обязательный признак — территориальность. То есть исполнение производится именно тем структурным подразделением ФССП, которое закреплено за территорией, на которой проживает, располагается, зарегистрирован должник.

Что входит в полномочия судебного пристава-исполнителя и какими именно правами он обладает

Полномочия судебных приставов в отношении должников весьма широки, что позволяет им успешно добиваться реализации требований исполнительных документов. Полномочия это права, которыми наделено должностное лицо для исполнения возложенных на него обязанностей.

Права и обязанности судебного пристава-исполнителя регламентированы статьей 12 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

Статья 12 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ

Нажмите для увеличения изображения

Перечень прав является исчерпывающим, то есть является ограниченным законом. Другое дело, что некоторые формулировки закона можно трактовать неоднозначно, но это не вина приставов, а недоработки правотворчества.

Итак, пристав имеет право:

В результате исполнительных действий работниками ФССП за год взыскано и перечислено взыскателям 2 млрд 197 млн рублей. Самая большая сумма, более 1 млрд рублей — долг ухтинской организации по налогам. Самый маленький долг — 1 копейку взыскали судебные приставы Воркуты в пользу Пенсионного фонда.

Сумма долга, из-за которой житель Сосногорска был ограничен в праве выезда за пределы РФ, составила 184 рубля 80 коп.

Приставы Ухты установили минимальную стоимость арестованного имущества – 20 рублей за «утюг черного цвета, местами покрытый пылью, в рабочем состоянии, подошва утюга имеет незначительные царапины» (за долг 100 рублей).

Приставы Корткеросского района арестовали 17 коров должника.

Житель Инты, будучи ответственным хранителем арестованного мобильного телефона LG, передал арестованное имущество в пользование третьему лицу, за что был привлечен к уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ.

Самым странным документом к исполнению стало решение Сыктывкарского городского суда: устранить шум от работы аквариумного компрессора, расположенного в жилом помещении.

Как и кем регулируется работа судебных приставов

На основании статьи 19 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ, контроль и надзор за деятельностью приставов-исполнителей осуществляют вышестоящие должностные лица суд и прокуратура.

В адрес старшего судебного пристава (руководителя данного структурного подразделения ФССП) и суда можно обжаловать постановления пристава, его действия или бездействие. Причем, если вы уже написали жалобу в адрес вышестоящего должностного лица, это не препятствие для обращения в суд.

Прокуратура имеет право на осуществление надзора за исполнением законов при исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.

Статья 19 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ

Нажмите для увеличения изображения

Вред, который был причинен незаконными действиями или бездействием приставов, будет возмещен за счет казны Российской Федерации, согласно статье 1069 ГК РФ.

Статья 1069 ГК РФ

Нажмите для увеличения изображения

Что ожидает судебного пристава-исполнителя за превышение своих полномочий

К сожалению, реалии таковы, что судебные приставы часто превышают свои полномочия, или относятся спустя рукава к регламенту процедуры взыскания. Сложно сказать, в чем причина таких нарушений. Одной из причин может быть огромная загруженность рядовых сотрудников ФССП.

На одном из форумов бывший работник ФССП поделился своими впечатлениями о работе в ГОСП (городском отделе судебных приставов) Санкт-Петербурга. И, вот что он пишет:

А вот, еще один работник ФССП, на этот раз из Калининградской области.

Для того чтобы приступить непосредственно к работе, мне пришлось учиться работать в специальной программе — АИС ФССП (базе). В этой программе регистрируются все данные и сведения о должниках.

Работа в базе была для меня темным лесом, кроме того, программа постоянно висла.

Мне пришлось все разбирать и систематизировать бардак. Порой я просто не понимала, что я делаю. На меня хлынул поток информации, с которым я не могла справиться. Я работала до ночи, делала запросы, возбуждала и прекращала исполпроизводства. Рутина и однообразие выводили из себя и я стала срываться на посетителей…

АИС ФССП

Несмотря на то, что загруженность пристава-исполнителя, действительно огромна, он, являясь представителем власти, должен действовать только в рамках закона.

Закон предусматривает разные способы воздействия на судебного пристава-исполнителя. К ним относится и жалоба в порядке подчиненности, и жалоба в прокуратуру, и жалоба в суд.

Жалоба в прокуратуру на действия или бездействие судебных приставов-исполнителей, как правило, приносит хорошие результаты. Прокурорская проверка работы приставов, чаще всего проводится по заявлениям граждан или организаций (участников исполнительного производства). По результатам проверки, если выявлены нарушения закона, прокурор примет меры прокурорского реагирования. Обычно, прокурор выносит представление начальнику территориального подразделения ФССП, с требованием устранить нарушения закона.

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки. Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица за исключением перевода на нижестоящую должность и увольнения со службы сотрудника, замещающего должность, назначение и освобождение осуществляются Президентом Российской Федерации. (Это должность руководителя ФССП — главного судебного пристава РФ). До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.

Законодательство устанавливает перечень дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Применение других взысканий не допускается.

Заключение

Можно много и долго рассказывать о судебных приставах, их обязанностях и правах, можно говорить и плохое и хорошее, но не нужно забывать, что каждый из нас может оказаться на месте должника и взыскателя. Можно попасть на должность, где вы будете обличены государственной властью, а можно скрываться от приставов, потому что по решению суда, он пытается арестовать у вас последний шкаф и любимую герань. Главное, в любой ситуации, кем бы мы ни были, и как бы не повернулась жизнь, оставаться человеком.

Для участия в исполнительном производстве воспользуйтесь сервисом https://www.gosuslugi.ru/

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет банк данных исполнительных производств в электронном виде. Согласно с Порядком создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде общедоступная часть Банка данных публикуется на официальном сайте ФССП России.

Сведения, указанные в части 3 статьи 6.1 от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.

Согласно части 3 статьи 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в общедоступной части Банка данных не публикуются требования, содержащиеся в исполнительных документах, выданных на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети «Интернет».

Для работы с банком нужно выбрать подраздел – поиск по физическим лицам, либо поиск по юридическим лицам. В разделе «Территориальные органы» указывается регион официальной регистрации физического лица, место пребывания или местонахождения его имущества, место регистрации в ИФНС юридического лица, местонахождения его имущества или адрес его представительства или филиала (например Алтайский край).

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство может быть передано в другое подразделение судебных приставов. По решению Директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации исполнительное производство может быть передано в Управление по исполнению особо важных исполнительных производств. В этом случае: в разделе «Территориальные органы» указывается – Управление по исполнению особо важных исполнительных производств.

Дата рождения для физического лица не является обязательной для заполнения. В случае совпадения данных для более точной идентификации Вы можете заполнить поле в формате ДД.ММ.ГГГГ.

При наличии сведений о номере исполнительного производства Вы можете получить информацию из банка данных исполнительных производств через раздел «Поиск по номеру исполнительного производства».

При наличии сведений о номере исполнительного документа Вы можете получить информацию из банка данных исполнительных производств через раздел «Поиск по номеру исполнительного документа».

ФССП России не хранит и не передает третьим лицам персональные данные, введенные пользователями в форму поиска.

Сервис «Банк данных исполнительных производств» предоставляется только на официальном сайте ФССП России по адресу http://fssp.gov.ru/iss/ip/ и разделах территориальных органов ФССП России, расположенных в доменах четвертого уровня r**.fssp.gov.ru/iss/ip/.

Федеральная служба судебных приставов рекомендует гражданам и представителям юридических лиц, обнаруживших себя в банке данных исполнительных производств, оплатить задолженность посредством портала Госуслуг или скачать и распечатать квитанцию для оплаты.

Для оплаты задолженности посредством портала Госуслуг необходимо быть зарегистрированным пользователем портала Госуслуг. Описание регистрации Упрощенной учетной записи пользователя портала Госуслуг размещено в разделе «Частые вопросы» портала Госуслуг.

Запись в Банке данных будет удалена или изменена (в случае частичного погашения задолженности) в течение 3 – 7 дней с момента оплаты, так как денежные средства должны поступить на депозитный счет отдела судебных приставов, распределены, перечислены взыскателю.

При возникновении дополнительных вопросов можно обратиться непосредственно в подразделение судебных приставов по указанному адресу, телефону в целях получения информации о поступлении денежных средств или о принятых и возможных мерах принудительного исполнения, таких как, например, временное ограничение на выезд за пределы Российской Федерации.

Для уточнения характера и основания принятых решений о взыскании административных штрафов и налоговых платежей ФССП России предлагает обращаться в уполномоченный орган, принявший соответствующее решение, или получить информацию на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России, либо Федеральной налоговой службы.

Информацию о ходе исполнительного производства Вы можете получить, обратившись на Единый портал государственных услуг по адресу: https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001012

Возможность получить информацию о наличии/отсутствии задолженности есть у пользователей социальных сетей «В контакте» и «Одноклассники» через специальное приложение «Банк данных исполнительных производств».

Также получить информацию о наличии/отсутствии задолженности можно с мобильных устройств, использующих следующие портативные операционные системы: Android, iOS и Windows Phone. Приложение легко найти и установить на соответствующих системах из «магазинов» приложений Windows на Windows Phone, из Google Play на Android, из App Store на iOS, набрав в поиске: «фссп».

Приложения для социальных сетей и мобильных устройств позволяют не только однократно получить информацию о наличии/отсутствии задолженности по исполнительным производствам, но и подписаться на получение данных сведений постоянно. Подписавшись, Вы будете получать уведомления о появлении новой задолженности или об изменениях в уже имеющейся.

*В случае установления факта наличия возбужденного исполнительного производства при проверке задолженности через сервис «Банк данных исполнительных производств» или через единый портал государственных услуг (ЕПГУ) в отношении должника с идентичными ФИО, датой рождения, во избежание ошибочной идентификации физического лица как должника по исполнительному производству и применению к нему мер принудительного исполнения (наложения ареста на счета, ограничения права регистрации транспортного средства и т.д.) граждане могут обратиться к судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, и предоставить документы, позволяющие однозначно идентифицировать гражданина (копия паспорта, СНИЛС, ИНН).

В случае если с банковского счета гражданина списаны денежные средства, либо в отношении него применены иные меры принудительного исполнения (ограничение на проведение действий по регистрации имущества и пр.), а исполнительное производство возбуждено в отношении однофамильца с идентичной датой рождения, необходимо в сервисе «Банк данных исполнительных производств» получить сведения о структурном подразделении территориального органа ФССП России, фамилии имени отчестве, телефоне должностного лица, возбудившего исполнительное производство. Проверку рекомендуется проводить по всем территориальным органам ФССП России.

После получения необходимых сведений из «Банка данных исполнительных производств» необходимо обратиться к судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, с заявлением об ошибочной идентификации гражданина как должника по исполнительному производству, с приложением документов, позволяющих однозначно идентифицировать его (копия паспорта, СНИЛС, ИНН), для отмены наложенных ограничений, по возможности уведомить судебного пристава-исполнителя по телефону.

Читайте также: